ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 18:53

Алкогольный рынок: градус повышается


Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 30.03.2012 02:22:41

После ужесточения правил лицензирования число игроков на розничном рынке продажи алкоголя Архангельской области сократилось: прав на продажу спиртного лишились 300 лицензиатов. Но и это не предел: выполнить новые требования законодательства по силам немногим.

Если в 2010 году лицензий на продажу алкоголя насчитывалось 1096, то в 2011 году их число сократилось до 804. Все лицензии, выданные до 21 июля 2011 года, продавцам торговых точек и владельцам ресторанов и баров было необходимо переоформить — то есть получить новые, соблюдая при этом ужесточившиеся требования федерального законодательства.

Отныне у каждого лицензиата должно быть помещение для торговли и склад — не менее 50 кв. м в городах и 25 кв. м — в сельских поселениях. На «десерт» федеральные чиновники обязали торговцев каждый вид алкоголя хранить в строго регламентированных температурных условиях, например: водку – от -15 до +30 градусов Цельсия, а шампанское «Советское» - от 8 до 16 градусов.

«Больно круто гайки закручивают, - считает председатель Архангельского регионального отделения «Опоры России» Сергей АНТУФЬЕВ. – Как можно выполнить все требования в наших глухих поселках и деревнях? Там, зачастую, канализация и водопровод как таковые отсутствуют. Я считаю, что подход должен быть дифференцированным. Хочется, чтобы прежде чем принимать новые законы, Госдума советовалась с общественными объединениями предпринимателей».

Кроме того, с этого года каждый продавец алкоголя должен отчитываться о продажах в Росалкогольрегулирование (РАР). Первые квартальные декларации должны были сдать до 20 апреля, однако «дебют» законодательного новшества перенесли на июнь: ни отрасль, ни власть к новым требованиям оказались не готовы. Дело в том, что декларации сначала должны сдаваться в органы исполнительной власти субъектов федерации, а те, в свою очередь, пересылать их в РАР. Но, по данным ведомства, пока только 48 регионов имеют структурное подразделение, осуществляющее функцию приема деклараций. При этом из этих субъектов только 11 обеспечены техническими средствами передачи данных деклараций в РАР.

Между тем летом по алкогольной рознице будет нанесен еще один удар: с 1 июля повысятся акцизы - с 250 до 300 рублей за литр спирта. Репрессии коснутся всех видов крепких напитков, в том числе и пива, которое приравнивается к алкогольной продукции, а значит, и на него начинают распространяться все ограничения,  связанные с оборотом алкоголя.

Ужесточение контроля за розницей обусловлено огромным присутствием нелегальной продукции. О масштабах «левака» можно судить по цифрам Росстата, которые свидетельствуют, что объем розничных продаж спиртных напитков в России значительно превосходит объемы легального производства алкоголя. Разница — в полтора-два раза.

Как считают власти, предпринимаемые шаги поспособствуют и развитию культуры пития у россиян, простимулируют у них страсть к здоровому образу жизни. Хотя экономисты настоящим лейтмотивом таких действий государства называют потребность в пополнении казны, из которой слишком много денег уплывает на выполнение соцобязательств, гарантированных Владимиром Путиным.

В предпринимательской среде Архангельской области бытует мнение, что инициированная государством антиалкогольная компания ударит не только по рознице, но и по оптовикам и производителям. Ведь даже в таких крупных городах, как Архангельск, выполнить все новации – это проблема.  Уже сейчас у любой торговой точки можно отозвать лицензию под предлогом присутствия по соседству объекта культурно-общественного значения. Правда, пока многочисленные проверяющие органы закрывают глаза на некоторые несоответствия закону.

«Если все эти новации заработают, то, по идее, надо выводить всю торговлю алкоголем за город, - заявил  Сергей Антуфьев. – Борьба с алкоголизмом должна идти по-другому: надо развивать спорт, искусство, воспитывать людей в этом направлении. В конце концов рабочие места надо создавать». 

Изменения на рынке больнее всего отражаются на рознице, особенно на небольших магазинах, где алкоголь занимает пусть не основную, но все же серьезную долю в обороте. Ведь вместе с алкоголем идет реализация сопутствующих товаров – продуктов питания.

Что грозит алкогольной рознице летом?

С 1 июля 2012 года:

  • организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м - в городских поселениях, не менее 25 кв. м — в сельских поселениях,  а также контрольно-кассовую технику;
  • запрещена торговля алкогольной продукцией в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и прилегающих к ним территориях, на всех видах транспорта, на остановках, АЗС, на оптовых рынках, вокзалах аэропортов, объектах военного назначения и нестационарных объектах (за исключением общепита).
  • пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции, но получение лицензии на торговлю ими не требуется, срок аренды помещения не регламентируется, но необходимо наличие стационарных торговых объектов и складов, контрольно-кассовой техники;






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей