ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 19 апреля, 2024 02:25

Даниил Шапошников: «Архангельск не пошел по пути урезания расходов»


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Ивана Малыгина, dvinanews.ru, Алексея Липницкого | 07.12.2020 08:29:57
Даниил Шапошников: «Архангельск не пошел по пути урезания расходов»

Бюджет Архангельска принят в первом чтении, известны его основные параметры. Как и то, что дефицит городской казны при сложившихся экономических показателях и в условиях пандемии будет расти. В то же время, в отличие от многих российских городов, Архангельск не пошел по пути урезания расходов и отказа от участия в областных и федеральных программах. Увеличилась и доходная часть муниципального бюджета.


О том, как удалось сохранить баланс бюджета, журналисту «Бизнес-класса» рассказал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.

– Даниил Вадимович, во время первого чтения бюджета мы принимаем основные его параметры: какова их динамика?

– Бюджет, как вы знаете, формируется согласно прогнозу социально-экономического развития города, и поэтому давайте начнем с него – какие наблюдаются тренды. В соответствии с законодательством мы рассматривали два сценария этого прогноза: консервативный и базовый. Консервативный сценарий направлен, по сути, на закрепление существующей ситуации, учитывает сложившиеся макроэкономические показатели – такие, как цена на нефть и природный газ, стоимость валютной корзины и т. д. Базовый сценарий в большей степени ориентирован на развитие, скажем так, более оптимистичен.

Составляя прогноз, мы ориентируемся не только на прогнозы Правительства России и Правительства Архангельского области, но и на информацию наших ключевых предприятий: их планов по персоналу, инвестициям, объемам производства, ценам на продукцию – так мы просчитываем, например, такой ключевой для городского бюджета показатель, как возможные поступления от НДФЛ.

На 2021 год мы выбрали не базовый сценарий, а консервативный. И я бы сказал, что это некий консенсус. У ИФНС по городу Архангельску оценки объемов налоговых платежей еще более скептичные. Самое важное: мы приняли решение не закладывать в бюджет доходов, которые получить не сможем, но и не снижать ранее предусмотренных расходов.

– С чем связан рост дефицита бюджета и насколько он опасен?

– В последние годы мы старались не только не наращивать, но и снижать муниципальный долг: на 1 января 2020 года он составлял менее 1,5 млрд рублей. 2019 год закончили с профицитом, который, кстати говоря, сейчас помогает пережить трудные времена. Отмечу, однако, что и в 2019 году мы исполнили все, что было запланировано в рамках бюджета, достигли всех намеченных показателей. Появлялись свободные средства, которые по возможности перераспределялись на сессиях городской Думы. Профицит сформировался уже сверх того.

В этом году, в условиях пандемии и, как следствие, отсутствия бюджетных кредитов, сложностей с поступлением доходов, благодаря большой и кропотливой работе по обеспечению ликвидности счета городу удается своевременно проводить все платежи, не залезая при этом в неподъемные и дорогие кредиты банков. Мы остались в той парадигме, которая была заложена в бюджете: не стали сокращать расходы в социальной сфере и городском хозяйстве. Хотя многим российским городам пришлось пойти именно по такому варианту.

Да, на 2021 год мы планируем увеличение дефицита до 438 млн рублей – это 8,5% от собственных доходов бюджета. Напомню, что максимально Бюджетным кодексом РФ допускается дефицит в 10%.

Конечно, нужно стремиться к положительному балансу. Но дефицит – это также источник финансирования расходов города. Здесь нет ничего экстраординарного, когда существует понимание, как в дальнейшем работать с муниципальным долгом, когда дефицит не «проедается», а имеет экономический или социальный эффект. Сейчас бюджет Архангельска полностью сбалансирован и по-прежнему имеет высокую долговую устойчивость.

– С какими экономическими последствиями пандемии столкнулся Архангельск? Какие шаги были предприняты, в частности, для поддержки бизнеса, работодателей? Как вы оцениваете сумму выпадающих доходов?

– Удар был нанесен достаточно болезненный, особенно по предприятиям малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что выросли рынок интернет-торговли, ниша доставки продукции, на пике ограничений выручка организаций в целом снизилась на 65%. На первоначальном этапе около 43% торговых точек Архангельска приостановили свою работу. Конечно, потом эти требования корректировались при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности людей.

bar_fabrika.jpg

По текущим оценкам, в 2020 году мы недополучим свыше 418 млн рублей доходов. Это связано, в частности, с предоставлением предпринимателям льгот по аренде муниципального имущества, включая земельные участки, по приватизации (выкупу по 159-му Федеральному закону) и т. д. Я сейчас говорю только о тех льготах, которые принял непосредственно наш муниципалитет, прямых мерах поддержки. По ЕНВД, в том числе из-за приостановки деятельности предпринимателей, бюджет потерял около 186 млн рублей.

– Кстати, почему такие опасения связаны с отменой ЕНВД на федеральном уровне с 1 января 2021 года?

– Мы поддерживали предпринимателей в их обращениях о сохранении действия ЕНВД. Как вы знаете, это тот налог, размер которого город может регулировать, устанавливая различные коэффициенты, например, для торговых точек в центре и на окраинах. В таком контексте УСН, на которую, скорее всего, перейдут многие предприниматели, вне зоны нашего влияния. На уровне области определен размер отчислений для муниципалитетов – 15%. Да, по нашим расчетам, это не «компенсирует» отмену ЕНВД, что примерно получилось бы при 20% отчислений. С установленным нормативом мы недополучим порядка 57 млн рублей. Но надо посмотреть: может быть, через год ситуация поменяется – 15% окажется достаточно или норматив пересмотрят.

– За счет чего при этом получилось увеличить собственные доходы городского бюджета – более чем на 200 млн рублей?

– С 2021 года вырастет средняя заработная плата – прежде всего, на крупных предприятиях, в том числе на экспортно ориентированных, а также в бюджетной сфере. Есть и еще один очень интересный нюанс. Фонд социального страхования теперь оформляет больничные листы с последующей уплатой НДФЛ с них по месту регистрации органов ФСС. А зарегистрирован фонд в Архангельске. Раньше в таких случаях налог уплачивался по месту проживания или работы физического лица.

Однако главное, что экономика постепенно, но будет восстанавливаться. Стоимость отгруженных товаров, по прогнозу на 2021 год, составит в Архангельске 41,5 млрд рублей. Для сравнения: в 2020-м этот показатель равнялся 40 млрд. Инвестиции в основной капитал рассчитаны в сумме 25,3 млрд рублей, что практически на 1,5 млрд рублей больше объемов текущего года. И речь идет о вложениях, реально запланированных предприятиями города. Рост индекса производства (уже «очищенного» от стоимости, т. е. в натуральных показателях) закладывается на уровне 2,6%.

Предоставляя в сложный период отсрочки и рассрочки предпринимателям, мы также рассчитываем на то, что в перспективе они положенные платежи внесут.

Напомню, что из 10,9 млрд рублей предполагаемых доходов на 2021 год собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета составляют 5 млрд 157 млн рублей.

– В части расходов социально-культурный блок остается основным, но все же в 2021 году больше средств (почти на 300 млн рублей) направляется на городское хозяйство, растет дорожный фонд. Расскажите подробнее об этих статьях бюджета.

– В прошлом году при планировании бюджета мы могли рассчитывать на то, что появятся дополнительные доходы, и свободнее использовать резервы. Сейчас, к сожалению, такого нет. Тем не менее, как я уже отмечал, мы предусмотрели средства на все запланированные расходы: по заработной плате для бюджетников, капитальному ремонту бюджетных учреждений, ремонту дорог, проезду пожилых людей в общественном транспорте, перевозке жителей на острова, переправам и ледокольной кампании, софинансированию строительства социальных объектов, дорог, переселению людей из ветхого и аварийного жилья и так далее.

remont-dorog.jpg

Практически по всем статьям сохраняем действующий уровень расходов, а по приоритетным даже планируем увеличение. Принятые расходы уже показали свою эффективность, а от неэффективных мы отказались еще в прошлые периоды.

Что касается городского хозяйства, запрос от архангелогородцев по поводу повышения качества содержания, благоустройства территорий очень велик. Многие территории в городе сегодня не отмежеваны, право собственности на них не разграничено. Это наши застарелые «болезни», которые лечатся, но очень медленно в силу того же недофинансирования, долгосрочности работ. Систему нужно принципиально менять, тем более что есть поддержка региона. И создание нового МУ «Городское благоустройство» на базе «Архкомхоза» – еще один логичный шаг в этом направлении.

Дорожный фонд мы сохраняем и даже несколько увеличиваем – до 1 млрд 14 млн рублей. Это не только БКАД (наше софинансирование по этому нацпроекту на 2021 год – 70 млн рублей), но и содержание и ремонт дорог, дренажно-ливневой канализации, мостовых переходов. К сожалению, пока очень небольшие деньги закладываются на аварийный ремонт дорог, ремонт картами.

Почти на 30 млн рублей больше на благоустройство и содержание территорий получат округа. Для них это возможность заключать дополнительные контракты, тем более что с 1 февраля 2021 года округа должны будут содержать и территории, право собственности на которые не разграничено.

park_petr1.jpg

Есть и еще одна новация: впервые в бюджете появился раздел, сформированный по наиболее частым обращениям избирателей к депутатам. В сумме это 30 млн рублей на конкретные нужды: ремонт тротуаров и дворов, покупку музыкального оборудования или новых оконных блоков для школы – привожу вам несколько примеров из списка.

– С чем связано сокращение инвестиционной программы?

– Как вы знаете, в этом году мы сдаем несколько крупных социальных объектов – четыре детских сада, физкультурно-оздоровительный комплекс. Соответственно, инвестиции по ним заканчиваются. Но очень важным аспектом становится финансирование построенных социальных учреждений. На детские сады и ФОК, о которых я сказал, в 2021 году дополнительно закладываем 85 млн рублей.

Конечно, есть и объекты, которые будут строиться или достраиваться в следующем году. Один из них – школа на 1600 мест в Майской Горке: этот проект нами подготовлен и передан правительству области. На базе парусного центра «Норд» в следующем году будем проектировать строительство спортивного центра с бассейном.

В инвестиционный блок заложено софинансирование по двум дорогам. Первый объект – продление Московского проспекта, пока до улицы Энтузиастов, а затем – до улицы Ленина. Это точка развития города. Частично разгрузим Ленинградский проспект. Кроме того, планируем сделать красивый выход к озеру Бутыгино – есть мечта сделать там большой красивый парк. Когда-то на озере была лодочная станция... Второй объект – улица Карпогорская, сейчас практически непроезжая. Идут переговоры с Минтрансом РФ о возможном получении дополнительных денег на строительство этих дорог.

– Даниил Вадимович, на мой взгляд, первое чтение бюджета прошло достаточно конструктивно. Какие у вас ожидания перед вторым чтением? 

– Думаю, что все прекрасно понимают: бюджет следующего года формировался в сложившихся экономических реалиях, и их мы ощутили уже в 2020 году, когда столкнулись с пандемией и изменениями в доходной части. Но несмотря на это, мы вместе подготовили достаточно стабильный бюджет, устойчивый даже при негативных сценариях. Вместе с тем он достаточно релевантный тем запросам на положительные изменения, которые есть сегодня у горожан. Разбалансировкой бюджета сегодня заниматься не стоит. Надеюсь, что к этому 10 декабря мы в итоге и придем.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей