ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 17:47

Споры... после запятой: повышение К2 застало врасплох многих предпринимателей Архангельска


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 08.02.2019 23:12:06
Споры... после запятой: повышение К2 застало врасплох многих предпринимателей Архангельска

На фоне повышения НДС, цен на топливо, экспериментов с легализацией самозанятых, увеличения отчислений с ИП в Пенсионный фонд и ФОМС сравнительно тихо вступили в действие новые коэффициенты для расчета ЕНВД конкретно в Архангельске. Многие предприниматели даже не знали о росте К2 и только сейчас начали бить тревогу.


Как считают, в частности, представители розницы, ожидаемых доходов в бюджет город не получит, а вот налогоплательщиков может потерять.

«Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь продажей товаров для детей, зарегистрирована в Архангельске. Повышение К2 с 1 января 2019 года коснулось прежде всего нашей сферы – розничной торговли. Для меня, к примеру, коэффициент разом увеличился с 0,35 до 0,7, то есть в два раза! Это уже не 26, а больше 50 тысяч рублей с одного отдела. Да, К2 у нас не менялся достаточно долго, с какими-то мягкими мерами мы бы еще согласились. Но такое глобальное повышение смерти подобно для 80% моих коллег», – рассказала обратившаяся в «Бизнес-класс» Ирина, предприниматель с 16-летним стажем.

«Новогодний сюрприз»

Напомним, что корректирующий коэффициент базовой доходности К2 используется для расчета ЕНВД. Муниципалитеты вправе его корректировать, балансируя между задачами пополнения бюджета и поддержки малого бизнеса. В Архангельске коэффициенты не менялись с 2006-го по 2016 год. Тогда было принято решение поэтапно, в течение трех лет, поднять К2 до более значимого для казны уровня.

При этом для предпринимателей, ведущих бизнес на окраинах, островах, оказывающих социально значимые услуги и т. д., предусмотрены преференции. А наибольшая нагрузка действительно приходится на розницу, общепит и популярные услуги в центральных округах города.

В конце апреля 2018 года коэффициенты на 2019-й были вновь частично пересмотрены в сторону роста. На официальном сайте Архангельска ни в ленте городской Думы, которая утвердила новые коэффициенты, ни в ленте администрации, которая их предложила, отдельной новостью об этом не сообщалось. Главным событием сессии стал отчет Игоря ГОДЗИША о работе в 2017 году.

Конечно, мало кто из предпринимателей подробно изучает повестки дня сессии гордумы. Документ под «содержательным» названием «№648 «О внесении изменений в приложение к решению Архангельского городского Совета депутатов от 29.11.2005» на сайте найти можно – но когда знаешь, что ищешь.

«Я думаю, что многие коллеги будут просто в шоке, когда придут сдавать декларации за первый квартал, – говорит Ирина. – Если бы администрация города, ИФНС нас более четко и вовремя проинформировали, мы бы, во-первых, выразили протест. Во-вторых, если бы это не принесло результатов, стали просчитывать иные режимы налогообложения или хотя бы просто были готовы и по-другому спланировали свои расходы. Маленькие торговые центры еще могут пойти нам навстречу, сделать ротацию, а с большими ТЦ договоры аренды очень жесткие: изменения, как правило, возможны только с периодичностью в год или при заключении нового договора. Мы оказались в безвыходном положении».

Как это было

Между тем вопрос о повышении К2 на сессии 25 апреля вызвал дискуссию. Заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ привел два ключевых аргумента «за». Первый – дополнительная нагрузка на бюджет, связанная, прежде всего, с повышением МРОТ: мол, приходится прибегать и к непопулярным мерам.

Второй – «неравное положение» плательщиков. «В Архангельске складывается ситуация, когда в одном магазине за торговлю одними и теми же товарами предпринимателям начисляется разный налог», – отметил заместитель главы, имея в виду зависимость К2 от наличия или отсутствия торгового зала.

Считается, что некоторые предприниматели не указывают торговый зал в отчетности, чтобы платить меньше. Теперь это бессмысленно – коэффициенты практически сравнялись.
Со слов Сергея ЗАСОЛОЦКОГО, директора департамента экономического развития, администрация города обсуждала предполагаемые изменения с бизнес-сообществом: предприниматели подтвердили, что К2 не такая «страшная штука» по сравнению с арендной платой и страховыми взносами, «серьезных претензий к муниципальной власти не предъявляли». Бюджет же от повышения К2 получит подпитку в размере 20-50 млн рублей в год.

Однако с этим согласились далеко не все депутаты. Представители КПРФ, к примеру, фракцией голосовали против. Александр ГРЕВЦОВ пояснил такую позицию тем, что малый бизнес и так находится в «финансовых тисках», а в результате повышения К2 еще больше предпринимателей уйдут в «серые» схемы и ожидаемой прибавки в бюджете не будет.

Владимир КАРПОВ, также выступавший против, усомнился в достоверности расчетов налоговой нагрузки для предпринимателей – плательщиков ЕНВД, поскольку они не представляют в налоговые органы сведений о выручке. Он предложил вместе с областными депутатами поработать над законодательной инициативой о переходе на расчет «вмененки» от товарооборота: это будет возможным, когда применение онлайн-касс станет обязательным.

«Обороты у малого бизнеса, в частности в рознице, упали. Местный бизнес вытесняют федеральные торговые сети. Я очень сомневаюсь, что в таких условиях удастся «вынуть» из кармана предпринимателей 50 млн и положить в бюджет», – подчеркивал Владимир Карпов.

Как отметила на сессии начальник ИФНС по городу Архангельску Ирина ШИШКОВА, К2 в Архангельске ниже, чем во многих городах Северо-Запада, и действительно давно не менялся, а расчеты, сделанные администрацией, совпадают с результатами анализа работы торгового бизнеса, проведенного налоговыми органами.

В результате решение было принято 19-ю голосами «за».

Новый созыв – новые К2?

«Дополнительные доходы от увеличения К2, скорее всего, уже учтены в городском бюджете и даже распределены, – продолжает Ирина. – Только денег этих не будет, разве что в первом квартале. Стоит вопрос об опустошении, а то и ликвидации маленьких торговых центров. Федералам это повышение только на руку: процесс вытеснения местного бизнеса продолжается. Те из нас, у кого сейчас два-три отдела, будут оставлять по одному, те, у которых только одна точка, будут вынуждены закрыться. А это минус рабочие места и налоги».

Конечно, предприниматели обращаются не только в СМИ. 11 февраля изменения К2 будут обсуждаться в областном Собрании с участием городских депутатов.

«Решение о повышении К2 для некоторых видов предпринимательской деятельности принято предыдущим составом городской Думы, в котором, кстати, тоже было достаточно много представителей как крупного, так и малого бизнеса. Ими этот вопрос прорабатывался, – напоминает председатель постоянной комиссии по вопросам экономики и инвестиционной политики Архангельской городской Думы Михаил ФЕДОТОВ. – Однако если сегодня есть обращения от предпринимателей, подкрепленные примерами, расчетами, мы готовы вернуться к обсуждению К2 на площадке гордумы, пригласить представителей администрации города. Нужен взвешенный подход. Наполнение бюджета – это тоже наша совместная задача».

Прямая речь

kuvakin_alexey_2016.jpgАлексей КУВАКИН, депутат областного Собрания, предприниматель из Северодвинска:

– В конце прошлого года нам вновь удалось отстоять К2 на прежнем уровне, Северодвинск может дышать спокойно. Мы бились до последнего и в этот раз старались воздействовать именно на депутатов: в администрации города наши доводы не услышали, хотя на Совете по предпринимательству при главе это обсуждалось не раз. Повышение К2 не принесет прибыли в бюджет, а обернется лишь убытками от того, что еще часть субъектов МСП уйдет в тень. Мы выступали на заседаниях профильного комитета, я пришел на сессию, чтобы поднять этот вопрос как депутат областного Собрания... С минимальным перевесом, но депутаты все же проголосовали за то, чтобы К2 не менять.

Мотивация местных властей понятна: нужны деньги, а если увеличить налог, поступлений станет больше. Но так рассуждает человек, который сам никогда не был предпринимателем. Есть иной выход из ситуации. Нужно менять налоговую нагрузку таким образом, чтобы бизнес развивался. Как известно, наращивать поступления в бюджет позволяет увеличение не налогового бремени, а налогооблагаемого поля, то есть количества субъектов налогообложения.

grevcov__a_hmury.jpg Александр ГРЕВЦОВ, заместитель председателя Архангельской городской Думы:

– Весной прошлого года фракция КПРФ не поддержала повышение коэффициентов по ЕНВД. Малый бизнес и так находится в тисках высоких тарифов, стоимости аренды, налогов и фактически выживает, а не работает. Видимо, обстоятельных консультаций с бизнесом не было, раз для многих предпринимателей рост К2 стал как удар обухом по голове.

Сторонники повышения коэффициентов уверены, что это даст дополнительные доходы в городской бюджет, которые оцениваются в сумму до 100 млн рублей в год, что размер налога является незначительным по сравнению со стоимостью аренды и не повлечет серьезной финансовой нагрузки на предпринимателей.

Мы же, наоборот, говорим, что любое повышение налогов приведет к уходу предпринимателей от официальной работы и использованию «серых» схем. В результате неясно, даст прибавку в бюджет повышение К2 или нет. Но совершенно очевидно, что это скажется на потребителях через рост цен на товары и услуги.

Возвращение к обсуждению вопроса снижения коэффициента К2 в нынешнем созыве не только возможно, но и жизненно необходимо, если мы не хотим угробить на территории Архангельска малый бизнес окончательно и бесповоротно.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей