ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Новая жизнь Арктического форума

| 18.04.2019 13:23:11
Новая жизнь Арктического форума

С 8 по 10 апреля в Санкт-Петербурге прошел V Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Архангельские СМИ это событие отметили слабо, особого интереса к нему ни в бизнес-среде, ни в околополитических кругах области не было. После ухода в Северную столицу страны это мероприятие стало для нас чем-то далеким, экзотическим, вроде ежегодных международных инвестиционных и экономических форумов в Сочи, Москве или Красноярске.


Арктический форум начал новую жизнь как событие с международной повесткой, где наш президент может публично и красиво пообщаться с коллегами по должности. Правда, это не первые лица самых значимых западных государств, но на безрыбье… Для министров и губернаторов, для «придворной» науки и командиров аффилированных с государством корпораций, практически для всех 3600 участников Санкт-Петербург много интереснее провинциального Архангельска, и это единство интересов изменило не только место проведения, но и качество мероприятия. Форум стал элементом федеральной международной политики, а это значит, что вопросы российской арктической экономики, экологии, транспорта постепенно уйдут на уровень фона этой политики и подаваться будут в ее интересах. Со временем социальные, молодежные, национально-демографические доклады станут темами неосновных панельных и питч-сессий, а нарождавшаяся налоговая, градостроительная, туристическая и иная муниципальная тематика будет малозаметна.

Уже сейчас основную экономико-экологическую тематику заполнили докладами из намечавшейся на сентябрь конференции по нефти и газу в Арктике, а II Форум арктических муниципалитетов, где рассматривались вопросы повышения качества жизни населения, социально-экономического развития арктических территорий, сотрудничества муниципалитетов прошел одной полуторачасовой сессией (из 33 сессий форума) и остался не очень замеченным.

Меняющееся качество форума повышает требования к компетентности и адекватности выступлений и докладов. Становится явной слабость и провинциальность некоторых участников. Например, проректор ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Анатолий НИКОЛАЕВ, обсуждая тему подготовки специалистов для Арктики (модератором сессии была ректор САФУ Елена КУДРЯШОВА) высказал следующее: «Арктика - такой регион, где очень быстро идет перенасыщение кадрами. Только-только начинаешь готовить то или иное направление, и уже кадры не нужны по этому направлению. <…> Нам нужно иметь какой-то план, какие кадры будут нужны через 5 лет, через 6 лет, через 10 лет». И это сказал ученый — тот, кто лучше нас всех должен понимать последствия развития информационных технологий, роботизации и искусственного интеллекта, сокращающих не только традиционные профессии, но и работников. Нужны не планы, а новые методики быстрого обучения модулям новых знаний и навыков специалистов традиционных профессий. Так делают в Канаде и на Аляске.

Архангельская область была представлена губернатором, его заместителями, министрами, главами городов и несколькими постоянными участниками привластных форумов. Ничего существенно нового в арктическую тематику делегация не привнесла, рассказав об обыденных проарктических делах и событиях в регионе. Губернатор наконец признал преимущества незамерзающего Мурманского порта. Генеральный директор все еще живого ОАО «МК «Белкомур» Владимир ЩЁЛОКОВ традиционно выступил с предложением о «гальванизации» проекта убыточной железной дороги. Было подписано несколько соглашений, в том числе о сопровождении инвестиционного проекта строительства Павловского ГОКа, строящегося с прошлого века, и возможном силовом объединении двух государственных авиаотрядов в одну фирму с лизингом самолетов, от которых отказываются западные авиакомпании. Участники «потусовались», посмотрели культурную программу мероприятия и спокойно разъехались по домам.

Но на Арктическом форуме все-таки прозвучала знаковая для нас тема. Российский предприниматель, миллиардер Роман ТРОЦЕНКО рассказал о том, что он будет строить в Ненецком автономном округе, на побережье Чешской губы в поселке Индига незамерзающий глубоководный морской порт. В этом уникальном месте заканчивается часть Гольфстрима, и там действительно круглый год могут ходить суда неледового класса. Первая очередь порта, по словам Троценко, будет рассчитана на перевалку 20 млн тонн груза и обойдется примерно в 32 млрд рублей.

«Мы уже провели первую часть проектно-изыскательских работ», — рассказал миллиардер. Его Инфраструктурная корпорация АЕОН готова вкладывать средства в порта. Проектная документация выйдет к концу года, и с лета 2020-го можно начинать строительный сезон.

На площадке форума НАО и ГК «Росатом» подписали соглашение о реализации проекта по использованию порта Индига в качестве порта-хаба для перегрузки международных транзитных грузов с фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа – Азия – Европа, а ПАО Сбербанк и АЕОН подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в реализации проекта по строительству порта. ГК «Росатом» через свои дочерние компании будет строить Павловский ГОК на Новой Земле и им важен порт Индига как самый близкий и недорогой пункт перевалки цинкового концентрата на материк. Порт Индига уже включен в перечень развития арктических портов России, а 120-километровая железная дорога Индига – Сосногорск рассматривается в инвестпрограмме РЖД.

Проект порта Индига может официально закрыть темы Белкомура и морского порта у Мудьюга. Закончится очередная многолетняя сказка о развитии поморской экономики волшебниками-инвесторами «из ниоткуда». Много таких сказок было, а сколько еще будет…

Стратегия, в том числе арктическая стратегия как одна из важнейших отраслей властного управления, должна иметь свой орган, организующий и реализующий эту часть управленческой работы. Тогда можно адекватно и вовремя отслеживать все отечественные и глобальные тренды развития, последовательно и эффективно работать с инвесторами, хозяйствующими субъектами, федеральной властью. Там, где такие органы созданы, власть рассказывает об уже сделанном или о конкретной работе над стратегическими инициативами. Там, где не понимают важности наличия такого органа, нет ни толковой стратегии, ни толковых дел, а власти приходится рассказывать народу сказки.





Возврат к списку

0
Читатель
Александр Петрович, достаточно интересная информация о строительстве нового порта.
   Но возникает вопрос, а чем же на протяжении длительного времени занимались наши чиновники, понасоздавав такие структуры как Корпорация развития, областные структуры типа Агентства регионального развития. Ведь это  был бы хороший результат их работы.
   А так, как Вы правильно заметили, собрались одни "сказочники" во главе в главным болтуном, и из года в год "старые сказки о главном" слушает все население области, наиболее энергичная часть которого устав от этого выезжает за переделы региона.
   Вероятно, пора задуматься федеральной власти и прекратить этот "сказочный мир" для отдельных чиновников и действительно в рамках форумов обратить внимание на эффективность работы глав регионов, анализируя их предложения на подобного рода площадках Ведь 7 лет у власти - можно уже делать определенные выводы и ответить на вопрос-почему область в числе аутсайдеров по экономическому развитию, а население региона все более и более становится агрессивным к действующей власти.  
Имя Цитировать 0
0
JK
Чем темнее народ, тем сказочнее лес.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5