Анна КОПТЯЕВА. Фото vk.com/malinovoepole, vk.com/ckfao | 03.10.2023 11:45:23
Завершающим мероприятием деловой программы Маргаритинской ярмарки стал семинар «Сельское хозяйство: бизнес или нет?», прошедший на площадке Агентства регионального развития. Участники семинара обсудили перспективные ниши в этой сфере, поделились интересными кейсами и узнали о мерах поддержки, которые помогают бизнесу сделать фермерское хозяйство действительно выгодным.
На мероприятии специалисты Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Архангельской области рассказали начинающим предпринимателям о том, с чего начать дело, как выбрать нишу – у центра есть «коробочные» решения для этого – и составить бизнес-план.
Интерес к сельскому хозяйству со стороны бизнеса растёт. К примеру, за год в Архангельской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в этой сфере, выросло на 7,2%.
«При этом одной из главных задач Центра компетенций является информационно-методическая помощь. Так, в прошлом году мы проконсультировали 540 предпринимателей, а только за первое полугодие этого года – более 300. В основном обращения связаны с предоставлением мер господдержки, оформлением земельных участков сельхозназначения, подготовкой необходимых документов», – отметила руководитель Центра сельхозкомпетенций Архангельской области Людмила ВОРОНСКАЯ.
Предприниматели, прошедшие отбор и получающие господдержку, находятся на сопровождении центра. Начинающим фермерам оказывается помощь в составлении бизнес-планов для участия в грантовых конкурсах «Агростартап». В 2022 году победителями конкурса стали три крестьянско-фермерских хозяйства, ещё одно хозяйство – гостевое подворье «Фермерская слобода» Владимира БУДЕЙКИНА – выиграло грант «Семейная ферма».
В приоритете – овощеводство
«Архангельская область по большей части не сельскохозяйственный регион. Тем не менее у нас есть хорошие примеры успешных проектов в этой сфере. Это, в первую очередь, производство молока, картофеля и других культур. Сейчас во многих хозяйствах региона внедряются современные технологии, появляются роботизированные фермы. Всё это позволяет делать местную продукцию более конкурентоспособной», – уверена Людмила Воронская.
Участники семинара спросили руководителя регионального Центра сельхозкомпетенций о перспективных нишах в сфере сельского хозяйства.
«В приоритете – овощеводство, особенно картофелеводство. Маргаритинская ярмарка показала, что этой продукции именно в нашем регионе пока недостаточно. Также есть потребность в развитии рыбоводческих, животноводческих хозяйств. На юге области есть большие комплексы, а вот на севере региона их не хватает», – добавила руководитель Центра сельхозкомпетенций.
О других мерах поддержки инвестпроектов в сфере сельского хозяйства рассказал генеральный директор Агентства регионального развития Максим ЗАБОРСКИЙ.
В частности, АРР помогает предпринимателям сертифицировать продукцию, регистрировать товарный знак, организует участие производителей в ярмарках и выставках, а также выход на экспорт.
«Сегодня наши производители поддерживают общемировой тренд – создают свои локальные бренды, продукты и занимаются фермерством. И в регионе выстроена система поддержки таких предпринимателей. Появляются новые инструменты, которые помогают тем, кто принял решение развиваться на селе, получать гранты, льготы, в том числе по налогам, «дешёвые» кредиты и другие меры поддержки, – отметил Максим Николаевич. – Большие возможности открыты перед резидентами Арктической зоны России. Плюсом к этому – программа «Арктический гектар», по которой можно взять на льготных условию землю, в том числе под развитие сельского хозяйства».
Вертикальные фермы – новый тренд
Участникам мероприятия представили несколько перспективных ниш в сфере сельского хозяйства, в том числе технологии по развитию «вертикального фермерства», агротуризма, переработки молока и дикоросов.
Вертикальные фермы – автоматизированные многоярусные теплицы – относительно новый тренд в сельском хозяйстве. Их открывают в городах по всему миру.
«Главная особенность вертикальных ферм в том, что урожайность не зависит ни от региона, ни от погоды: каждый может выращивать на специальных модулях клубнику, малину, зелень и микрозелень, – рассказала на семинаре исполнительный директор малого инновационного предприятия компании Greenbar (г. Грозный) Анна ВИТИТИНА. – Для установки фермы нужно тёплое помещение, где есть электричество и wi-Fi. Сегодня это направление становится всё популярнее у рестораторов, которые начинают самостоятельно обеспечивать себя свежей продукцией. Также на фермах можно выращивать лекарственные травы».
По словам спикера, окупаемость вертикальной фермы очень высокая: «Себестоимость одного горшочка салата, выращенного на такой ферме, – 6-7 рублей, тогда как в магазине он стоит 80, а то и 120 рублей. Прибыль колоссальная! При этом за год вы можете снять 5-12 урожаев».
По оценкам экспертов, максимальный срок окупаемости модуля для такой фермы – 1,5 года.
Интерес к сыроварению
Один из успешных кейсов – крафтовое предприятие «Сыролайф», которое уже шесть лет производит интересные сорта сыра и варит натуральный продукт с необычными ингредиентами – от сладкой паприки до пряного пажитника.
«В 2017 году через Центр занятости я получила субсидию на открытие собственного дела. Вместе с семьёй мы подобрали помещение для цеха, сделали там ремонт, открыли производство и вот уже шесть лет занимаемся сыроделием. На данный момент выпускаем восемь сортов – от мягких сыров до выдержанных полутвёрдых. С самого начала для себя решила: лучше делать немного продукта, но хорошего качества. Сырьё нам привозят из Холмогор, работаем исключительно на цельном молоке», – рассказала участникам мероприятия основатель сыроварни «Сыролайф» Оксана ХАРЬКОВСКАЯ.
Предприятие активно сотрудничает с ресторанами Архангельска, среди которых – REKA, «Почтовая контора», roomi, а также гостиничный комплекс «Малые Карелы».
«Регулярно пользуемся услугами Агентства регионального развития: участвуем в выставках, получаем компенсации по затратам на сертификацию и анализ продукции. Это хорошее подспорье для меня как представителя небольшого бизнеса», – пояснила основательница сыроварни.
Малиновый бизнес
Ещё один заметный кейс – малиновая плантация в Заостровье. Об этом проекте рассказал владелец «Малинового поля» Андрей ВАРФОЛОМЕЕВ.
Это семейный бизнес Варфоломеевых. Идея выращивать малину у главы семейства появилась ещё в 2014 году, реализовывать её супруги начали в 2017‑м: тогда они занялись подготовкой земли сельхозназначения, которая была у них в собственности, и на следующий год смогли высадить первые кусты малины.
«Самый трудный период – первые 3-4 года, когда либо совсем нет урожая, либо есть, но небольшой, а хозяйство при этом требует постоянных вложений, – рассказал Андрей Варфоломеев. – Нашу плантацию можно по праву назвать самой северной. Безусловно, южные регионы выигрывают по количеству тёплых дней в году, но свежая малина не терпит долгой транспортировки. К тому же в основном в Россию малину привозят из других стран, поэтому она достаточно дорогая. В целом у нас эта ниша довольно свободна».
Сегодня площадь малиновой плантации под Архангельском составляет два гектара: на ней растёт без малого четыре километра кустов сладкой ягоды сортов «солнышко» и «гусар». Основной рынок сбыта – Архангельск и Северодвинск, жители городов приезжают самостоятельно собирать ягоды.
«Самосбор практикуют на фермах во всём мире, и мы решили перенять этот опыт. Такой формат упрощает сбор, сортировку, хранение ягоды», – считает владелец «Малинового поля».
В планах семьи Варфоломеевых – увеличить площадь плантации до 5,5 гектара и использовать её как ареал экотуризма.
Выход на смежные сферы
С сельским хозяйством связано и большое количество смежных сфер. Среди них – переработка овощей.
«Это направление очень востребовано. Причём овощи могут продаваться в разном виде. У потребителей очень популярны чипсы, и не только из картофеля. К примеру, в Шенкурском округе есть замечательное производство чипсов из моркови. Также можно делать свекольные чипсы и луковые кольца, – считает руководитель Центра сельхозкомпетенций. – Очень популярно вакуумирование овощей. К примеру, простой картофель стоит 10 рублей, мытый – 15 рублей, запакованный в вакуум – 20 рублей, а нарезанный – вообще 30 рублей. И на такой продукт есть свои покупатели. Быстрый ритм города вынуждает людей покупать полуготовую продукцию».
Ещё одна ниша – сыроварни. К примеру, в этом году на грант «Агростартап» подали заявку две сыроварни – из Пинежского и Вельского районов.
«Ребята позитивные, этим делом очень загорелись. Варили сначала сыры на кухне, но решили выйти на новый уровень, начать сертифицировать свою продукцию. И благодаря грантам эту деятельность развили, – добавила Людмила Воронская. – В Онежском районе успешно развивается «Амосовская сыроварня». Сейчас её владельцы задумались о строительстве собственной фермы, чтобы самостоятельно обеспечивать себя сырьём».
Также можно заняться переработкой молока в йогурты и творог. Ещё одна интересная ниша – переработка мяса и рыбы, что также, по оценкам Центра сельхозкомпетенций, востребовано в нашем регионе.
Мероприятие организовано Агентством регионального развития, Центром услуг «Мой бизнес» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». В Поморье получить поддержку МСП можно в Агентстве регионального развития, Центре услуг «Мой бизнес». Отправьте заявку по электронному адресу: [email protected] или по телефону 8 (800) 100 7000.