ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 14:44

Снесём, а после поторгуемся: в Архангельске отменён крупный аукцион по наружной рекламе


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 14.09.2018 23:41:45
Снесём, а после поторгуемся: в Архангельске отменён крупный аукцион по наружной рекламе

Администрация Архангельска неожиданно и практически в последний момент отменила аукцион, на котором разыгрывались почти 300 мест для размещения наружной рекламы. По оценкам предпринимателей – участников рынка, торги могли бы принести городскому бюджету порядка 100 млн рублей. Сами они называют случившееся не иначе как «издевательством над бизнесом»: сроки действия практически всех договоров на эксплуатацию рекламных конструкций истекли, что автоматически переводит их в разряд «нелегальных».


К теме происходящего на рынке наружной рекламы в Архангельске «БК» возвращался не раз, и на дату проведения аукциона ситуация была следующей: Архангельское УФАС обязало администрацию города в срок до 20 сентября демонтировать около 200 рекламных щитов, которые эксплуатируются собственниками без разрешений. На это антимонопольному ведомству указала ассоциация наружной рекламы «Национальный рекламный стандарт» из Санкт-Петербурга.

Между тем большинство владельцев рекламных конструкций, записанных в «нарушители», являются добросовестными участниками рынка – просто срок действия договоров у них истек, а новые торги по аналогичным лотам администрация не проводила.

Предприниматели надеялись, что назначенный на 10 сентября аукцион как раз расставит все по своим местам. В 19 лотов вошли 289 точек для размещения наружной рекламы. Суммарная стартовая цена лотов составляла более 10 млн рублей. Условия аукциона предполагали внесение задатка в размере минимальной (номинальной) стоимости лота: таким образом городские власти хотели обезопасить себя от характерных игроков – фирм, которые поднимают цену, выбивая конкурентов, а затем уклоняются от исполнения договоров и платежей в бюджет.

Кстати, буквально на днях было вынесено судебное решение по очередному такому делу: 4 сентября администрация Архангельска выиграла в первой инстанции разбирательство с питерским ЗАО «Постер». В декабре 2017 года компания стала победителем торгов на установку и эксплуатацию «наружки», предложив за право заключения договора свыше 3,5 млн рублей при начальной цене менее 85 000! Однако на этом ее активность закончилась, что вынудило муниципалитет обратиться в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который обязал ЗАО «Постер» подписать договор на заявленных условиях. Как надеются в администрации города, требование о задатках поможет впредь избегать таких историй.

По информации архангельских представителей рынка, в аукционе 10 сентября иногородние компании тоже планировали участвовать – помимо питерских, в частности, фирмы из Москвы и Вологодской области.

«Ничего не предвещало неожиданностей, все шло, как полагается по закону. И вдруг в последний рабочий день перед торгами – 7 сентября – нас извещают об отмене аукциона, – рассказывает директор агентства наружной рекламы «Факел» Сергей ДОЛГОБОРОДОВ. – Распоряжение подписано главой города Игорем ГОДЗИШЕМ, причин не указано. Что могло произойти, чтобы отменили самую прозрачную процедуру распределения мест для размещения наружной рекламы, какая только существует на сегодня? С учетом опыта прошлых аукционов, когда начальная цена лотов в итоге увеличивалась раз в десять, город почему-то «отказался» примерно от 100 млн рублей! И это только единовременный платеж за право заключения договора, а есть еще ежемесячные платежи за аренду, которые, согласно аукционной документации, составляли бы в среднем две тысячи рублей на каждый рекламный щит».

Разъяснения появились к концу дня 10 сентября. Сообщалось, что 6 сентября в администрацию муниципалитета поступило «информационное письмо» прокуратуры Архангельска, в котором идет речь о рисках обжалования результатов аукциона. По оценке прокуратуры, основанием для таких жалоб может стать наличие незаконных рекламных конструкций на участках, включенных в лоты. А оспаривание и возможная отмена итогов торгов в судебном порядке приведут к бюджетным убыткам.

Городские власти обещают в ближайшее время своими силами демонтировать незаконные рекламные конструкции, оперативно подготовить новую аукционную документацию и провести торги до конца года. Однако такое разъяснение вряд ли кого-то удовлетворит.

Во-первых, есть письмо Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2017 года (№ АК/85673/17), касающееся спорных моментов заключения договоров по наружной рекламе, в котором четко указано, что торги проводятся сразу по истечении срока предыдущего договора и без учета наличия рекламных конструкций на разыгрываемых местах. То есть присутствие чьих-либо щитов на участках, вошедших в лоты, не может быть основанием для отмены аукциона. Впоследствии победитель вправе поступить с ними как угодно: выкупить, взять в аренду, убрать своими силами или за счет владельца.

Во-вторых, формально «нелегальными», из-за истечения срока договоров, а значит подлежащими демонтажу, сейчас являются и щиты добросовестных участников рынка, в том числе фирм – партнеров города в различных социальных проектах, проведении выборов и т. д. Кроме того, на снос 200 конструкций потребуется около 10 млн рублей.

В-третьих, предприниматели, подавшие заявки на отмененный впоследствии аукцион, намерены отстаивать свои права – обращаться к бизнес-омбудсмену, в ФАС и прокуратуру.

«Конечно, волны жалоб можно ожидать, – считает директор Некоммерческого партнерства операторов наружной рекламы Архангельской области Сергей ТРИФОНОВ. – Заявляясь на эти торги, компании планировали расходы, в том числе на внесение задатков: брали кредитные средства или отвлекали из оборота свои. Значит, они уже несут потери. Всех возмутило и то обстоятельство, что организатор, объявив об отмене аукциона, нарушил им же самим установленные сроки (не позднее чем за пять дней). Если есть намерение разобраться с самовольными или формально «нелегальными» рекламными конструкциями, надо делать это адресно, а не «применять санкции» ко всем. Такие подходы негативно влияют на инвестиционный имидж Архангельска. Еще один немаловажный аспект – облик города, об улучшении которого сейчас так много говорится. Операторы ни в чем не уверены и боятся вкладываться в модернизацию носителей. Имея контракт на десять лет, можно и щиты в порядок приводить».

По мнению представителей бизнеса, очередная отмена аукциона, к тому же такого крупного, еще больше запутает ситуацию на архангельском рынке наружной рекламы.

«Проведение этого аукциона способствовало бы наведению порядка на рынке, помогло бы городу пополнить бюджет, – говорит Владимир АРТЁМОВ, представитель Russ Outdoor в Архангельске (крупнейший оператор наружной рекламы в России). – Конечно, мы были удивлены, когда администрация отменила аукцион буквально в последний момент, в нарушение собственных правил, установленных в аукционной документации. Нигде в других городах я подобного не наблюдал. Архангельск не единственный, где окончание сроков действия договоров на работу с наружной рекламой не совпадает с датой проведения следующих аукционов. Но решать судьбу существующих рекламных конструкций можно было и после торгов – ФАС это допускает. Конечно, и мы уже планировали бюджет с учетом назначенного на 10 сентября аукциона. Все были настроены на конструктивную работу. Может быть, у некоторых иногородних компаний позиция другая».

Прямая речь

dolgoborodov_sa_busstop.jpgСергей ДОЛГОБОРОДОВ, директор агентства наружной рекламы «Факел»:

– Аукцион снял бы все вопросы, которые задает прокуратура, дал бы участникам равные возможности зайти на рынок, в том числе и иногородним компаниям, которые чаще подают жалобы. Мало ли что здесь стоит: платите больше и размещайте свои щиты или пользуйтесь теми, что есть. А сейчас получается так, что прокуратура и аукцион не дает провести, и указывает на то, что щиты эксплуатируются «нелегально». Разве мы в этом виноваты? Срок разрешений истек, а новых нет, причем не по нашей вине.

kulyavcev_ivsv.jpgИван КУЛЯВЦЕВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:

– В бизнесе важную роль играет возможность планирования хозяйственной деятельности. Любая смена «правил игры» должна происходить с оглядкой на людей, ради которых мы работаем. Жду обращения в свой адрес, чтобы детально разобраться в ситуации и помочь восстановить права предпринимателей, если они, по мнению представителей отрасли, были нарушены.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей