ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Важная точка Севморпути: в Архангельске появится технопарк для рыбопромысловых судов


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Николая Гернета, Ивана Малыгина, dvinanews.ru | 15.02.2021 14:40:00
Важная точка Севморпути: в Архангельске появится технопарк для рыбопромысловых судов

В начале февраля Поморье посетил руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ. Он осмотрел площадку будущего технопарка для ремонта и обслуживания рыбопромысловых судов и вместе с главой региона Александром ЦЫБУЛЬСКИМ принял участие в Рыбохозяйственном совете Архангельской области.


Проект технопарка предполагается реализовать с использованием возможностей Арктического рыбопромышленного кластера с центром на Маймаксанском грузовом участке АО «Архангельский траловый флот» (АТФ).

«Все предпосылки для появления такого технопарка есть. Представители отрасли заинтересованы в том, чтобы ремонтировать и обслуживать суда именно в Архангельске, поэтому проект имеет все шансы состояться и стать успешным. С учетом поддержки со стороны Правительства Архангельской области, думаю, технопарк заработает уже в ближайшее время», – рассказал журналистам после посещения площадки Илья Шестаков.

Общий объем инвестиций в проект оценивается в 600 млн рублей. Главная цель – создать в регионе условия для развития судоремонта на новом уровне. По мнению главы Росрыболовства, в перспективе необходимо стремиться к тому, чтобы центр обеспечивал комплексное обслуживание судов, в том числе в части их снабжения, ремонта, а также приобретения промыслового оборудования, орудий лова. 

Новые технологии

У местных рыбопромышленников появляются ультрасовременные суда, которые необходимо обслуживать. Так, недавно АТФ стал владельцем траулера-процессора «Баренцево море», портом прописки судна стал Архангельск.

«Четвертого февраля мы присутствовали на торжественной церемонии поднятия государственного флага на борту «Баренцева моря» в Санкт-Петербурге. Это первый в новой отечественной истории крупнотоннажный траулер-процессор, построенный на российских верфях. Мы горды тем, что такое большое современное судно будет работать в архангельской компании, – напомнил Александр Цыбульский. – Тралфлот – предприятие со столетней историей, занимает, наверное, основную часть на рыбопромысловом рынке Архангельской области. Уверен, что рыбаки будут работать в совершенно новых современных условиях».

barencevo_more2.jpg

«Баренцево море» – первый в серии из четырех траулеров, заказанных в Выборге для АО «Архангельский траловый флот» по государственной программе инвестиционных квот. Ввод в эксплуатацию новых судов АТФ, а также возобновление приема судов с рыбой с Дальнего Востока даст толчок для дальнейшего расширения и модернизации портовой территории Архангельска.
«С введением нового траулера квоты АТФ увеличатся на три тысячи тонн и составят 37 тысяч тонн. Порт развивается, и у нас огромные планы на этот год. В частности, в связи с увеличением объемов перевалки грузов, а также количества судов, ремонтируемых на российских верфях, мы планируем нарастить длину причала, реконструировать подъездные пути, заняться новым доком», – рассказал генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей ЗАПЛАТИН.

Северным путём 

В перспективе технопарк сможет обслуживать не только суда местных компаний, но и корабли, доставляющие грузы Северным морским путем (СМП). Поставки рыбной продукции по СМП собираются увеличить до 100 тысяч тонн к 2023 году.

«В этом году мы планируем перевезти от 30 до 50 тысяч тонн рыбы по Северному морскому пути. Основная масса продукции – лосось. Есть план мероприятий, который предусматривает системный подход к увеличению грузопотока по Севморпути. Среди них – введение дополнительных мер поддержки, в том числе субсидирования строительства специального рефрижераторного флота, которого сейчас не хватает. Кроме того, необходимо создавать площади для приемки рыбной продукции, – отметил Илья Шестаков. – Один из самых сложных вопросов, требующих участия регионов, связан с обратной загрузкой судов: это сделает использование Севморпути более экономически оправданным».

port_arh.jpg

Стратегическое значение для реализации планов по увеличению грузопотока по СМП имеет создание в Архангельске технопарка для ремонта и обслуживания рыбопромысловых судов.

«Архангельск исторически был и остается одной из важнейших точек Северного морского пути. В течение последних нескольких лет мы принимаем грузы, в том числе рыбную продукцию, с Дальнего Востока. Сегодня добыча и переработка водных биоресурсов осуществляются с применением современных цифровых технологий, многие процессы роботизированы. Важно, чтобы возможности технопарка позволяли обслуживать не только суда, построенные 20-30 лет назад, но и современные траулеры», – подчеркнул Александр Цыбульский.

Для обслуживания высокотехнологичных судов требуется совершенно иной уровень подготовки специалистов. Этот вопрос обсуждался на госкомиссии по подготовке кадров для рыбохозяйственной отрасли. Правительство Архангельской области ведет работу по возобновлению в регионе деятельности рыбопромышленного колледжа.

«Госзадание на это учреждение уже сформировано, в ближайшее время колледж официально войдет в состав САФУ и начнет работать. Наша совместная с университетом задача – создать современное учебное заведение, которое будет готовить высококвалифицированные кадры. И здесь мы надеемся на поддержку рыбопромышленных предприятий», – добавил Александр Витальевич.

Рыбохозяйственный совет

«Для нас Архангельская область является важным регионом, на который приходится около 20% добычи водных биоресурсов в Северном рыбохозяйственном бассейне и около 3% от объема их добычи в целом по стране. И то внимание, которое уделяет Александр Витальевич развитию рыбохозяйственного комплекса, дорогого стоит. Уверен, что заявленные проекты обязательно будут реализованы», – подчеркнул Илья Шестаков на заседании Рыбохозяйственного совета.

visit_shestakova.jpg

Участники заседания обсудили реализацию программы развития ассоциации «Арктический рыбопромышленный кластер», рассчитанной до 2024 года. Основные дивизионы кластера – рыбодобыча, рыбопереработка, судостроение и судоремонт, обслуживание судов, а также аквакультура.

«Стратегической целью развития кластера является формирование эффективной системы взаимодействия и кооперации участников, повышение их конкурентоспособности, экспортного потенциала региона, – пояснил представитель Арктического рыбопромышленного кластера Михаил МАХИН. – В ноябре 2020 года мы приступили к реализации проекта по созданию комплексного центра обслуживания судов рыбопромыслового флота в порту Архангельск. Уже имеются потенциальные резиденты технопарка – малые и средние предприятия, которые будут заниматься судоремонтом».

Будущие участники технопарка смогут подать заявки на получение статуса резидента Арктической зоны РФ и получить соответствующие преференции.

«В этом году планируется завершить подготовку к реализации проекта. Готовится пакет документов для подачи в Минпромторг, чтобы подтвердить: управляющая компания технопарка соответствует всем необходимым требованиям, – добавил Михаил Махин. – Мы надеемся, что в этом году пройдем конкурс Минэкономразвития, получим субсидию и приступим к строительству самого здания технопарка и закупке оборудования».

Глава региона призвал участников кластера активизировать работу в данном направлении.

«Необходимо как можно быстрее перевести ее из теоретической плоскости в практическую», – уверен Александр Цыбульский.

Перспективные водоёмы

На заседании Рыбохозяйственного совета участники обсудили также результаты очередных исследований ряда водоемов Коношского, Плесецкого, Шенкурского и Каргопольского районов, а также Северодвинска. Специалисты проверили пригодность водных ресурсов для организации товарного рыбоводства – создания бизнеса по выращиванию радужной форели. Установлено, что суммарный объем возможного выращивания рыбы может достичь 6356 тонн. Среди наиболее перспективных названы несколько водоемов Плесецкого района и Северодвинска.

По словам министра АПК и торговли Ирины БАЖАНОВОЙ, Архангельская область – единственный в стране регион, где такого рода исследования проводятся на средства областного бюджета.

«Работы по изучению водоемов на пригодность для товарного рыбоводства ведутся с 2017 года. Министерство АПК и торговли региона стремится поддержать это перспективное направление бизнеса, способствующее развитию территорий. В 2021 году работа будет продолжена», – добавила Ирина Борисовна.

Как отметил Александр Цыбульский, такой подход помогает не только развивать отрасль, но и поддерживать предпринимателей, стимулировать создание рабочих мест.

«Проведение исследований – финансово затратный процесс, при этом у предпринимателей присутствует реальный риск: потратив значительные средства, они могут получить отрицательный результат. Реализация проекта сводит этот риск к минимуму. Потенциальным инвесторам предлагаются готовые площадки для ведения бизнеса. И практически в каждом районе есть интересанты», – подчеркнул губернатор.

В регионе существуют и другие виды поддержки товарного рыбоводства, в том числе компенсация части затрат бизнеса на корма и рыбопосадочный материал. Во многом благодаря этому за последние три года объем товарного рыбоводства в регионе вырос в два раза – до 220 тонн. В планах на 2021 год – увеличить его еще в 2,5 раза. Интерес к товарному рыбоводству сегодня проявляют и крупные компании, которые занимаются традиционным промыслом рыбы.

По мнению главы Росрыболовства, Архангельская область демонстрирует серьезный прогресс в развитии аквакультуры, что может позволить ей стать одним из лидеров в этой сфере среди субъектов РФ.

«Предприятия рыбохозяйственного комплекса, которые здесь работают и платят налоги, ведут очень активную деятельность, в том числе инвестиционную. Строятся новые суда, рыбоперерабатывающие заводы. Серьезный прогресс отмечается и в товарном рыбоводстве. Рост уже весьма динамичный, и я уверен, что в ближайшее время Архангельская область выйдет на еще более высокие показатели», – подвел итог Илья Шестаков.





Возврат к списку

Ваше мнение


Актуальное видео

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5