ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Это всё моё, родное: в Гражданском кодексе РФ появилось понятие «географическое указание»


Рина КОСТИНА. Фото Depositphotos.com | 19.08.2020 10:22:33
 Это всё моё, родное: в Гражданском кодексе РФ появилось понятие «географическое указание»

27 июля вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, которые вводят новый объект интеллектуальной собственности – географическое указание. Теперь в один ряд со знаменитым вологодским маслом, нарзаном и башкирским медом могут встать, например, холмогорский картофель, северодвинское молоко и продукция Архангельского водорослевого комбината. Насколько актуально это законодательное нововведение для регионального бизнеса?


Понятие «географическое указание» (ГУ) вступило в действие наравне с уже существующим наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако отличается более простой регистрацией. Сертификат ГУ идентифицирует произведенный на определенной территории товар, характеристики которого в значительной степени, не обязательно полностью, связаны с его географическим происхождением – то есть местом, где осуществляется хотя бы одна из стадий производства. Считается, что новые правила помогут официально зарегистрироваться брендам с частичной локализацией.

«Производители действительно смогут получить правовую охрану маркировки местной продукции, которая недотягивает до уровня наименования места происхождения товара из-за наличия жестких требований к этому объекту интеллектуальной собственности, – поясняет менеджер отдела закупок ассортимента, капитан категории молокопродукты торговой сети «Петр&скй» Татьяна ДЕРБИНА. – Регистрация географического указания требует менее строгой связи с территорией. Отдельные этапы производства могут быть выведены и за пределы географического объекта. Например, наши молокозаводы берут сырье на местных фермах, но упаковку, как правило, заказывают в других регионах или даже странах. Подобная схема работы позволяет уменьшить издержки, при этом сохранив особенности именно регионального продукта».

Опыт использования географических указаний был взят авторами законодательных поправок из международной правовой практики. По их мнению, благодаря закону о ГУ субъекты России получат инструмент для продвижения региональных брендов, что, в свою очередь, позволит им более активно развиваться в социально-экономическом плане.

В процессе регистрации защищенного географического указания для своей продукции сейчас находится Архангельский водорослевый комбинат. По словам генерального директора предприятия Артёма ИВАНОВА, получение сертификата ГУ поможет компании выйти на более широкие рынки сбыта.

«Мы очень долго были лишь региональным предприятием и ориентировались в основном на туристов и местных жителей, – рассказал «БК» Артём Иванов. – Сейчас хотим выйти на всероссийский уровень. Мы видим существенный спрос в центральных регионах и на юге, где есть и другие производители продукции из водорослей, правда из китайских, которые не идут ни в какое сравнение с беломорской ламинарией. Нам очень важно позиционировать себя именно как компанию из Архангельска, чтобы отстроиться от конкурентов и объяснить клиенту, почему мы лучше остальных. В том числе хотим это сделать с помощью регистрации географического указания «архангельские водоросли».

Товары с географическим указанием планируется помечать особым знаком, чтобы потребители отличали региональные бренды от подделок. По мнению Татьяны Дербиной, это реально поможет в продвижении местной продукции, так как жители Архангельска наиболее лояльны к товарам, произведенным в своем регионе. Торговая сеть «Петр&скй» сотрудничает с местными производителями мяса, хлеба, молока. По данным менеджера отдела закупок ассортимента, 65% молочной продукции поставляется с заводов региона: из Шенкурска, Архангельска, Северодвинска и Красноборского района. Кроме того, у компании Петр&скй есть собственный АПК «Любовское», который специализируется на производстве молока и картофеля. Молочная продукция «Из Любовского» представлена на полках только в магазинах сети «Петр&скй».

Стоимость регистрации географического указания составляет 29,5 тысячи рублей. При подаче заявки в электронной форме предусмотрена 30-процентная льгота. В стоимость входит экспертиза заявленного обозначения, а также внесение Роспатентом сведений в правоустанавливающий реестр географических указаний и наименований мест происхождения товаров. По желанию заявителя ему может быть также выдано свидетельство об исключительном праве.

Однако, как считает генеральный директор компании «Брау­Мастер» Владимир ПРЕЛОВСКИЙ, регистрация географического указания вряд ли станет популярным инструментом продвижения в среде малого и микробизнеса: предпринимателям просто некогда заниматься бумажной волокитой, да и лишних денег нет.

«У меня, например, несколько линеек продукции. Было бы накладно для каждой из них регистрировать географическое указание. А еще важнее то, что это съедает много времени. У меня есть опыт регистрации товарного знака. Честно говоря, вымотали все нервы. Кроме как бюрократической волокитой, я это никак не могу назвать. Поэтому, мне кажется, новый закон будет работать преимущественно в сегменте средних и крупных предприятий», – полагает Владимир Преловский.





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5