ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 15:14

История – за каждым вопросом: итоги 2019 года от архангельского бизнес-защитника


Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. | 14.01.2020 11:42:46
История – за каждым вопросом: итоги 2019 года от архангельского бизнес-защитника

В феврале 2019 года на должность уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей была назначена Ольга ГОРЕЛОВА. За неполный год в ее адрес за защитой прав и законных интересов обратились 235 предпринимателей региона – это на 44% больше по сравнению с 2018-м. 


На днях бизнес-омбудсмен стала гостьей редакции «БК».

– Ольга Владимировна, в прошедшем году действительно был всплеск обращений к бизнес-уполномоченному в нашем регионе. С чем вы это связываете?

– Да, по сравнению с предыдущими годами обращений в аппарат уполномоченного стало в 1,5 раза больше. Мы стараемся быть более открытыми, используем новые коммуникационные каналы. Планируем, кстати, запустить еще youtube-канал, чтобы давать консультации в формате коротких видеороликов.

Безусловно, случаев ущемления прав предпринимателей меньше не становится. Хорошо, что теперь больше людей знает, куда нужно обращаться. Мы нацелены на то, чтобы предприниматели как можно раньше реагировали на различные ситуации, когда еще можно что-то кардинально поменять. 


Случаев ущемления прав
предпринимателей меньше
не становится. 


Именно поэтому теперь на своих страничках в соцсетях и на сайте бизнес-защитник.рф я публикую различные кейсы: чтобы информировать, как не наступить на грабли. Решение проблем, с которыми к нам обращаются, чаще всего кроется между строк в законах, постановлениях и подзаконных актах, о которых и я иногда не знаю, пока не столкнусь с конкретной ситуацией.

В последние месяцы часто участвовала в судебных спорах, бывало до 2-3 заседаний в неделю. Это уникальное дополнение к работе с обращениями для формирования реальной картины взаимоотношений бизнеса и власти.

– С какими обращениями вы чаще работали в прошедшем году?

– Тем очень много. Разбирали и индивидуальные случаи, но немало было массовых обращений по системным проблемам. Среди ключевых – задолженность перед предпринимателями по муниципальным и госконтрактам, принятие нормативных правовых решений без общественного обсуждения и публичной оценки. За каждым вопросом стоит история построения бизнеса или целой сферы.

Много обращений по налогу на имущество физических лиц. Договаривались с главами муниципальных образований, подключали губернатора и партии, и в итоге более чем в 60 муниципалитетах удалось снизить этот платеж для ИП. Уже в 2019 году предприниматели смогли оплатить налог на имущество по пониженной ставке. Увеличение налога, напомню, произошло после утверждения перечня объектов недвижимого имущества, налог на которое рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.


За каждым вопросом стоит
история построения бизнеса
 или целой сферы.


В 2021 году будет сделана переоценка всех объектов капитального строительства, так что этот налог может вырасти еще. Но хорошо, что оценку будет проводить наш «Архоблкадастр», а не компания на аутсорсинге. Если предприниматели заранее озадачатся этим вопросом и начнут отправлять декларации и платежные документы по своей недвижимости, «Архоблкадастр» сможет точнее произвести расчеты. Это позволит уменьшить количество замечаний и, возможно, даже суммы по некоторым объектам.

– Наверняка одной из самых острых тем в бизнес-сообществе в 2019 году стало повышение коэффициента К2 для плательщиков ЕНВД в Архангельске. Давайте подытожим: какую работу вы вели в этом направлении и каких результатов удалось добиться?

– Я еще не успела полностью вступить в должность, когда начались обращения по этому вопросу. Ко мне пришла группа предпринимателей. Вскоре они принесли открытое письмо, которое подписали около трехсот человек. Мы инициировали встречу с депутатами городской Думы, участвовали в работе профильных комиссий.

Обсуждение было очень жарким. Администрация города отстаивала свое мнение, что понижать коэффициент не нужно, что арендная плата, а не налоговые сборы – основная статья затрат предпринимателей в сфере розничной торговли. Мы собирались несколько раз, провели встречу на площадке Общественной палаты. 


Администрация города отстаивала
свое мнение, что понижать
 коэффициент К2
не нужно.

В дискуссиях участвовали и арендодатели – представители торговых центров. Они на себе ощутили уход арендаторов и уменьшение «квадратуры» снимаемой площади. В итоге мы рассчитали компромиссные значения К2, предложили понизить коэффициент на 0,2 пункта по коду 0.9, отправили рекомендации главе города и депутатам.

Вопрос был включен в повестку дня октябрьской сессии. К сожалению, предложенное понижение коэффициента депутаты не поддержали, не хватило трех голосов. Затем рассматривались альтернативные варианты, и в результате К2 снизили на 0,1 пункта, что тоже неплохо.

– Обращались ли в аппарат уполномоченного по вопросу содержания рекламных конструкций? В этой сфере тоже появились новые нормативные акты.

– Да, к нам обратились предприниматели, которые работают в наружной рекламе. Областной закон, принятый этой осенью, распространяется на всех, у кого есть объекты недвижимости, на стене которых можно разместить рекламу или объявление. Ситуация получается патовая. 


Для некоторых это может
 стать инструментом
 недобросовестной
борьбы с конкурентами.


Допустим, у вас имеется информационная, рекламная конструкция или доска объявлений. Вы должны постоянно следить за ними, чтобы не появились граффити, листовки... За нарушения предпринимателю светит штраф, причем немаленький. Между тем для некоторых это может стать инструментом недобросовестной борьбы с конкурентами. Конечно, это серьезное бремя для бизнеса.

Новеллы закона не обсуждались с предпринимателями. Мы планируем в марте провести его публичную экспертизу, пригласим всех, кого этот нормативный акт касается. Кроме того, до сих пор нет понимания, как будут привлекать к ответственности нарушителей. Механизм не проработан.

– Какие еще направления работы вы наметили для себя на 2020 год?

– Есть вопросы по арендной плате для объектов социальной сферы. В Архангельске, в частности, имеются организации социальной направленности в сфере образования, медицины, спорта, которые арендуют у администрации муниципалитета участки земли. Арендная плата по этим участкам зависит от их кадастровой стоимости. Выяснилось, что существует отдельная норма для тех, кто работает в социальной сфере, но при этом еще оказывает платные услуги. Для таких предприятий ставки достаточно велики, они даже больше, чем для объектов торговли (10% и 6% соответственно). Это нужно менять. Проблема касается, к примеру, комплекса Bora Bora, приоритетного инвестиционного проекта «Семейная клиника», реализуемого в Майской Горке.

Будем инициировать с депутатами снижение УСН по базе «доходы» с 6% до 4%. Еще одна важная тема – пересмотр патентной системы налогообложения. В связи с тем, что с 2021 года ЕНВД, скорее всего, отменят, нужно заранее предусмотреть, на какие системы перейдут предприниматели. Патент как налоговый режим пока не очень востребован: в регионе его применяют не более 700 из 39 тысяч предпринимателей. Патент должен стать альтернативой, но пока он работает слабо. Будем выяснять почему и готовить соответствующие изменения.


В 2020 году будет очень
много изменений по налогам:
 по кассам, по маркировке товаров. 

За 2019 год совместно с бизнес-сообществом региона мы внесли 32 предложения по улучшению условий ведения бизнеса. Аппарат уполномоченного провел 11 информационно-образовательных мероприятий. В деловых событиях приняли участие более 1100 представителей бизнеса и власти Архангельской области. На сайте бизнес-защитник.рф организована онлайн-трансляция крупных событий. И эту практику мы будем продолжать.

Как вы знаете, в Архангельской области меняется инвестиционное законодательство. Мы вышли с инициативой корректировки критериев отнесения инвестпроектов к приоритетным.

В 2020 году будет очень много изменений по налогам: по кассам, по маркировке товаров. Нужно держать руку на пульсе и вовремя информировать предпринимателей обо всем.


От редакции

С конца прошлого года в «БК» выходит рубрика «Лайфхаки для бизнеса», в которой Ольга Горелова дает рекомендации, разбирает конкретные ситуации и законодательные новшества. 

Первые выпуски рубрики вышел в конце 2019 года: «Лайфхаки от бизнес-защитника» и  «Предпринимателям Архангельской области: успеть до конца года» 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей