Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото aosd.ru и Алексея Липницкого | 26.09.2025 18:33:58

Первая после парламентских каникул сессия областного Собрания состоялась 24 сентября. В повестку вошли важные для региона законодательные инициативы, касающиеся бюджетной политики, местного самоуправления, развития туризма и программы «Арктический гектар» на территории Архангельской области.
Финансовые итоги полугодия
Депутаты рассмотрели на сессии ряд бюджетных вопросов. Ключевой из них – исполнение областного бюджета за первое полугодие 2025 года. Доходная часть региональной казны составила 60 млрд 330,7 млн рублей, причём на 72% она сформирована за счёт собственных доходов. Основную часть поступлений по налоговым и неналоговым статьям составили четыре ключевых источника: налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизные сборы и налог на имущество организаций. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года поступления по налогу на доходы физических лиц увеличились на 13,2% и составили 14 млрд 737,7 млн рублей. Также выросла собираемость налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога на профессиональный доход.
Основные расходы бюджета пришлись на социальную сферу: образование, культуру, здравоохранение, социальную политики, физическую культуру и спорт.
«Сбалансированность бюджета сохранена несмотря на небольшое сокращение собственных доходов. Это свидетельствует о грамотном управлении финансовыми потоками. Баланс достигнут и в долговом портфеле – практически половина заёмных средств приходится на недорогие бюджетные кредиты, – подчеркнула заместитель председателя комитета областного Собрания по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Надежда ВИНОГРАДОВА. – Позитивная динамика в исполнении расходной части бюджета обеспечивает успешную реализацию государственных программ и национальных проектов. Неплохие результаты достигнуты по выполнению программы развития энергетики и ЖКХ, формированию комфортной городской среды, обеспечению жильём северян. В расходной части бюджета мы видим рост поступления по НДФЛ и налогу на профессиональный доход».
Больше «арктических» гектаров
В первом чтении был принят законопроект, расширяющий перечень территорий, доступных для получения в рамках программы «Арктический гектар». Она начала действовать с 1 августа 2021 года по аналогии с проектом «Дальневосточный гектар». При этом с учётом особых климатических и социально-экономических условий Арктической зоны предусмотрен механизм, отличающийся от действующего на Дальнем Востоке: граждане вправе выбирать земельные участки только на специально выделенных для этого территориях. Действие программы распространяется не на всю Архангельскую область. В нашем регионе к Арктической зоне отнесены Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Приморский, Мезенский, Онежский, Пинежский и Лешуконский округа.
В Архангельской области по этой программе выдан 821 участок площадью 523,2 гектара. Половину из них использовали под жилищное строительство, треть — под сельское хозяйство. Часть получателей занялись предпринимательством, реализуя проекты, ориентированные на создание мест отдыха, организацию охоты и рыбалки. Общая площадь участков в Архангельской области, доступных для получения по программе «Арктический гектар», составляет 1462 гектара.
,
«Новым документом мы включаем в перечень дополнительные территории, общая площадь которых составляет 117,03 гектара, в Лешуконском, Мезенском, Онежском, Пинежском и Приморском округах, – рассказал председатель комитета по собственности и предпринимательству Александр ФЕДОРКОВ. – Все территории были отобраны по предложениям органов местного самоуправления. Кроме того, мы исключаем несколько участков в ряде округов по объективным причинам».
Принятие законопроекта позволит увеличить земельный фонд и предоставит гражданам дополнительную возможность получить землю для реализации своих проектов.
Новые условия для гостевых домов
На прошедшей сессии сразу в двух чтениях был принят законопроект, легализующий использование частных жилых домов для предоставления гостиничных услуг. Это позволит региону участвовать в федеральном эксперименте по развитию гостевых домов.
С сентября 2025 по декабрь 2027 года в регионе будет действовать особый правовой режим, призванный упростить процедуры открытия и работы малых средств размещения. Предусмотрена упрощённая система классификации гостевых домов, которая будет отличаться от процедуры, применяемой к гостиницам и базам отдыха, а также чёткие и понятные требования к этим объектам размещения. Согласно им, дом должен располагаться на земле под ИЖС, принадлежать физическому лицу, иметь не более 15 комнат и вмещать одновременно до 45 гостей. Это создаст благоприятные условия для активизации внутреннего туризма и расширения гостиничной инфраструктуры, способствуя увеличению туристического потока.
«Изначально Архангельская область не была в списке регионов-участников эксперимента по развитию системы гостевых домов. При этом заинтересованность в нём местных жителей, особенно в отдалённых населённых пунктах, очень велика. Люди хотят принимать гостей, показывать свой край, — отметила председатель комитета по культурной политике, образованию, науке, туризму и спорту регионального парламента Ольга ВИТКОВА. — Работа правительства и поддержка областного Собрания принесли свои результаты, и в итоге наш регион включили в эксперимент. На сегодня уже более 90 гостевых домов готовы в нём участвовать».
По словам депутата, новый закон даёт владельцам ключевые преимущества: официальный статус, возможность претендовать на государственную поддержку, а также содействие в продвижении через туроператоров.
«Уверена, что появление областного закона создаст необходимые условия для легализации существующих объектов и появления новых, что, безусловно, будет способствовать комплексному развитию туристической инфраструктуры нашего региона», – подчеркнула Ольга Константиновна.
Улучшения в капремонте домов
В первом чтении был принят законопроект, предусматривающий изменение порядка проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Новации затрагивают ключевые условия предоставления государственной поддержки. В частности, исключаются однократность предоставления средств на один вид работ, запрет на поддержку, если дом ранее попал в адресную программу, ограничения, связанные со сроком ввода дома в эксплуатацию.
«Ключевое преимущество нового документа заключается в возможности поэтапного проведения дорогостоящих работ, например, по замене лифтов, – уточнил председатель комитета по строительству, топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Виктор ЗАРЯ. – В Архангельской области, по данным на 1 января, в многоквартирных домах региона функционируют 2 927 лифтов, у 707 из них истёк назначенный срок службы. С учётом того, что замена лифтового оборудования является одной из самых затратных статей капитального ремонта, проблема обновления парка может быть решена только поэтапно с привлечением государственной поддержки».
Также законопроект исключает из региональной программы капремонта дома блокированной застройки: они не являются многоквартирными, так как у их собственников отсутствует общее имущество. Кроме того, в документе уточняются полномочия органов региональной власти, которые должны будут готовить предложения по установлению предельной стоимости услуг по капремонту, и полномочия регионального оператора по осуществлению их расчётов.
В пешей доступности
Ещё одна важная законодательная новелла, которая также была принята в первом чтение, направлена на унификацию модели территориального управления. Его основная цель – соблюдение прав граждан на доступность органов власти.
«Данный проект касается критериев формирования территориальных органов и местных администраций. В Архангельской области создано уже 16 муниципальных округов. Федеральный закон уполномочил региональные власти определить чёткие критерии при формировании территориальных органов, среди которых – обеспечение пешеходной доступности для жителей всех населённых пунктов до административного центра или его территориального органа в течение рабочего дня, – сообщил заместитель председателя областного Собрания Игорь ЧЕСНОКОВ. – Кроме того, в документе мы зафиксировали необходимость определения границ этих территориальных органов с учётом территории бывших поселений».
Документом предусмотрено важное изменение в системе общественного контроля: эти функции планируется передать общественным советам, которые работают при вновь созданных территориальных органах на территориях упраздненных поселений.
«Необходимо выстраивать систему постоянной обратной связи исполнительной власти с населением через общественные советы. Если раньше создание таких общественных формирований было правом, и из 16 округов такой возможностью воспользовались только шесть, то после принятия закона это станет обязанностью для органов местного самоуправления», – подчеркнул вице-спикер областного Собрания.