ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 05:35

Не по Эйнштейну...


Андрей МАРКОВ | 09.12.2020 11:48:13
Не по Эйнштейну...

Пандемия отвлекает, мы «уходим» в нее от темпа всеобщих перемен. Нынешние скорости вызывают стресс, а пандемия уже год как с нами, течет себе неспешно и перемен не предлагает. Думать про нее спокойнее: страшновато, зато понятно. Однако жизнь в постоянно новой реальности продолжается, тревожа нас, заставляя менять ориентиры, взгляды и ценности, меняя нас самих.


Что изменилось в основах управления экономикой, как выстраивать новые стратегии развития? Этой теме была посвящена встреча в АНО «Центр «Эксперт».

Говорили о главном отличии нынешней экономической ситуации – одновременном сосуществовании развития и стагнации, ускорения и рецессии, обесценившем привычные, устоявшиеся критерии правильности выбора цели, качества и эффективности управления.

Выясняли, какими видятся результаты руководства бюджетно-финансовой сферой, если политики признают кризисное состояние экономики, а золотовалютные резервы страны продолжают увеличиваться, и как оценивать состояние экономики Архангельской области, когда доходы бюджетов падают, а валовой региональный продукт на душу населения растет?

Поерничали над управленческим выбором коммерчески неэффективной организационно-правовой формы предприятия – «бюджетное учреждение» – для увеличения объемов и качества хозяйственных операций по благоустройству города.

«Если привычные ориентиры «замыливаются», управленцы должны искать новые. Но для высших должностных лиц регионов ориентиры не поменялись. Как утвердил в прошлом году президент 15 главных целевых показателей, по которым оценивается качество и эффективность управления регионом, так и осталось, – отмечает эксперт Андрей ЧУРАКОВ. – Губернаторы именно на этих показателях строят стратегии социально-экономического развития своих регионов до 2035 года (а вы думали, что на интересах населения?) и… не могут исполнить, оправдываясь недостаточным финансированием. Но если невозможно увеличить поступление финансовых ресурсов – увеличивай их отдачу. Чтобы система регионального управления в новых условиях стала работать эффективно, чтобы эти показатели были на достойном уровне, губернаторам надо меняться самим, менять свои привычки, взгляды, а иногда и ценности. Надо смещать ориентацию управления с «работы на конечный результат» на работу по повышению личной и корпоративной эффективности».

И действительно: управление «на результат» превратилось в фетиш. Лучшей характеристикой чиновника стали слова «он ориентирован на результат». Вроде бы правильно, если забыть, что критерии изменились, что эффективность – это результат минус затраты, а производительность – результат в единицу времени. Но наши высшие руководители пока не меняются и требуют «результата» любой ценой, хотя цена не может быть любой и ее величина ограничена не приказом, а спросом. Именно управление, ориентированное «на результат» сам по себе, делает нашу экономику затратной, а управление таким бестолковым. 

Сложно стало в современных условиях использовать привычную мобилизацию. Управление с позиции «давайте возьмемся, поднажмем, подналяжем» уже ничего не дает. Мы стали немного по-иному реагировать на такие призывы. За стадией мобилизации быстрее наступает истощение, и активность падает ниже фонового (докризисного) уровня. Да и действующее управление не подкрепляет мобилизацию качественной организацией, порождая суету и хаос. Работать системе управления нужно не больше, а умнее.

«Среди целевых показателей «Стратегии-2035» есть такой: объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий и бюджетных ассигнований федерального бюджета. В нашей области после достройки алмазных карьеров этот показатель стал стремительно падать, – считает эксперт Александр ИВАНОВ. – Если анализировать отраслевую структуру этого показателя, то для каждой отрасли надо вводить свои управленческие методики и стимулы его роста. Например, строительные компании региона практически весь свой продукт – сданные объекты – статистически относят к инвестициям в основной капитал. Это около 20% целевого показателя за 2019 год. Но ни в «Стратегии-2035», ни в выступлениях высших должностных лиц области ничего не говорится о решении двух главных проблем наших строителей: медлительности процедур решения властью земельных и организационных вопросов и отсутствии «длинных денег», на срок от трех лет». 

Решение проблем, даже частичное, серьезно увеличило бы этот целевой показатель. Но недостает зрелости управленческих процессов в органах областной государственной власти.

Инвестиционные процессы – это, прежде всего, работа с финансами на очень длинных дистанциях. Банки, как правило, не любят такое кредитование. В нашей стране банки в своем кредитном портфеле имеют 8-10% инвестиционных кредитов, в развитых странах инвестиционных кредитов в банках до 30%. Большая часть инвестиций в мире делается за счет других видов активов. 

«Если все валюты перевести в долларовый эквивалент, денег в мире около 100 триллионов долларов США. Вместе с деньгами в финансовых операциях работает более квадрильона долларов США в виде разного рода ценных бумаг и деривативов – производных от ценных бумаг, например, фьючерсных договоров, которыми в основном и пользуются инвесторы. В России рынок ценных бумаг меньше объема рублевой массы (ее 55 триллионов рублей), а о деривативах почти не слышно, – подчеркивает кандидат экономических наук и профессиональный финансист Юрий ШЕВЕЛЕВ. – Наша экономика инвестируется на 65% за счет прибыли и амортизации предприятий, остальное – федеральный бюджет и банки. Это ненормально для рыночной экономики, даже в Китае доля собственных средств предприятий в инвестициях не выходит за 40%». 

Федеральное правительство пытается идти по пути развитых стран и наращивать инвестиции в основной капитал не только за счет самих предприятий. Например, РЖД, «Автодору» и Росморпорту разрешен выпуск долгосрочных облигаций на триллион рублей для привлечения средств в свои инвестиционные проекты. 

Что мешает Архангельской области, создав региональную инвестиционно-финансовую компанию, предоставить обеспечение выпуска того же облигационного займа, деньги которого, в свою очередь, будут инвестированы на взаимовыгодных условиях в строительные компании, нуждающиеся в «длинных» средствах под возведение конкретных объектов? Только отсутствие в управлении регионом людей, способных это организовать с выгодой для областной системы управления и строителей. 

Участвовавший в разговоре руководитель крупной строительной организации Вячеслав КИТКИН поддержал эту идею, сказав, что облигации строителей не имели бы такого спроса на рынке, как облигации областной государственной финансовой компании, а выгоду для области обеспечили бы повышенные купонные выплаты облигаций строительных компаний.

Любой кризис показывает, что наиболее успешно его проходят те, кто быстрее пересматривает свои подходы, взгляды, установки. В проигрыше же оказываются те, кто в новых условиях пытается жить старым управленческим багажом. Как говорил Альберт ЭЙНШТЕЙН, «бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей