ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Капремонт в кредит: будет ли эффект от новой инициативы Минстроя России?


Артем БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 03.09.2016 00:22:13
Капремонт в кредит: будет ли эффект от новой инициативы Минстроя России?

В начале августа федеральное Министерство строительства выступило с замечательной на первый взгляд идеей — выдавать кредиты под 10% на капитальный ремонт домов. Предполагается, что жители в таком случае будут платить за капремонт так же, как и сейчас, но он будет сделан не через 10-15 лет, а сразу. Хорошо это предложение только в теории, а его реализация, по всей видимости, будет хромать. Минстрой же таким способом хочет побудить граждан переводить дома на спецсчета.


О том, почему хорошая инициатива может обернуться пшиком, «Бизнес-классу» рассказал заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищной политике и коммунальному хозяйству Виктор ЗАРЯ (на снимке). Заодно он напомнил, как в регионе обстоят дела с собираемостью платежей за капитальный ремонт, как работают подрядчики и когда для капремонта были самые «сладкие» времена.

zarya_vn_2016.jpgВ программу капремонта в Архангельской области вошло более 11 тысяч домов. Жильцы только 800 из них решили собирать деньги сами — через специальный счет, хотя по стране в среднем этот показатель на уровне 17%. Для власти — или регионального оператора программы — чем больше домов со спецсчетами, тем лучше: люди сами аккумулируют деньги, нанимают подрядчиков, принимают работу и вообще за все отвечают сами. Но вариант «для самостоятельных» подойдет не всем, и дело не только в том, что не в каждом доме найдется активист, готовый взять на себя все хлопоты. Для жильцов некоторых домов просто нереально справиться со всеми требованиями, которые нужно соблюдать, чтобы организовать ремонт через спецсчет.

- Виктор Николаевич, на ваш взгляд, что все же лучше: «общий котел» регионального оператора программы или спецсчет?

- У людей есть выбор: везде свои плюсы и минусы. Спецсчет выгоднее для тех, у кого дом не очень старый, в очереди программы стоит далеко, а объем работ не очень большой. Но если дом ветхий и живут там в основном пенсионеры — как они сами смогут организовать все сами да еще в короткий срок? Никак. В этом случае лучше полагаться на «общий котел». Еще один очевидный плюс спецсчета — это прозрачность: люди сами собирают деньги и ими распоряжаются. К тому же жильцы домов, которые выбрали такой вариант, получают еще и дивиденды, ведь средства хранятся в банке. Но из этого следует и минус: найти подрядчика, контролировать его работу, проверить и принять ее результаты — тоже обязанность самих жильцов. И вот тут уже «засада» — не всегда так просто найти человека, который готов всем этим заниматься. Поэтому многие жильцы перепоручили управляющим компаниям быть владельцем счета.

Но, к сожалению, были прецеденты, когда УК ремонтирует, условно говоря, на 200 тысяч рублей, а отчитывается на три миллиона. Жильцы же чаще всего не проверяют, сколько стоят те или иные стройматериалы, где они покупались, сколько заплатили рабочим и так далее.

Когда же деньги сдаются в «общий котел», их собирает региональный оператор программы капремонта и в соответствии с планом производит ремонт, сам контролирует подрядчиков.

- А как составлялся план программы и происходил процесс распределения домов в очереди?

- Многие жалуются на то, что их дом стоит в очереди на 30-е или даже 40-е годы, хотя соседний дом того же года постройки отремонтируют уже в ближайшее время. Так получилось потому, что наши чиновники не подготовились к программе. Хотя время было. Муниципалитет должен был сделать ревизию всего жилфонда, посмотреть, что необходимо отремонтировать, провести голосование всех жильцов — какой метод сбора денег они выбирают. Для этого нужна была нормальная информационная подготовка населения. Затем все данные в готовом виде следовало передать региональному оператору.

Далее специальная программа рассчитывала, какой дом и когда должен быть отремонтирован. То есть это было не решение, например, администрации Архангельска или регионального оператора, а именно технический расчет. Другое дело, что предоставленные данные по количеству жильцов, жилых площадей оказались частично неточными, многие дома попали в программу под двойными адресами и т.д. В итоге дома так и «расставились» в очереди, а недоработка муниципалитета привела к тому, что люди теперь страдают.

Надо отметить, что и с самой программой были проблемы. Ее разрабатывала татарстанская компания «БАРС Групп»: они первыми зашли на этот рынок, их лоббировала Москва. Архангельская область купила эту программу примерно за 9 млн рублей, хотя они просили 20 млн. В результате ее установили, все три года она работала некорректно. Даже судились с компанией. В конце концов наши компьютерщики разработали свою программу — бесплатно.

- Собираемость платежей за капремонт в регионе - на уровне 80%: это мало или много и почему цифра такая?

- Конечно мало, собираемость должна быть в районе 100%. Причина в том, что как только начинаются какие-то политические события, разные партии используют капремонт для пиара, ведь это больная тема, которая у всех на слуху. Некоторые мои коллеги по областному Собранию, например, начали внушать людям, что платить за капремонт не нужно, что это незаконно. И люди откладывали квитанции по два-четыре месяца. Им пообещали, что все отменят, но Конституционный суд подтвердил, что платить все-таки обязательно.

Еще одна проблема заключается в том, что у регионального оператора нет рычагов воздействия на должников. Законом не предусмотрено, как требовать с них деньги. Управляющие компании, например, совершенно законно могут отключить свет тем, кто не платит по счетам. Региональный оператор же никакие технические действия произвести не может — остается только обращаться в суд.

И все при этом хотят отремонтировать свои дома пораньше, может быть, получить кредит, потому что на спецсчете денег не хватает, а сроки поджимают. Жильцы обращаются в банки, однако это рискованно, в том числе и для самих кредитных организаций. Ведь если кредит оформляется, скажем, на ТСЖ, может получиться так: сегодня оно есть, а завтра нет. Поэтому такие кредиты выдают тяжело.

- К разговору о кредитах: что вы думаете об инициативе Минстроя по кредитованию капремонта?

- Федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, который выдавал деньги субъектам на текущий ремонт, прекратил работу 1 июля. А средства там оставались — чуть больше 400 млн рублей. Умные головы придумали направить эти деньги на кредитование многоквартирных домов по всей стране, которые находятся на спецсчете. Предложений два: либо давать кредит под низкий процент (в районе 10%), либо гасить проценты по уже взятым кредитам. И главная задача, по словам экспертов из Минстроя, — стимулировать переход людей на спецсчета. Спецсчет — это только одно из условий. Кроме того, должна быть составлена программа энергосбережения. Кредит дадут не более чем на 5 лет, а сумма кредита не должна превышать 50% от стоимости работ. Я понимаю, если бы это была долгосрочная программа, которой могли бы воспользоваться все, кто бы ни обратился. Но в данной ситуации не надо так громко заявлять о помощи, тем более агитировать всех к переходу на спецсчет.

И тогда вообще непонятно, зачем государству нужно было создавать новую систему капремонта в стране, которая, к слову, содержится за счет областных бюджетов? У нас в регионе, например, в год на нее уходит больше 60 млн рублей. А сейчас мы говорим людям, что это все не нужно, чтоб создавали спецсчета... При этом надо отметить, что сама по себе госпрограмма работает вполне успешно.

Но даже если так: представим, что уже завтра на спецсчете в Архангельской области будут пусть не все, а хотя бы 10 тысяч домов. Теперь делим 400 млн рублей, которые есть у Минстроя, на количество регионов России — если поровну, получается по 5 млн каждому. Что такое 5 млн на 10 тысяч домов? Сделать кровлю только на одном доме можно за такие деньги.

- Многие не хотят платить за капремонт еще из-за того, что раньше такого отдельного сбора не было, а ремонт был. Что вдруг изменилось?

- Раньше были ведь только муниципальные квартиры. Люди платили за наем жилья, и в те суммы закладывались, в том числе, и расходы на капитальный ремонт. Позже дома стали переходить управляющим компаниям, был создан Фонд ЖКХ. Начали действовать программы фонда: из него выделялись деньги на капремонт и расселение «аварийки». Тогда, в 2008-2009 годах, мы получали на регион по 1,5 и даже по 3 млрд рублей в год. А сейчас 400 млн хотят выдать для финансирования кредитов на всю Россию...

Областное правительство разрабатывало условия конкурсов, на основании которых дома включались в список подлежащих ремонту. Эти условия «подгонялись» таким образом, чтобы на ремонт некоторых домов выделялись огромные средства — по 10-30 млн рублей. Доходило до того, что кирпичные дома обшивали сайдингом. Вот когда «сладкие» времена были! И все деньги якобы осваивались. Не знаю, как это назвать, решите сами. Я предупреждал еще тогда, что фонд не бесконечный. По тем расценкам кровлю в девятиэтажном доме можно было сделать за 2 млн рублей: раскиньте те же 1,5 млрд - в 850 домах за один год!

Я не буду называть фамилии чиновников, но можете посмотреть, кто тогда работал профильным заместителем губернатора, министром ТЭК и ЖКХ. Вот они и играли в эту игру. Самое главное, что по факту ремонтом все равно занимались управляющие компании - они в то время отвечали за капремонт.

На переселение людей из ветхого жилфонда в те же годы предлагали еще по 3 млрд рублей. Но приходилось отказываться, потому что основная часть средств падала на Архангельск, а город не справлялся с такими суммами. В итоге эта программа в областном центре постоянно срывалась: то что-то не отремонтируют, то документы вовремя не сделают, то некачественно построят. Из-за этого и регион не получал средств в полном объеме.

Да, давали крупные суммы, и не в кредит, а просто так. А сейчас таких денег у государства нет.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5