ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 16:01

«Пазик» вне закона: областной закон о штрафах оказался бесполезным


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. | 24.08.2012 06:47:29

Областной закон о миллионных штрафах для нелегальных перевозчиков на автобусных маршрутах общего пользования просуществовал  недолго: утвержденные в 2010 году санкции отменены. Верховный суд РФ счел, что у региональных парламентариев нет права таким образом бороться с «левыми» «пазиками» на улицах городов. Тем более что, по мнению многих участников рынка, за это время никакого эффекта в наведении порядка законодатели не добились.

Принятый Архангельским областным Собранием депутатов документ касался не только так называемых нелегалов: речь шла о значительном увеличении штрафов для всех  участников рынка. Наказывать их предполагалось не только за отсутствие необходимых документов для работы на городских автобусных маршрутах, но и за нарушение других правил перевозки пассажиров, включая случаи неэтичного поведения кондукторов и водителей, нарушения графиков движения и т. д.

Но главным камнем преткновения стала статья о штрафах до 1 млн рублей для юридических лиц при повторном пренебрежении областными законодательными нормами. Результатом применения закона стало возбуждение 169  дел об административных нарушениях, общая сумма штрафов превысила 6 млн рублей (по официальной статистике). Эти меры убедили 30 перевозчиков, в основном в Архангельске и Северодвинске, «выйти из тени» и заключить официальные договоры с муниципалитетами. 

«Нам была поручена разработка и сопровождение этого закона, — рассказывает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав ВТОРЫЙ. — Основным  предметом спора стали санкции за так называемую нелегальную перевозку пассажиров». Согласно определению регионального законодательного органа, «нелегалы» — это те, кто выходит на маршруты, не имея договора с муниципальными органами власти. Принятию закона предшествовали встречи депутатов с представителями администраций  Северодвинска и Архангельска, «легальными» и «нелегальными» перевозчиками.

«В словах «нелегальных» перевозчиков просматривалась во многом обоснованная, на мой взгляд, обида на порядок проведения конкурсов, которые дают право оказывать эти услуги. Мягко говоря, они проводятся... непрозрачно. А по утверждению оставшихся «за бортом» предпринимателей, — в интересах фирм, «приближенных» к местным органам власти. Судебная практика, в частности антимонопольного ведомства, это подтверждает. Представители городских администраций чувствовали себя неуютно: возразить, по существу, было нечего», — продолжает депутат.

Среди «нелегальных» есть и перевозчики, имеющие более 10 автобусов, хорошую материально-техническую базу, возможность проводить предрейсовый технический и медицинский осмотры.

«Получается странная ситуация: предприниматели не без причин считают, что загнаны в угол и поэтому имеют «моральное право» нарушать закон. Кстати, они готовы обсуждать снижение тарифов — на несколько рублей. В Ивановской области, Мурманске и Санкт-Петербурге, к примеру, власти пошли по такому принципу: конкурсы выигрывает тот, кто наряду с другими условиями, гарантирует 10—20%-процентное снижение цены на перевозку пассажиров. Ни в Северодвинске, ни в Архангельске такое не практикуется. К сожалению, создается только видимость рынка», — считает Станислав Вторый.

С другой стороны, задачу по борьбе с нарушениями на общественном транспорте никто не отменял. На момент принятия областного закона в России не существовало ни одного судебного прецедента по отмене штрафов за осуществление пассажирских перевозок без договора с муниципалитетами. Аналогичные санкции для «нелегалов» были введены в Калининграде. Юридической практикой Архангельской области тоже стали интересоваться другие регионы.

«Но тут, к сожалению, появился прецедент уровня Верховного суда — по обращению предпринимателя из Брянской области. Формально в Кодексе об административных правонарушениях ничего не сказано о том, что для организации пассажирских перевозок требуется договор с местными органами власти. Достаточно лицензии. Этот правовой пробел и послужил для Верховного суда основанием для отмены аналогичного закона в Брянске. Мы решили не дожидаться обращений прокуратуры и в апреле 2012-го отменили ряд санкций»,  — поясняет Станислав Вторый.

На этом региональные законодатели успокаиваться не собираются. Уже на сентябрьской сессии облсобрания комитет планирует внести в Госдуму РФ законодательную инициативу о дополнениях в федеральное законодательство, предусматривающих спорный момент: владельцы транспортных средств, занимающиеся перевозкой пассажиров, в обязательном порядке должны иметь договор с муниципалитетами.

К слову, уже уплаченные по областному закону штрафы предприниматели теперь могут вернуть, если не истекли сроки давности.
«Да мало кто «залетел» на миллион. Были совместные рейды профильного министерства правительства области и ГИБДД — но это так, разовые вылазки. Каждый день более сотни сторонних автобусов спокойно выходят на улицы городов и возят людей, не опасаясь наказания. Штрафы не помогут кардинально решить проблему, в частности потому, что сами муниципалитеты почему-то не очень активно используют этот инструмент влияния»,  — добавляет Станислав Вторый.

По оценке начальника управления транспорта и связи департамента городского хозяйства мэрии Архангельска Анатолия СМИРНОВА, до внесения изменений в федеральное законодательство полномочия муниципалитета в борьбе с нелегальными перевозчиками невелики.

«Соответствующий федеральный закон внесен с Госдуму РФ еще в 2007 году, но так и не был рассмотрен. Между тем только за восемь месяцев текущего года на территории Архангельской области произошло около 100 ДТП с участием автобусов и, как правило, среди нарушителей преобладают именно  нелегальные   перевозчики», — отмечает чиновник.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор ДОРОНИН, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

— Санкции действовали около двух лет, и за это время ничего существенного на рынке не произошло. Миллионные штрафы предусматривались в отношении юридических лиц, тогда как для индивидуальных предпринимателей эта сумма меньше в десятки раз. Владельцы некоторых автобусов, зарегистрированные, скажем, как ООО, быстренько переоформились в ИП.

На мой взгляд, имеет место лишь видимость борьбы с нелегалами — что в Архангельске, что в Северодвинске. Мэрия Архангельска занимается своими убыточными АПАПами — ей и так проблем хватает. Кроме того, обращаю ваше внимание, что практически все так называемые нелегальные перевозчики в городе вдруг стали легальными, на каких условиях — не знаю.

Вячеслав ШИРОКИЙ, депутат Архангельской городской Думы:

— Я занимался пассажирскими перевозками с 1998 года (еще будучи студентом 5-го курса АГТУ) по 2009-й и, кстати, всегда имел не только лицензию на перевозку пассажиров, но и договоры с администрациями Архангельска и Приморского района.

В 2005—2006 годах как депутат городского Совета не раз выносил на сессию вопрос о корректировках областного закона, в том числе в части увеличения штрафов за нарушения — и для юридических лиц, и для индивидуальных предпринимателей. Тогда моя инициатива не была поддержана. В данный момент наблюдаю за пассажирскими перевозками со стороны: общаюсь с бывшими — легальными — партнерами по бизнесу. Многие из них были готовы продать его после того, как штрафы поднялись до верхнего предела. А нелегалы еще больше ушли в тень, оформившись как ИП. Лишь некоторые заключили договоры с областью или муниципалитетом.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей