ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Губернатор Илья МИХАЛЬЧУК: «Я вас еще удивлю...»


Текст: Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: Николай Гернет | 26.08.2011 06:32:26

Губернатор Архангельской области Илья Михальчук порядком устал от того, что его регулярно «провожают» с высокого поста, но относится к интригам философски, цитируя Евгения Евтушенко: «Просто целиться в лампу, трудно - в нечто без данных, яркость - слабость талантов, серость - сила бездарных». О политизации поморской элиты, «якутизации» кадров, конфликтах с монополистами и намерении остаться жить в Архангельской области он рассказал в интервью «Бизнес-классу».

- Илья Филиппович, расхожее мнение о том, что варяг никогда не приживется на земле поморской, просочилось и к вам в Живой Журнал. Не обидно такое слышать?

- Да, кто-то говорит, что у меня низкий рейтинг из-за того, что я варяг, которого поставила система вертикали.  А до моего назначения выбирали — в чем-то выиграли? Не хочу себя ни с кем сравнивать, жителям виднее...  Но не знаю, кто для этой земли сделал и делает больше - я, которого направили, или многие те, кто здесь живет.

Знаете, что я понял? Политизация поморской элиты - удел не местных, а тех, кто «косит» под них. Или же тех, кому нравится мутная водичка, в которой можно ловить рыбку. Я попытался максимально, насколько позволяет законодательство и полномочия губернатора, оградить бюджет от «щипачества». Заметьте, я приехал в Архангельскую область, будучи не ангажированным, бизнеса не имею. Просто есть такие элементы, которые без интриг и политиканства жить не могут. Кое-кто из них прорывался к власти. А будоражить общество очень легко: кому-то что-то сказал, что-то в блог закинул, в прессе напечатал - смотришь, и все в напряжении живут. А на самом деле думаешь, сколько тебе жизнью дано? Давайте строить, созидать, любить, радоваться.

 «Мне нравится быть неординарным, нравятся неожиданные шаги. Люблю по 
жизни «похулиганить». Когда ждут одно, а ты выдаешь другое. Люблю 
неординарных людей. И сам пытаюсь быть таким. Конечно, должность 
накладывает определенный отпечаток. Но, как говорится, нам, коммунистам,
ничто человеческое не чуждо... Я вас еще удивлю».

Уникальный край, уникальные северные люди. Если бы я с Кавказа приехал! Но я же всю жизнь прожил на Севере, в условиях потяжелее, чем здесь. На Севере люди всегда были и останутся чище, добрее, лучше, дружнее. А все остальное проходит как накипь, после того как картошка сварилась.

Да, я часто слышу про «якутизацию» кадров. Где она? На ключевых позициях приглашенных нет. Пожалуй, в областном правительстве работают только три человека из Якутии, но их деятельность не идет в ущерб местным руководителям. На своем горбу, через свои ошибки и шишки убедился в том, что гораздо сложнее и длительнее идет  процесс адаптации к региону специалиста со стороны. Даже если тебе вовсе не знаком кадровый потенциал региона, гораздо проще и эффективнее работать с местными управленцами, знающими специфику территории: найти, научить, контролировать, сопровождать. Может быть, и не нужно отказываться от возможности приглашать по отдельным направлениям новых людей, специалистов,  «не зашоренных» под специфические условия. И все же основной акцент нужно делать на местные кадры. И вы это еще увидите по моим решениям.
Между тем я бы хотел, чтобы работу людей оценивали не по тому, откуда они и сколько здесь прожили, а сколько они сделали для этой земли. Независимо от должности.

- Через полгода истекает срок ваших полномочий. Готовы остаться на второй срок?

- И возможность, и желание есть! Буду работать! Да, я устал от того, что меня «провожают». «Равно встречай успех и поругание, не забывая, что их голос лжив» (Редьярд  Киплинг).
Сам я не удовлетворен своей работой. Но за один срок человек, приехавший в регион, немногое успевает сделать, особенно что-то радикальное. Тем более когда начало работы пришлось на кризис. Но вспомните: мы ни на один день не задержали выплату заработной платы, не отказались ни от одной социальной проблемы, прекращения инвестиций из федерального бюджета не было.
Более того, если нужно будет или сейчас, или через срок уходить, я не расстраиваюсь. И собираюсь остаться жить в Архангельской области. Так что, как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти сильно преувеличены!

- Следственный комитет «оправдал» бывшего заместителя губернатора по строительству Сергея Молчанского: фактов хищения средств, собранных в Архангельской области на строительство школы в Цхинвале, не выявлено. Сейчас Сергей Геннадьевич предъявляет определенные претензии к надзорным органам: его имя звучало в негативном контексте, но обвинения не подтвердились. В одном из интервью вы назвали приглашение Молчанского своей ошибкой. Вы и сейчас так считаете?

- К сожалению, нередко прокуратура желаемое выдает за действительное, и часто бывает так, что следствие еще не закончено, факты не доказаны, а информация уже выдается общественности.
Я согласен с неудовольствием Сергея Геннадьевича. И я тоже недоволен. Так или иначе такие скандалы отражаются и на моей репутации. Нельзя раньше времени вешать на человека ярлык. Те, кто виноват и запустил руку в государственный карман, должны отвечать и ответили. Но обвинения по отношению к Молчанскому не подтвердились. В результате получилось, как в том анекдоте — ложки-то нашли, а осадок остался.

Я никоим образом не сомневался в том, что Сергей Молчанский — профессионал,
просто опыта управления на таком уровне у него не было. И прежде чем
назначать его заместителем губернатора по строительству, мне надо было
его «обкатать» на более низкой должности. Это и есть та «ошибка»,
о которой я говорил. Любой человек должен пройти все ступеньки,
даже будучи грамотным специалистом. Сергей же сразу начал шашкой
махать, но если ты приехал в другой регион, это недопустимо.

Однако оценивая результат его работы, нельзя не сказать про те объекты, которые называли долгостроями. Он же сумел сдвинуть работу с мертвой точки. Драмтеатр, областная больница, онкодиспансер — это во многом его заслуга! Сколько строился театр?! 7-9 лет. Сколько строилась областная больница? Почти 20 лет! Пять лет бились с новым корпусом онкологического диспансера!

Жаль, что со временем и Молчанский накопил обиды. Даже если бы мы все навалились и уговорили его остаться, он бы все равно ушел. После необоснованной грязи, которая на него вылилась, и зная его как человека гордого, нечего удивляться, что он не остался.

- Как вы оцениваете итоги праймериз?

- Скажу прямо - не очень обрадовали, потому что было мало участников: все те же лица! Такое ощущение, что организовывали как бы для себя. Но по большому счету, я рад тому, что даже в качестве интересного действа Народный фронт привлек огромное количество людей. Помните, мы проводили выборы министра по молодежной политике? Какие там интриги были! Говорили, что мне девушка понравилась. Но я дал возможность молодежи попробовать, поучаствовать, выбрать. В Сергее Нехаеве, который возглавляет Агентство по печати и СМИ, тоже кто-то сомневался, мол, какой из него руководитель — работает человек с прессой.

Я считаю, что в первую очередь неравнодушным к проблемам людям 
необходимо давать возможность попробовать себя.
У нас немало достойных, особенно среди молодежи, которых
не нужно бояться тащить во власть. Даже если они ошибки
совершат из-за отсутствия опыта, с ними лучше работать,
чем с прагматиками, скептиками, а порою нечестными людьми.
И даже если они кому-то непонятны, пусть дерзают, пробуют!

Рад, что в Общероссийский народный фронт, хоть и не сразу, вступила Елена Вторыгина. Это новый человек в политическом бомонде партии власти — и это очень хорошо. Я бы с удовольствием кого-нибудь из коммунистов туда пригласил. Только не тех, кто проводит политику отрицания, кто не разрушитель, а созидатель.

- По данным социологического опроса «Фориса», готовность проголосовать за экс-мэра Архангельска Александра Донского продекларировали 29% респондентов. За действующего мэра Виктора Павленко готовы отдать свой голос 16%, доля приверженцев министра промышленности, транспорта и связи Эрнеста Белокоровина - 5%. За кого проголосовали бы вы, если в ближайшее воскресенье в Архангельске проходили бы выборы мэра? Или вы против выборов?

- Назвав эти три фамилии, очень легко увидеть мои привязанности. Но все-таки окончательное слово за избирателями. И поверьте, до выборов конъюнктура может еще сильно измениться! 

Я не против выборов, но в столице Поморья я выступаю за введение института сити-менеджера. Административный центр во многом определяет политику, лицо целого региона. Сюрпризов не должно быть. Не нужно популистов, пиарщиков и политиканов.
Представьте себе такую ситуацию: хорошо поставленный пиар, умение поговорить с бабушками, угостить пирожком. И вот вам образ народного мужика — проголосуем! Но экспериментировать на власти можно в том случае, если есть возможность поправить, помочь. А в данной ситуации изменить что-то сложно: избрали — терпите. И нужно целое уголовное дело, чтобы освободить от должности досрочно. А собрать для импичмента необходимое количество подписей — практически невыполнимая процедура.
Тот же умелый политик, научившийся играть на общественных эмоциях, без труда убедит окружающих в том, что он хороший.

Знаком с муниципальным управлением не понаслышке - 
защищал кандидатскую по местному самоуправлению
в Российской академии госслужбы, когда работал мэром Якутска.
Местное самоуправление — наиболее публичный формат власти,
самый близкий к гражданам, который создан для решения
вопросов местного значения.

И если мы передаем важные государственные вопросы на уровень муниципалитета, глава города или района все равно будет вынужден думать, как ему следовать политике государства, ведь от этого зависит и объем централизованного финансирования. С другой стороны, он должен думать, как, выполняя общегосударственную линию, не рассердить своих избирателей.

Выборность правильнее оставить на уровне районов, внутригородских территорий. А вот в крупных городах выбирать управленцев должен глава региона и Законодательное собрание. Оценивать его работу нужно коллегиально. Не справляешься - будь любезен, отойди, возьмем другого профессионала.
Введением института сити-менеджера можно оградить власть от популистов, тех, кто пришел в управление из-за денег, на которые куплена часть избирателей, что, к сожалению, имеет место быть. Тогда это будет профессионал, деятельность которого можно оценить. Ведь то, что произошло с экс-мэром Архангельска, очень показательно. Зачем нам такая «слава» на всю страну? Это позор.

- Некоторые аналитики утверждают, что в области отсутствует единый системный подход к выстраиванию отношений с инвесторами. Как вы оцениваете работу областного правительства по улучшению инвестиционного климата?

- Судя по количеству принятых решений, мы сделали очень многое. Напомню, по итогам 2010 года в рейтинге авторитетного агентства «Эксперт РА» Архангельская область вошла в пятерку регионов, где областные власти активнее всего работали над улучшением инвестиционного законодательства и снижением барьеров для бизнеса.
Как результат, по данным Федеральной службы государственной статистики, объем инвестиций в основной капитал в Архангельской области  за первое полугодие 2011 года вырос в полтора раза. Объем иностранных инвестиций - в два раза.

Да, областной закон о льготах для инвесторов пока не показал эффективности. Поэтому мы и внесем в него поправки на предстоящей сессии областного Собрания в сентябре.
Есть острые вопросы — система кредитования, инвестиционной поддержки, которую считаю  недостаточной. Однако не все зависит от исполнительной власти региона.

Я, например,  поддержал  малый и средний бизнес в вопросе 
преимущественного права выкупа муниципальных площадей
в Северодвинске по 159-му Федеральному закону, но глава
города и депутаты решили, что правильнее недвижимость
оставить городу.  У меня нет полномочий заставить
сделать по-другому, хотя бизнес недополучил свое.

Надо сказать, что безусловное влияние на инвестиционный климат оказал кризис. Тем не менее на территории области продолжается реализация пяти крупных инвестпроектов в лесопромышленном комплексе на общую сумму 25 млрд рублей. Но и тут оказалось много подводных течений. Я собрал в одном зале крупных и малых лесопользователей. Так между ними такие антагонизмы! Одним не дают леса, а другие неэффективно его используют. Одни платят налоги, а другие дают работу небольшим селам, но во многом стараются уйти в тень. Острая конкуренция, а мы должны сделать так, чтобы не ущемлять интересов ни бизнеса, ни государства...

- В мае прокуратура вынесла протесты Агентству по тарифам и ценам, объявив о завышении тарифов в 2011 году на 1,2 миллиарда рублей. АТЦ снизило тарифы на 3,4%, что было подано прокуратурой как результат добровольного исполнения агентством требований надзорного органа. Но АТЦ утверждает: решение было принято в соответствии с постановлением Правительства РФ. Такая разница в подаче информации — борьба за первенство сделать нашу жизнь лучше или это попытка обелить себя?

- Вопрос якобы завышения тарифов связан с интересами одной крупной компании. Речь идет о филиале МРСК Северо-Запада «Архэнерго».

Дело в том, что энергетики очень ревностно отнеслись к тому, что в тарифах двух менее крупных сетевых организаций - ОАО «АрхоблЭнерго», 100 % акций которого принадлежит Правительству Архангельской области, и ООО «АСЭП», частной компании, имеющей большой потенциал для реализации масштабных проектов в электроэнергетике, - были включены средства на инвестиции на одном уровне с основным монополистом.

Кроме того, энергетики предлагали установить для филиала «Архэнерго» тарифы с применением методики RAB. Эта система позволяет спрогнозировать тарифы на пять лет, что дает возможность компании взять кредит в размере более 5 млрд рублей под долгосрочную инвестиционную программу. Но для этого нужно иметь хорошо разработанный инвестиционный план, проектно-сметную документацию. В этом случае мы бы увидели, куда пойдут эти деньги, когда у нас появятся хорошие сети, новые подстанции.

Но на самом деле оказалось, что они даже то, что дается сейчас, 
не в состоянии освоить! По прошлому году «Архэнерго»
не смогло отчитаться за 150 млн рублей, заложенных в тарифе.
Похожая ситуация наблюдается по итогам первого полугодия
2011 года — не освоили почти 80 млн рублей. Зачем компании
деньги, которые она не может потратить?! Для того, чтобы вывезти?

У меня было несколько встреч с генеральным директором Холдинга МРСК Николаем Швецом. Я доказывал, что они не смогут освоить требуемые средства, предлагал остановиться на методе индексации на долгосрочный период, что впоследствии и было сделано Агентством по тарифам и ценам. А если будет программа, дальше посмотрим. Ведь это очень серьезный вопрос — все понимают необходимость инвестиций, но те регионы, которые перешли на RAB, локти сейчас кусают. Потому что большие кредиты ложатся на население. И никто не застрахован от того, что объекты сетевой инфраструктуры будут проданы, как поступил когда-то Чубайс.

И что вы думаете, вот тогда и начались заявления в прокуратуру!

- Тарифы были бы снижены и без протеста прокуратуры?

- Совершенно верно. При формировании тарифной политики в конце 2010 года мы руководствовались постановлением Правительства РФ, по которому рост тарифов для населения не должен превышать 15%. Тарифы на электроэнергию для населения в Архангельской области выросли всего на 10,2%. Обижена была МРСК. Почему другим компаниям якобы дали больше, чем ей.

ОАО «Архоблэнерго», например, получило средств столько же, сколько и «Архэнерго». Но не потому, что 100% акций компании принадлежит Архангельской области. Мы же туда сбросили все неликвиды в районах: например, Мезень, Няндому. В «Архэнерго» убыточные сети и объекты стараются не брать - зачем? Они борются за инвестиционную добавку.

Прокуратура начала проверять факты, изложенные в заявлениях. Протест был вынесен АТЦ 5 мая, т. е. практически сразу после решения Правительства РФ о необходимости пересмотреть все тарифные решения в электроэнергетике.
Суть изменений состояла в том, что 15-процентное ограничение должно действовать не только на конечный тариф, но и на каждую из его составляющих: на производство, передачу электроэнергии, на сбытовую надбавку. Такое постановление было принято потому, что во многих областях России тариф на электроэнергию для прочих потребителей вырос в разы. Кстати, это одно из  последствий внедрения RAB. И это подтвердило нашу правоту в осеннем споре с энергетиками. Резко повышать тариф нельзя.

Мы обязаны были исполнить требование Правительства России, действующее для всех субъектов РФ, и снизили тарифы с 1 мая 2011 года по двум составляющим: «передача электроэнергии» и «сбытовая надбавка». В результате средний тариф за электроэнергию уменьшился на 3,4%.

Если бы прокуратура считала оспариваемые постановления агентства незаконными, 
то прокурор мог бы доказать это в суде и при наличии соответствующего
решения арбитражного суда потребовать от электроэнергетиков перерасчета
с конечными потребителями за период с 1 января по 31 апреля 2011 года.
А этого не было.

Есть еще протест, по которому прокуратура считает завышенными тарифы ТГК-2. По ее мнению при формировании тарифов агентство должно было исключить средства, которые ТГК-2 якобы не освоило по программе газификации в 2009 году.
Действительно, в 2009 году средства на первый этап газификации в тарифах выделялись, но из-за неготовности «Газпрома» в намеченные сроки подвести газ к электростанциям ТГК-2 и резкого роста цен на мазут осуществить работы в намеченном объеме не удалось. Тем не менее в 2010 году была газифицирована Архангельская ТЭЦ, сейчас заканчиваются работы по газификации Северодвинской ТЭЦ-2, хотя в тарифах этого года средств на газификацию не предусмотрено. Точку в этом вопросе должен поставить суд.

Вы поймите, что исключение из тарифов средств на газификацию ставит под угрозу весь проект. Это приведет к очередному росту тарифов, не улучшится, как намечалось, экологическая ситуация и мы с вами продолжим быть заложниками нефтяных монополистов, покупая мазут.
Стоимость тарифов — это стоимость жизни. Если в этом вопросе мы будем кому-то в чем-то уступать, то жить будет еще тяжелее. Не один миллиард рублей тратится на компенсации разницы  между себестоимостью электроэнергии и социально обоснованный ценой. Это так называемые «дельта Э» и «дельта Т». Почему мы второй год усилено работаем над переводом энергоисточников на газ или на биотопливо? Чтобы эти миллиарды оставить в области, направлять их на более разумные траты, а не кормить монополистов.

Я очень рад и спокоен, что Агентство по тарифам и ценам возглавляет 
профессионал. Нина Фалелеева — бессребреник, который
добросовестно выполняет свою работу. Я уверен, что она
не пойдет на компромисс и не продастся. А чего ей только не предлагали!

- Правительство Архангельской области, являясь учредителем  ОАО «УК «Энергия Белого моря», обещанный вклад в уставный фонд компании не внесло. Разочаровались в проекте?

- Областной бюджет вкладывать в проект живые деньги не будет. Я не считаю необходимым наращивать капитал для получения кредитов. Предварительно шла речь об увеличении капитала, но я видел в этом наращивание основных фондов: котельных, сетей, что может помочь в раскрутке, дать компании отраслевое преимущество. Речь о деньгах из бюджета не шла. Это управляющая компания, а не залоговый центр.

С позиции бизнеса, это хороший проект. Пакет акций, который принадлежит Архангельской области, позволяет контролировать инвестиционную и тарифную политику.
Если Архангельск посчитает нужным дать денег — пожалуйста! Как  с домом на 40 лет Великой Победы получилось: область аналогичный дом за 29 тысяч рублей за кв. метр строит на Ленинградском проспекте, а город за 43-45 тысяч рублей. Из-за того, что там украли деньги?
Я предлагал — отдайте заказ области, не будем ссориться с Фондом ЖКХ. Нет, сказали, что мы сами будем строить. Как депутаты могли одобрить залог под 200 млн рублей, мне до сих пор непонятно.

Проекты и идеи у компании отличные. Но не нужно закладывать бюджетные деньги в уставный капитал. Это простой путь, который может свидетельствовать о слабости менеджмента и непродуманности стратегии. Работы много. Если сейчас сместить акценты в пространство текущих, актуальных проблем — проект будет жить.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5