ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 19 апреля, 2024 04:37

Новый статус: чего ждет культура от нового закона об автономных учреждениях?


Полина СЕРОВА | 20.05.2010 01:45:49

В апреле Госдума РФ, несмотря на протесты профсоюзов и негодование бюджетников, приняла так называемый закон о «коммерциализации» бюджетной сферы, который с 2011 года в корне изменит систему финансирования учреждений. О плюсах и минусах грядущих изменений рассказала директор Архангельского городского культурного центра Ольга АБАКШИНА.

 

- Ольга Александровна, что вы думаете о принятом законе? Готовы ли учреждения культуры перейти на самоокупаемость?

- Благие намерения авторов закона очевидны – они хотят, чтобы учреждения стали более самостоятельными, чтобы бюджетные деньги расходовались как можно эффективнее. Это понятно, но все же создается впечатление, что закон этот создавался москвичами и петербуржцами, где положение дел в бюджетной сфере куда более благополучное, чем в остальных российских регионах.
Я думаю, такие перемены нужно более тщательно готовить с учетом ситуации в регионах. Готовы ли учреждения зарабатывать деньги самостоятельно? Уверена, что лишь единицы. За примерами далеко ходить не надо. На окраинных территориях Архангельска есть Дома культуры. Там сложно развивать платные услуги, поскольку большая часть населения неплатежеспособна.

- Архангельский городской культурный центр находится в центре города. Означает ли это, что вам будет проще приспособиться к новым условиям работы?

- Действительно, удачное месторасположение нашего учреждения и опыт оказания платных услуг населению дают основания надеяться на безболезненную адаптацию к новым условиям. Объемы внебюджетного фонда АГКЦ позволяют выделять отдельные ставки и привлекать людей на работу, а вот ряд окраинных ДК сегодня могут содержать сотрудников только в рамках штатного расписания, поскольку платных услуг они почти не оказывают.
Тем не менее и у нас есть определенные опасения в связи с принятием этого закона. Главная проблема - состояние материально-технической базы. Учреждению 35 лет, за это время серьезно износилась аппаратура, требует ремонта фасад здания, зрительный зал. При переходе в статус автономного учреждения «помощь», по всей видимости, будет включать в себя только коммунальные расходы, заработную плату персонала и финансирование мероприятий, которые будет заказывать город. Если бы перед переходом в новый статус материально-техническая база АГКЦ была укреплена, были проведены капитальные ремонтные работы, то мы бы однозначно справились. А пока у нас есть на этот счет опасения.
Да, в законе говорится, что финансирование госзаказа должно быть «достаточным». При этом что считается достаточным - не ясно. Думаю, это волнует многих руководителей бюджетных учреждений культуры.

- Если учреждение и так имеет возможность зарабатывать на платных услугах, то что изменит принятый закон?

- Один из главных плюсов закона в том, что учреждение получает полную финансовую самостоятельность. Неповоротливая бухгалтерская система уйдет в прошлое.
Приведу пример. Для организации концерта приезжей «звезды» АГКЦ сотрудничает с концертными агентствами, а не напрямую с представителями артиста. Почему? Потому что для организации такого концерта требуется наличие свободных денег в обороте – для того, чтобы обеспечить полную предоплату, покрыть расходы и так далее. Нужно очень быстро работать с финансами, через казначейство это сделать просто невозможно. Поэтому с нами заключают договоры предприниматели, которые зарабатывают на этом деньги. Мы же получаем за концерт всего 20-30 тысяч рублей за аренду зала.
Если мы будем иметь статус автономного учреждения, то сможем взять в штат человека, который будет заниматься только организацией концертов приезжих «звезд». Это еще одна перспектива, которую нам открывает этот закон. При получении нового статуса мы сможем открыть счет в банке, взять кредит, быстро обналичивать деньги и устраивать мероприятия, которые требуют финансовой мобильности.

- С новым статусом конкуренция между учреждениями культуры наверняка возрастет в разы. Не боитесь конкуренции, к примеру, с Театром драмы? Кстати, отразилось ли на АГКЦ открытие обновленного здания театра?

- Отразилось, но незначительно. Пока в театре шла реставрация, наша сцена была слишком загружена, в некоторых случаях ради проведения концертов приезжих артистов приходилось «жертвовать» социальными мероприятиями. Поэтому когда наша площадка немного разгрузилась, мы были этому рады.
Концерты, как и прежде, проходят в АГКЦ регулярно. Что касается конкуренции, то я думаю, что работы хватит и Театру драмы, и нам. Тем более что планов и идей у нас достаточно. Со следующего года, к примеру, мы планируем стать главной площадкой для местных артистов. Практика показывает, что такие концерты также востребованы.

- Какими могут быть самые негативные последствия перехода на «коммерциализацию»?

- На мой взгляд, существуют три основополагающих фактора для того, чтобы закон успешно реализовывался, – это достаточное выделение средств, эффективное их использование и состояние материально-технической базы. Если все три фактора совпадут, то проблем, я думаю, не будет.
Для учредителя (в нашем случае – это мэрия Архангельска) плюсом будет являться то, что большая часть ответственности ляжет на плечи руководителя учреждения, при этом контроль над АГКЦ будет сохранен. Потребитель же получит более разнообразный спектр услуг.
При самом неблагоприятном развитии событий, учреждения, расположенные в отдаленных районах и не готовые к переходу в автономию, не выдержат конкуренции и могут прекратить свое существование. Но важно понимать, что закрытие учреждений культуры – не решение проблемы. Высвобожденное место придется чем-то заполнять. Этот путь уже проходили, когда закрывали казавшиеся ненужными детские сады.

Фото: www.amysorrells.files.wordpress.com





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей