ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Был управляющим, станет исполнителем?


Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 01.08.2014 04:40:21

altМежду мэрией Архангельска и региональным правительством назревает новая конфронтация, на этот раз не финансового, а политического толка.  Муниципалитет категорически против изменения модели местного самоуправления: делить город на районы с самостоятельными органами управления и вводить институт сити-менеджера вместо выборной должности мэра нецелесообразно. Но в соответствии с федеральной реформой определять правила игры будут областные власти. И срок для раздумий небольшой: с 1 января 2015 года вся область должна перейти на новую схему управления.

 

Напомним, законодательные изменения инициируют двухуровневую систему местного самоуправления:  предлагается превратить внутригородские округа в самостоятельные муниципалитеты (со своими органами, бюджетом, собственностью и пр.) при сохранении общегородской системы управления.

Главы муниципалитетов могут избираться местными представительными органами (советами депутатов) из своего состава, а главы администраций (сити-менеджеры) в этом случае будут назначаться и работать по контракту, который можно расторгнуть.  Правда, сохраняется возможность и прямых выборов мэров и глав районов, но останутся они или нет, большой вопрос. Кроме того, реформа «разгружает» сельские поселения: часть их обязанностей  передается на уровень муниципальных районов.

В Архангельском областном Собрании депутатов создана рабочая группа по подготовке областного закона, регламентирующего новые правила игры.  По мнению одного из ее членов, депутата  Станислава ВТОРОГО (фракция «Единая Россия»), закон имеет большое социальное значение.

«В системе местного самоуправления не все так просто, и внесенные изменения вызваны самой жизнью, – считает депутат. Полномочий много, требований к муниципальной власти еще больше. Они подкрепляются административным прессингом глав районов и особенно поселений. И в то же время финансово исполнение многочисленных полномочий не подкреплено. Кто оказывается крайним в такой ситуации помимо глав районов и поселений? Граждане. Реформа должна исправить эту ситуацию. Под полномочия должны быть подведены деньги. Будем надеяться, что так и будет. Иначе к чему вновь городить огород».

На первом этапе рабочая группа провела консультации с муниципальными образованиями.  По словам Второго, на местах в основном относятся к реформе лояльно, но просят оставить решение земельных вопросов, например выделение участков для строительства частного жилья, поселениям - это более удобная схема для людей.

«На слуху у всех не совсем понятное для некоторых слово «сити-менеджер», – говорит Станислав Вторый. – В законе такое понятие отсутствует. Присутствует – глава администрации. Это и есть сити-менеджер. Как показали проведенные встречи с представителями всех муниципальных образований области, по этому вопросу есть разные мнения. Кто-то решил ввести институт сити-менеджера: прошедший конкурсный отбор управленец, утвержденный депутатами, управляет городским хозяйством. Закономерно могут спросить, кто же будет главным? По закону: председатель Совета депутатов – высшее должностное лицо муниципального образования».

Депутата несколько настораживает категорическое неприятие предусмотренного федеральным законом данного нововведения. «Ссылаются на неудачный опыт Котласского района, но это далеко еще не пример. Насколько мне известно, во многих городах Поволжья этот институт успешно работает. Примером чему является ухоженность, опрятность городов. В данном случае не стоит жалеть денег, договориться с коллегами одного из городов, встретиться, поговорить, посмотреть, и я уверен, что мнение изменится», - считает Станислав Вторый.

По информации областного правительства 15  глав районов ратуют за введение института сити-менеджера. По их мнению, не обремененные политическими заботами наемные управленцы – главы муниципальных администраций –  будут работать эффективнее. Они будут отчитываться о своей работе, а при неисполнении  ими своих обязанностей или неудовлетворительной работе муниципалитет сможет досрочно разорвать контракт с сити-менеджером. 

По словам министра по развитию местного самоуправления Натальи КАДАШОВОЙ, в связи с реформой муниципалитеты предлагают оптимизировать местное самоуправление, сократив 57 сельских поселений. Однозначно против института сити-менеджера и муниципального районирования выступили только Архангельск, Северодвинск и горсовет Новодвинска.

Член рабочей группы, председатель комитета по вопросам местного самоуправления и региональной политике облсобрания Александр ПОЛИКАРПОВ уверен, что «механически делить Архангельск нельзя, самоуправляемость от этого явно не улучшится». Между тем сторонники изменений утверждают, что сейчас  городская власть далека от чаяний горожан и увлекается не повседневной кропотливой работой, а разборками с губернатором. Поэтому появление в городе муниципальных районов приблизит власть к людям и улучшит управляемость отдаленными территориями города.  Очевидно, что возможные изменения действующей власти только во вред: никто не хочет терять свое место и связи.

«При существующей системе единого городского округа решается принципиально важная задача - сохранение управляемости. Специфика нашего города - особенности централизованной системы теплоснабжения, наличие островных и отдаленных территорий, неоднородный характер и плотность населения в разных частях столицы Поморья - требует сосредоточения сил и средств на городском уровне для оперативного решения задач на местах. Разделение на внутригородские районы потребует дополнительных чрезмерных затрат на содержание вновь избранных депутатов, их помощников, аппаратов управления и администраций без существенного улучшения эффективности управления. Наоборот, решение вопросов о разграничении полномочий и передел единой муниципальной собственности грозят непредсказуемыми организационными и юридическими проблемами и прямыми потерями для городского бюджета, - заявил мэр областного центра Виктор ПАВЛЕНКО. - Я не вижу объективных причин и для изменения порядка выборов главы города и введения института сити-менеджера. Четыре года назад уже предпринималась неудачная попытка навязать Архангельску сити-менеджера. Тогда депутаты горсовета, опираясь на мнение подавляющего большинства горожан, ее решительно отвергли. Но самое главное - практика работы других муниципальных образований в области показывает, что институт сити-менеджера неэффективен и не решает главной проблемы – соответствия объемов финансирования полномочий обязанностям муниципалитета».

Мэра поддержали «единороссы» городской Думы. Ее председатель Валентина СЫРОВА уверена, что в результате деления Архангельска на самостоятельные муниципальные районы можно потерять  управление городом как единой системой.  Будет непросто разобраться, какая из голов городской власти за что отвечает. Позицию Архангельска поддержали депутаты Новодвинска.

«Прямые выборы глав должны быть и в Архангельске, и у нас, и в Северодвинске, - заявил председатель новодвинского горсовета Александр КОРОЛЁВ. - И что главы должны быть одновременно руководителями администраций без назначаемых сверху сити-менеджеров. Зачем придумывать колесо, если оно давно изобретено. Зачем мы народ пугаем и путаем различными реформами? Нам что, некуда деньги девать? В Конституции закреплено право избирать и быть избранным. И депутаты областного Собрания должны услышать, что мы сегодня за сохранение того, что наработано».

А мэр Новодвинска Владимир БЕЛОГЛАЗОВ высказал предложение сохранить выборность мэров городов и вернуться к формированию городского Совета депутатов по мажоритарным округам. Его поддержал руководитель аппарата Северодвинского горсовета депутатов Сергей КРАМИН.

Новый областной закон об организации местного самоуправления должен быть внесен на рассмотрение правительства региона к третьей декаде августа. Возможно,  из-за сильного разброса мнений подготовить законопроект к этой дате не успеют. Но до 27 ноября областное Собрание должно принять закон. Этот срок установлен федеральным законодательством.

Андрей ЧУРАКОВ, директор экспертно-аналитического центра САФУ:

- Выпадение из командно-административной системы управления отдельного звена - глав муниципальных образований, которые неподотчетны губернаторам, – создает проблемы для решения инфраструктурных вопросов. Поэтому с точки зрения этих реалий сити-менеджеры необходимы для обретения вертикалью власти управленческой стройности.
Отъем права у населения выбирать себе руководителей на муниципальном уровне  – это продолжение той логики, которую власть демонстрирует на протяжении последних десяти лет. Формально мы вроде бы участвуем в различных избирательных кампаниях, но если не за того проголосовали, то «административным топором» ситуацию можно исправить за секунды.
Что касается Архангельска, то мэр сейчас очень удобная фигура для определенных городских кругов. Он контролирует большие финансовые потоки, поэтому решать с ним некоторые вопросы проще, чем с губернатором. 

Александр ИВАНОВ,   председатель бюджетного комитета облсобрания (1994-2004 гг.), председатель Архангельского горсовета народных депутатов, советник мэра Архангельска на общественных началах:

- Меня спросили, что думаю о реформе самоуправления. Слегка "завис". Закон №136 принят и действует. Думать поздно. Надо знать. Реформ было много. Пенсионная, армейская, налоговая, образования, другие... Реформаторы реформировали реформируемых. Без их согласия. Реформируемые в миноре. У реформаторов тоже не мажор.

Реформатор - государственная власть. Реформируемые разные. Иногда это местное. Иногда самоуправление. Не часто. Дают срок оклематься. Очередной срок истек.

Реформатор всегда прав. У него избыток прав. Есть и интерес. Реформируемый всегда виновен. У него нет прав. Интересы ему поменяют.

Вверху решили – местное плохо самоуправляется. Оторвано от народа. Слишком длинно – самоуправление – 14 букв. Надо проще. Приняли закон. Как бы упростили. Местное управление. Государственной властью. Государственная власть все решит: где избирать, где назначать, сколько избирать, сколько назначать, кого назначать...

Сама решит. В этом интерес. В прямом руководстве местным. Самоуправление - это сложно. Руководить проще. Но саморуководством не назвали. Звучит плохо. Руко. Само. Водство. Блудство.  Поэтому название оставили. Поменяли суть. Местный интерес поменяется. Был управляющим. Стал исполнителем. Раньше думал. Теперь служи. Служить проще. Все станет проще. Реформа состоится.

Нет реформы местного. И не надо. Местное – бывает при самоуправлении. При руководстве все – государево. Про реформу думать поздно. Надо знать. Знать – привычное  для государевых. Знать, как жить в миноре.  

Юрий ШАРОВ,  депутат облсобрания, секретарь бюро совета областной партийной организации «Справедливая Россия»:

- Мы проводили социологический опрос населения крупных населенных пунктов региона об их отношении к возможной отмене прямых выборов глав муниципалитетов. Большая часть населения не видит причин для изменений и требует оставить возможность жителям самим избирать местную власть. Наша партия солидарна с этим мнением.  В том числе и потому, что ни один федеральный разработчик реформы толком не объяснил целей, задач и последствий этих изменений. Реформа в нынешнем виде фактически ликвидирует сам объект изменений - местное самоуправление. Назначение сити-менеджера в тихом губернаторском кабинете - это не демократия, а нечто иное, мягко говоря.

Что касается внутригородского деления Архангельска - смысла в этом нет ни экономического, ни хозяйственного, ни политического. Это только приведет к увеличению расходов на управленческий аппарат.

Как член профильного комитета облсобрания я внимательно наблюдаю за аргументами сторон. Свое мнение уже высказали и городские депутаты, и мэр, и уважаемые политологи, и эксперты. Позиция одна - прямые выборы градоначальника. Публичной позиции областной власти я не слышал вообще. Что очень странно, так как позиция, очевидно, есть. Наши источники в региональном правительстве нам сообщают о серьезной подготовке к введению в действие областного закона о сити-менеджере в столице Поморья. Профильные чиновники правительства уже даже успели создать соответствующий отдел в министерстве по местному самоуправлению, которые будет подбирать сити-менеджеров. Ситуация с возможной ликвидацией прямых выборов мэра Арханельска станет для многих лакмусовой бумажкой, тем показателем, насколько областные парламентарии действительно готовы защищать интересы своих избирателей, а не сиюминутные интересы региональной исполнительной власти.

Виктор КАЗАРИНОВ, депутат облсобрания от Северодвинска:

- Сегодня все структуры управления городом работают хорошо, поэтому не вижу смысла что-то менять. Лично я при голосовании за закон буду опираться на мнение, которое выскажут северодвинские депутаты. Именно им должен принадлежать решающий голос в этом вопросе, а не областной власти.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5