Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива Ирины Исаковой | 17.07.2025 11:14:52

От средневековой Европы до старинного Русского Севера – мастерица из Архангельска Ирина ИСАКОВА создаёт оригинальные костюмы для исторических реконструкций, спортивных боёв и тематических фестивалей. Основательница мастерской Airen Design рассказала «Бизнес-классу», как построила нишевый бизнес с изюминкой, сохранила его в пандемию и почему сегодня вдохновляется северными традициями и народным костюмом.
Путь к собственному делу у Ирины Исаковой начался с детского увлечения. В гостях у бабушки она с интересом рассматривала старую швейную машинку «Зингер» со станиной. Бабушка показала Ирине азы кроя и шитья, но тогда швейная практика девочки ограничивалась нарядами для кукол.
В старших классах школы и во время учёбы на филологическом факультете Поморского государственного университета Ирина стала интересоваться историей средневековой Европы и Руси – материальной культурой, реконструкцией и тематическими фестивалями. И чтобы выглядеть эффектно на подобных мероприятиях, начала шить костюмы – сначала для себя, потом для друзей.
«Лет 15 назад я прошла курсы шитья: мама предложила, раз уж я «что‑то там» захотела шить. Потом этот навык долго «мариновался». После университета работала по специальности – учителем английского языка, а шитье оставалось хобби, – рассказывает Ирина Исакова. – Друзья знали, что ко мне можно обратиться, чтобы сшить нечто необычное, требующее особого подхода».
К 2019 году Ирина уже трудилась на двух работах и, по её признанию, находилась на грани выгорания.
«Я тогда работала с детьми, и нужно было каждый раз быть не только преподавателем английского, но и аниматором в переносном смысле этого слова. В итоге решила всё бросить и открыть своё дело, благо, я всегда об этом мечтала», – продолжает она.
Из кризиса – к своей нише
Ирина Исакова начала с обустройства небольшой мастерской за пределами дома. В её распоряжении была всего одна швейная машинка – подарок от родственников. Этого оказалось достаточно, чтобы сделать первый шаг.
Но вскоре началась пандемия. Массовые мероприятия отменили, заказы на костюмы почти прекратились, и у мастерицы появились сомнения: востребована ли вообще такая ниша? В этот период выручил формат, к которому раньше не стремилась, – мелкий ремонт и подгонка одежды, как в обычном ателье «у дома».
Сейчас Airen Design работает в совершенно другом ритме: в просторном помещении с современным профессиональным оборудованием, оптовыми поставками материалов и новыми техниками шитья.
Ирина Исакова предпочитает, чтобы её называли портной: в отличие от швеи, на ней весь процесс производства изделий. Девушка осталась верна своей идее – специализации на разработке и индивидуальном пошиве одежды, а также защитного снаряжения для исторических реконструкций, спортивных боёв и тематических мероприятий. В ассортименте – рубашки, стёганые изделия, верхняя одежда, подшлемники, плащи, платья, головные уборы и сопутствующая продукция: тенты, сумки, чехлы. Это пошив по индивидуальным меркам, с ручной или машинной обработкой, работа с тканями заказчика, создание дизайна по референсам или с нуля.
Чтобы воссоздать достоверный исторический образ или выполнить стилизованный заказ, Ирина Исакова сначала изучает музейные экспонаты, изображения, скульптуры и доступные онлайн-источники. Основным направлением остаётся именно стилизация – она сохраняет атмосферу эпохи, но позволяет ускорить процесс и адаптировать изделия под современные материалы и технологии.
Клиенты мастерской – люди, которые хотят подчеркнуть индивидуальность через необычную одежду. При этом, по наблюдениям Ирины, мужчины часто проявляют к костюмам больше внимания, чем женщины.
«Думаю, во‑первых, потому что некоторые женщины сами могут себе сшить нужную вещь. А во‑вторых, на самом деле, мужчины – большие модники», – отмечает она.
По словам Ирины, в её нише спрос сезонный: весной и летом заказывают костюмы к фестивалям и событиям, а в холодное время года мастерская переключается на другие заказы – например, партии футболок, и работает над новыми идеями.
«Корни надо помнить»
Был период, когда Ирина Исакова поставляла свои работы на международный рынок. Заказы уходили в Европу, Гонконг, Австралию и США. Она продавала изделия через международные площадки, пока пандемия и санкции не изменили правила игры. Зарубежные платформы отказались сотрудничать с российскими мастерами.
«Потом пошли заказы по России – Москва, Санкт-Петербург… И только сейчас я начинаю укрепляться в регионе. Потому что друзья – друзьями, ниши – нишами, а корни надо помнить. Поэтому теперь стараюсь больше работать в традициях Архангельской области», – поясняет Ирина.
Изучение местной аудитории помогло по-новому взглянуть на идеи коллекций. В 2025 году мастерица начала разрабатывать первую тематическую линейку одежды – с отсылками к культуре Русского Севера. Источниками вдохновения стали этнографические материалы, музейные коллекции и элементы народного костюма, которые уже воплотились в нежные платья.
«Я очень поздно смотрю на тренды и, соответственно, вливаюсь в них. Поэтому сейчас понимаю: как же сегодня много всего про Север! И на самом деле да – такие вещи востребованы. Раз их делают, значит это кому‑то нужно», – рассуждает собеседница БК.
«Рынок открыт для оригинальных решений»
Ирина Исакова продвигает свои услуги в соцсетях, а сайтом бренда занимается её супруг Игорь. В офлайне мастерица тоже показывает свои работы. В этом сезоне она стала участницей фестиваля креативных индустрий «Белый июнь». Показ северной коллекции, общение с аудиторией, живой интерес к продукции и атмосфера предпринимательской поддержки убедили: локальная идентичность может стать основой устойчивого бренда!
Сейчас Ирина формирует стратегию масштабирования. Главная цель – создать полноценное швейное производство в Архангельской области. С командой, современным оборудованием и полным циклом: от разработки дизайна и закупки материалов до пошива и продаж.
«Это могут быть совершенно любые вещи. Допустим, худи, футболки. Но предложение должно рождаться из спроса, поэтому формирую сейчас коллекции, которые будут интересны», – добавляет Ирина.
Для усиления позиций она планирует русифицировать бренд: сделать название более узнаваемым и понятным для локальной аудитории. Также Ирина прошла курс по оптимизации бизнеса MBA, что дало системное понимание процессов и уверенность в следующем этапе развития.
«Рынок открыт для оригинального, главное – решиться. И не повторять чужое – создавать своё», – уверена мастерица.