ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Спектакль-терапия: о детской дружбе, первых утратах и медузах


Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 18.02.2021 20:50:03
Спектакль-терапия: о детской дружбе, первых утратах и медузах

В Архангельском молодежном театре появился новый спектакль, который лучше всего смотреть всей семьей. Постановка с загадочным названием «Поцелуй ируканджи» – трогательная и красивая история о переживании потери в жизни двенадцатилетней девочки, находящая отклик и у взрослых зрителей.


«Поцелуй ируканджи» режиссер Юлия КАЛАНДАРИШВИЛИ поставила по мотивам романа Али БЕНДЖАМИН «Доклад о медузах» (автор инсценировки – переводчик и драматург Ольга ВАРШАВЕР). Это первая работа режиссера в Архангельском молодежном театре. Однако спектакли Юлии Каландаришвили для детей и подростков идут в нескольких театрах страны, а некоторые уже были отмечены на фестивалях «Арлекин» и «Золотая маска». 

Именно ее наш молодежный театр пригласил, чтобы поставить спектакль для подростковой аудитории. Однако история, как и можно ожидать, будет не менее интересна взрослым зрителям, потому что проблемы в ней затрагиваются непростые – те, о которых чаще всего не принято говорить подробно и откровенно. 

Как говорит мама главной героини, «страшное иногда просто случается». Так она пытается успокоить свою дочь Сузи (Анастасия ХУРТАЙ), впервые переживающую большую утрату – гибель своей лучшей подруги Фрэнни (Дарья БЕЛЫХ). Но пережить и принять это сложнее вдвойне еще и потому, что расстались девочки в ссоре. 

Взросление оказывается испытанием, преодолеть которое без потерь практически невозможно. В этот момент и возникает спасительная для подростка история об опасных медузах-ируканджи: встреча с ними в море может стать смертельной даже для такого хорошего пловца, какой была утонувшая подруга…

Даже познакомились девочки когда-то давно в бассейне – так начиналась их безусловная, наивная детская дружба, не требующая никаких соответствий характеров. Пространство спектакля тоже напоминает бассейн. Правда, никакой воды в нем нет: иллюзию, напоминающую сине-голубые картинки из фантазий или снов, создают световые эффекты (художник по свету – Стас СВИСТУНОВИЧ). Зрители оказываются по обе стороны от этой волшебной территории — действие происходит в центре, а места для аудитории расположены с двух сторон — и словно всматриваются в другое измерение. Так происходит медленное погружение в воспоминания девочки, словно в подводные глубины, населенные разными морскими существами. Похоже, именно такими представляются Сузи ее одноклассники – непонятными, далекими, порой вызывающими недоумение, а иногда и страх. 

kiss_irucangi2.jpg

Пространство напоминает и аквариум с низкими бортами, где Сузи впервые приходит в голову мысль о том, отчего на самом деле могла погибнуть ее подруга. Наверное, вовсе не потому, что «страшное просто случается». Всему хочется найти логическое объяснение. И Сузи начинает свое исследование, одновременно выполняя школьное задание – подготовку доклада. Темой его стали медузы. 

Медузы в спектакле все время напоминают о себе. Они в святящихся банках, которые словно фонарики поднимают вверх актеры в одной из сцен. В центре пространства – прозрачный шар, по сторонам расходятся щупальца–проводки - тоже своеобразное символическое обозначение медузы. Медузы вездесущи – их щупальца поселились даже на переливающихся неоновым светом рюкзачках на спинах одноклассников (художник – Евгения ПЛАТОНОВА). 

В постановке заняты молодые артисты театра – студенты заочного курса Российского государственного института сценических искусств. История Сузи складывается постепенно: из череды сцен, разговоров и ситуаций, которые она вспоминает и проживает снова. Простая девочка, столкнувшаяся со сложным и непонятным. Со смертью. С самого начала она закрепляет на лице прозрачный защитный экран, становящийся преградой между ней и враждебным внешним миром. По сюжету после трагедии Сузи перестает говорить с людьми, но с первой же сцены мы слышим ее внутренний монолог. 

kiss_irucangi3.jpg

Фрэнни в исполнении Дарьи Белых – как будто противоположность, словно девочка с картинки с вьющимися волосами, перехваченными большим красивым бантом. С самого начала они очень разные внешне, но постепенно меняются и внутренне. Для Сузи остаются главными простые и понятные вещи: бескорыстная дружба, наблюдения за окружающим миром, новые открытия в нем. Не случайно в сцене-воспоминании о поездке на озеро важными для нее становятся звуки природы: взмах крыльев, треск веток, шелест дождя. В отличие от людей, природа никогда не бывает громкой и грубой. 

А Фрэнни уже начинает постигать важность социальных ритуалов, которых с возрастом становится больше и больше. «Ты должна в кого-то влюбиться» – первая фраза, которая разделяет подруг. Нежелание одной выполнять навязанные социальные роли и оправдывать ожидания другой порождает непонимание, отстранение, а затем и полное неприятие. 

Расставание с человеком, с которым много пережито и прочувствовано, не может быть простым, оно заставляет вспоминать и искать причины. «Медуза – точно сердце бесплотного призрака: смотришь сквозь него и заглядываешь прямиком в иной мир, где скрывается все, что ты когда-то утратил». Так и девочки смотрят друг на друга сквозь стеклянный шар, словно пытаясь яснее увидеть и понять то, что случилось в прошлом. 

В замкнутом пространстве то и дело возникают прозрачные стены. Внутри бассейна-аквариума есть еще одна прозрачная «коробка», где Сузи будет прятаться от настигающих щупалец медуз, от людей и самой себя. Там ее ждет подруга, которая всегда остается рядом – хотя бы в мыслях. 

Однако прозрачная коробка, которую человек нередко создает себе, пряча в ней свои чувства и мысли, не может быть спасением от реальной жизни. В ней уже происходит новая трагедия. Кажется, только что была счастливая семья – но вот уже она разделилась на два параллельных мира, и девочка оказалась зажата между стенами этих двух самостоятельных вселенных — мамы (Евгения ПЛЕТНЁВА) и папы (Кирилл РАТЕНКОВ). 

Спектакль «Поцелуй ируканджи» – размышление о том, что почти каждый переживает во время взросления. То, что было простым, приобретает множество нюансов, а для дружбы становятся нужны связующие звенья – как те щупальцы у медуз. 

Это спектакль-терапия, предлагающий осмыслить опыт потери и постараться принять то, что «страшное просто случается», не пытаясь искать оправдания и строить систему доказательств, какими бы красивыми они ни получались. 

Однако никто не даст гарантию, что «страшное» не будет ждать в дальнем углу сознания и не напомнит о себе неожиданным появлением, как черная переливающаяся медуза в финальной сцене. То ли затухающий вулкан, то ли дымящийся черный сгусток – «медуза похожа на бьющееся сердце». Сгусток-сердце, вбирающий в себя человеческую боль.





Возврат к списку

Ваше мнение


Актуальное видео

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5