ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 19 апреля, 2024 15:50

Губернаторов опять не выбирают...


Текст: Андрей ПЕРЦЕВ. Фото: Николай ГЕРНЕТ | 12.05.2012 06:52:40

Президентский законопроект о выборах глав регионов после обсуждения и принятия в Госдуме почти утратил первоначальный вид. Эксперты и оппозиция уверены, что сейчас один способ назначения просто сменил другой: в законе появился муниципальный фильтр.

Обещание вернуть губернаторские выборы прозвучало в послании тогда еще президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА. До этого в Москве отшумел многотысячный митинг на Болотной площади, крупные акции прошли во многих областных городах, в том числе и в Архангельске.

Президент в ответ заговорил о прямых выборах глав регионов: их отмена была одним из главных пунктов критики оппозиции. Правда, уже тогда в речи были оговорки, которые позволяли предположить, что выборы будут не совсем прямыми: Дмитрий Медведев заявил о неких консультациях с президентом.

Силой убеждения

До внесения в Госдуму законопроекта эксперты и оппозиционеры стали гадать, чем могут обернуться консультации: будет у президента право отклонить кандидата или нет. Текст документа кое-что прояснил – консультироваться могли только партийцы, никаких последствий эти беседы не несли. Интересно, что до этого Владимир Путин (тогда еще соответственно премьер) намекал, что президентский фильтр – штука хорошая и правильная.

Нашлись желающие поправить закон и после его внесения в Госдуму: сенаторы предложили дать главе государства право отклонять партийных кандидатов. Тогда сразу возникли сомнения: а почему же самовыдвиженцы защищены от снятия? Члены верхней палаты пояснили, что они должны собирать подписи, а значит, имеют свой фильтр.

Дискуссии закончились после того, как мэр Северодвинска Михаил ГМЫРИН вместе с губернатором Ульяновской области Сергеем МОРОЗОВЫМ на встрече с президентом предложили рассмотреть другой вид фильтра. Дмитрий Медведев подумал и попросил Гмырина и Морозова оформить совет документально.

Вскоре в Госдуму поступила поправка о муниципальном фильтре. Она и стала главной преградой на пути в региональную власть оппозиционных кандидатов: единороссам такой подход понравился, и поправка вошла в окончательный текст закона. Теперь каждый кандидат перед выдвижением партией или сбором подписей будет обязан заручиться поддержкой от 5 до 10% муниципальных депутатов не меньше чем в трети муниципальных собраний региона.

Кажется, что немного, но на самом деле – даже слишком! Региональные парламенты, которым предстоит определить, 5 или 10 процентов местных избранников должны поддержать кандидата, вряд ли станут либеральничать, а выберут большую цифру. При этом доля оппозиционных депутатов в районных, городских и сельских собраниях очень мала – специфика такая. Чем ниже уровень власти, тем сложнее живется оппозиционеру: в глубинке слишком многое завязано на власть, самостоятельного бизнеса почти нет.

Обычно депутаты – либо коммерсанты местного масштаба, либо бюджетники. Даже если они прошли в советы как оппозиционные кандидаты, надавить на них будет проще простого: бизнесмену пригрозить проверками, бюджетнику – увольнением. Депутатов сельских собраний нередко «убеждают» баллотироваться в районных администрациях: слишком уж неблагодарная должность. Полномочий никаких, денег тоже, а односельчане упрекают. Такого народного избранника «сагитировать» на правильный выбор тоже будет просто.

Борьбы никто не допустит

После консультаций и убеждений число желающих подписаться за оппозиционного кандидата станет стремиться к нулю: свою поддержку человек должен выразить открыто. Ситуацию осложняет и то, что расписываться депутат сможет только один раз.

«У КПРФ порядка 60–80 депутатов вместе с областными парламентариями, конечно, это капля в море, партия власти ничем не рискует. Главы администраций тоже все члены ЕР, они дадут административный ресурс. Результаты прохождения через такой фильтр можно предсказать заранее, пока у всех оппозиционных партий 10–15% местных депутатов. Эти выборы нельзя назвать всенародными», – считает первый секретарь обкома КПРФ, депутат областного Собрания Александр НОВИКОВ.

При всем этом так называемые выборы не станут безальтернативными – каждая партия сможет выдвинуть до трех кандидатов. В оппозиции уже опасаются, что конкурировать за кресло будут единороссы. Вернее, делать вид, что конкурируют.

«Борьбы между двумя сильными кандидатами никто не допустит. Да и не факт, что сверху порекомендуют поддержать самого популярного партийца: все-таки он будет избранным кандидатом, а значит, менее зависимым. Не самый очевидный претендент будет знать, кого благодарить за победу», – рассказывает источник в «Единой России».

Интересно, что консультации с президентом для партийных кандидатов и даже для самовыдвиженцев в законе сохранились, они остались необязательными и будут проходить по желанию главы государства. Какой в них смысл? Скорее, это будет бесплатный пиар кандидату власти: встретился Владимир Путин с таким претендентом, поговорил о хозяйстве, дал напутствие. Самая лучшая реклама! По крайней мере, так думают во власти, впрочем, в глубинке чаще всего и голосуют так, как власть посоветует, поэтому свои резоны в этом есть. Оппозиционного кандидата глава государства может и пожурить, а после консультаций заявить: «Дело ваше, дорогие граждане, но мне господин-товарищ Иванов не нравится. Популист, политик, а нам хозяйственники нужны».

… А он не отзывается!

Отозвать губернатора у граждан, скорее всего, не получится, даже если на главу уже завели уголовное дело или, того хуже, он получил приговор суда. Для того чтобы начать процедуру отзыва, нужно будет собрать подписи четверти всех жителей региона (что очень трудно). За отставку должно проголосовать не менее 30% занесенных в списки избирателей. В то же время, например, при 40-процентной явке (средняя для региональных выборов) губернатора для победы должна поддержать половина пришедших плюс один голос, то есть 20%. Странная арифметика.

Видимо, настоящие губернаторские выборы мы увидим нескоро: для этого оппозиционные партии и самовыдвиженцы должны если не «взять власть» в местных собраниях, то занять там достойное место. Пока политики приспособятся к этим условиям, закон могут снова поменять, ввести еще какой-нибудь фильтр, а то и снова выборы отменить.

Скорее всего, о такой процедуре мало кто пожалеет: похоже, выбора нам снова не оставляют. В наиболее «опасных» регионах, где голосование могло состояться в ближайшее время, глав и вовсе предусмотрительно поменяли; во власти до сих пор думают, что с кремлевских башен видней…

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ольга ЕПИФАНОВА, депутат Государственной Думы шестого созыва от партии «Справедливая Россия» (Архангельская область и Республика Коми):

- Я  против того, что в губернаторы не может выдвинуться человек, не состоящий в партиях и не желающий состоять ни в одной. С одной стороны надо, чтобы партии отвечали за кандидата, с другой стороны – это ограничение свободы. И очень серьезное ограничение. Еще один вопрос о муниципальном фильтре. Например, если взять трех последних губернаторов Архангельской области: Киселева выбирали, потом был назначен Михальчук, потом назначен Орлов. Но если бы они шли по предлагаемому закону, ни один из них не получил бы требуемой поддержки муниципальных депутатов.

Все ограничения, которые я вижу, даже по количеству сбора подписей в случае отзыва губернатора, фактически работают на партию власти. На мой взгляд, «Единая Россия» льет воду на свою мельницу.

Олег ЧЕРНЕНКО, координатор Архангельского регионального отделения ЛДПР:

- Губернаторы, занявшие свои посты еще по «старой» схеме (через назначение президентом и утверждение в региональном парламенте) смогут с согласия президента принять участие в досрочных выборах на пост главы региона, если они проработали на своем посту не менее года. Эта норма дает возможность ныне действующим губернаторам «проверить свои силы» – подтвердить свою легитимность на прямых выборах и удостовериться, имеют ли они истинное доверие населения (или не имеют).

Скорее всего, ни один губернатор в стране на такое не пойдет, ведь это очень большой риск. Глава региона, самовольно отказываясь от «насиженного места» и идя на выборы должен на 100% быть уверен в своем высочайшем рейтинге. Ведь он должен быть уверен в поддержке населения, местной политической элиты, федерального центра и, конечно, не иметь никаких «криминальных» проблем и серьезных профессиональных проколов, за что его могли бы «утопить» конкуренты. Но таких губернаторов у нас почти нет.

Что касается Архангельской области, то губернатор Игорь Орлов, утвержденный в начале марта, мог бы участвовать в прямых выборах уже следующей весной. Наверное, у него был бы шанс избраться на прямых выборах, учитывая традиционную мощь административного ресурса. Хотя сильные конкуренты у Орлова наверняка появились бы. Впрочем, и президентский, и муниципальный фильтры смогут отсеять «неугодных» соперников, ведь может случиться так, что депутатам из муниципальных образований просто придет «установка» не поддерживать никого, кроме «правильного» кандидата.

Примеров таких ухищрений и давлений мы все знаем предостаточно. Хотя, на мой взгляд, в области есть достойные кандидаты на этот пост, которые болеют душой за родной регион и имеют все необходимые для управленца такого ранга качества. Но Игорь Орлов вряд ли решится на выборы через год. Это простое человеческое опасение: зачем испытывать судьбу, если и так все хорошо.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей