ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Слово и дело Михаила Гмырина


ТАТЬЯНА ПОТАПОВА, Фото: Алексей Липницкий | 04.08.2011 12:24:22

По итогам 2010 года бюджет Северодвинска был признан лучшим среди муниципалитетов Архангельской области. При относительно скромных собственных доходах город сумел привлечь в виде дотаций и бюджетного кредита более 1 млрд рублей федеральных средств. О том, как правильно распределять финансы, брать кредиты под 3% годовых и выстроить взаимовыгодные отношения с бизнесом мэр Северодвинска Михаил ГМЫРИН беседовал с корреспондентом «Бизнес-класса».

- Михаил Аркадьевич, еще в 2009 году по качеству организации и осуществления бюджетного процесса Северодвинск занимал лишь третье место. Как удалось выбиться в лидеры?

- Нужно было просто трезво подойти к вопросу проектирования бюджета. На 2009-й год он был составлен некорректно с завышением цифры реальных доходов. Кредиты предыдущей Администрацией города брались под 24% годовых, в то время как сейчас мы оформляем займы под 3-8%. Ну, и, конечно, необходимо бороться за любую возможность получить финансирование из федерального и областного бюджетов.

- Если говорить о федеральном финансировании, в прошлом году Северодвинску удалось совершить практически невозможное. Буквально за несколько недель был подготовлен, а впоследствии и утвержден правительством «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска на 2010 – 2020 годы». Сколько средств на его реализацию было получено в 2010 году и куда они направлены?

- Действительно, специалисты Администрации Северодвинска совместно со специалистами градообразующих предприятий сумели в крайне сжатые сроки подготовить взвешенный и продуманный документ, который нашел поддержку в Правительстве Архангельской области, Правительстве Российской Федерации, в правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под председательством первого заместителя  председателя Правительства РФ Игоря Шувалова. Для реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана в 2010 году муниципалитет сумел привлечь чуть более 1 млрд рублей федеральных средств.

Первый транш: дотацию в 274,7 млн рублей и бюджетный кредит в 697,9 млн под 3% годовых Северодвинск получил в декабре. Еще 8,7 млн рублей было направлено в город на создание фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. 40 млн рублей привлечено по линии госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах, на эти средства удалось отремонтировать 21 лифт. Кроме того, сэкономив 8 млн рублей на конкурсах, мы заменим дополнительно еще шесть подъемников. Для сравнения ранее в год производилась замена не более двух лифтов.
Также я поставил задачу жилищно-коммунальным предприятиям, чтобы ни одна демонтированная деталь не была «потеряна». Таким образом, город, кроме того, что заменил большое количество подъемников, создал резерв запчастей для проведения последующих ремонтов лифтового хозяйства.

В рамках развития Северодвинска как моногорода идет активное дорожное строительство. Проведены конкурсы, заключены муниципальные контракты, и сегодня у подрядчиков уже принят ряд работ. В частности, завершён первый этап реконструкции Архангельского шоссе. Второй этап строительства новой дороги на участке от ул. Портовой до пр. Морского строители завершат к 1 ноября 2011 года. Общая стоимость работ, включая строительный и авторский контроль, здесь составляет 324,5 млн рублей. Реконструкцию следующего участка Архангельского шоссе, от ул. Портовой до пр. Беломорского, планируется завершить к 30 ноября 2012 года. Стоимость работ на этом объекте составит 486,6 млн рублей.

До 2014 года предполагается, наконец, решить вопрос с автожелезнодорожным мостом через Никольское устье Северной Двины. В настоящее время  он состоит из железнодорожного пути и двух полос движения автомобильного транспорта. Автомобильная часть моста обеспечивает транспортное сообщение жилого района острова Ягры с населением около 35 тысяч человек с материковой частью Северодвинска и областным центром – Архангельском. Железнодорожный путь обеспечивает транспортировку грузов, включая пропуск спецэшелонов с отработавшим ядерным топливом для  центра судоремонта «Звездочка», а также грузов для предприятия жизнеобеспечения населения города – ОАО «Северодвинский хлебокомбинат».

По проекту в двенадцати метрах от существующего железнодорожного пролётного строения будет построен новый однопутный железнодорожный мост, на который и будет переключено ж/д движение. Эта часть проекта финансируется Минпромторгом России. А существующий мост реконструируют под автодорожный, при этом ширина  проезжей части увеличится до 10 метров.
Но в Архангельской области сегодня практически нет серьезных современных предприятий – производителей строительных материалов из железобетона. В производстве в основном используется устаревшее оборудование, предприятия расположены на больших площадях, что ведет к росту затрат, связанных с транспортировкой, производством, большим аппаратом управления. Мы работаем и в этом направлении, планируем организацию такого производство на муниципальных площадях. Расчетный объем инвестиций - порядка 150 млн рублей.

Продолжится строительство канализационного коллектора по пр. Беломорский, необходимого для развития восточной части города, включая жилищное строительство и создание новых объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В проект уже вложено около 90 млн рублей, и останавливаться нельзя.

В целом на реализацию мероприятий комплексного инвестиционного плана мы планируем привлечь в 2011 из федерального бюджета 971 млн рублей. На модернизацию объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности – 800,9 млн рублей, на капремонт по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ – 145,3 млн рублей, на поддержку предпринимательства – 25 млн рублей. Но самое главное – не сорвать начатое, на деле доказать, что решение по выделению средств Северодвинску принято правильно.

- Раз уж речь зашла о предпринимателях расскажите, как складываются отношения мэрии Северодвинска с  бизнес-сообществом города?

- Приведу пример, моей первой просьбой к предпринимателям после вступления в должность в 2009 году стало предложение провести школьный выпускной в Северодвинске без алкоголя – ограничить продажу спиртных напитков для всех покупателей. В этот день по всей стране огромное количество детей поступает в больницы с черепно-мозговыми травмами, переломами, поэтому значимость данного шага трудно переоценить. Тем не менее, бизнес-сообщество, пусть и неохотно, лишь после долгих убеждений, согласилось пойти на встречу. А когда уже в следующем году на совете по предпринимательству я поднял этот вопрос, все без исключения и без каких-либо обсуждений согласились приостановить продажу алкоголя.

Ситуация красноречиво свидетельствует о том, что контакт с предпринимателями у нас налажен. Всегда говорил, что бизнесу, работающему не только на себя, но и на благо развития Северодвинска, будет дан «зеленый» свет. Те же, кто заинтересован исключительно в собственном обогащении: зарплату выдают в «конвертах», в общегородских мероприятиях не участвуют – и рассчитывать могут на соответствующую «поддержку» властей.

- Возвращаясь к эффективности бюджета Северодвинска: действительно ли все городские культурные мероприятия проходят на внебюджетные средства?

- Абсолютное большинство. В том числе и при поддержке бизнеса. Например, предприниматели самостоятельно украшают Северодвинск к Новому году и Рождеству. Ведь к этому вопросу можно подойти по-разному: с одной стороны – мероприятие социальное, с другой иллюминация привлекает внимание потенциальных клиентов к торговым объектам, заведениям общепита, а значит, бизнес вкладывает средства в саморекламу.

Сегодня проблема в другом: государство должно делать все, чтобы муниципальные образования были заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории, но на практике все наоборот. Львиная доля налогов от деятельности предпринимателей уходит на другие уровни. Так, в 2009 году в условиях кризиса решением областного Собрания депутатов с Северодвинска и других городов сняли по 5% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), чтобы поддержать районы, где финансовая ситуация еще сложнее. Обещали вернуть эти средства, как только дела пойдут на лад. Но в следующем году вернули лишь 1%.

А 29 июня на сессии областного Собрания депутатов парламентарии внесли изменения в статью областного закона «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» в части изменения нормативов отчислений в местные бюджеты ряда налогов. Для муниципальных образований эти изменения означают весьма серьезное уменьшение наполнения казны: нормативы отчислений налога на доходы физических лиц снижаются с 16 до 10%, сокращаются и  отчисления налога на имущества организаций и налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения. При этом во многих других регионах в муниципалитетах НДФЛ остается в значительно большем объеме.

В нашей ситуации, чтобы было нагляднее, приведу цифры. В 2012 году Северодвинск в пользу области потеряет 6% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 228 млн рублей, 50% налога на имущество организаций – 138,1 млн рублей и 50% налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения – 104,4 млн рублей. В общей сложности выпадающие доходы местного бюджета Северодвинска составят 470 млн рублей. Этот шаг мотивирован тем, что с 2012 года ряд муниципальных медучреждений, переходящих в ведение субъекта федерации, ставятся на баланс области.

Но только в этом году кроме финансирования содержания зданий, мы запланировали средства на проведение серьезного ремонта оперблоков, приобретение оборудования… А ежегодно мы содержим за счет местного бюджета хосписные и социальные койки для взрослых и детей. И еще дополнительные койки в лечебных учреждениях, лишь в детской больнице их более 90. Также из нашего бюджета северодвинцам оплачиваются дорогостоящие виды лечения, не входящие в программу госгарантий, оказываются другие виды поддержки. Нигде не оговорено, кто и на какие средства будет всем этим заниматься после передачи сферы здравоохранения на областной уровень.

При этом сегодня только по решению суда в Северодвинске нужно переселить из ветхих и аварийных домов более 400 семей. На вопрос, откуда брать деньги, вразумительного ответа никто дать не может. Причем, этот вопрос я лично задавал министру финансов РФ Алексею Кудрину.

- И все же предприниматели Северодвинска выступают в качестве оппонирующей силы городской власти или в качестве партнеров?

- Конечно, в качестве партнеров, какой смысл оппонировать с властью? Тем более что в городе реализуется много мер по реальной поддержке бизнеса. Работает совет по предпринимательству, основными задачами которого являются содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Северодвинска.

Администрация города оказывает помощь бизнесу в рамках муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Северодвинска на 2009–2011 годы». Общий объем финансирования программы составил 15,5 млн рублей, в том числе в 2010 году - 13 млн рублей, включая дополнительно привлеченные 8,7 млн рублей из федерального бюджета.

Программой предусмотрено предоставление финансовой, имущественной, информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Северодвинска. Для начинающих бизнесменов на конкурсной основе предоставляются субсидии для открытия собственного дела. Финансовую поддержку в 2009 году получили 14, а в 2010 году уже 57 бизнесменов, в том числе 11 начинающих предпринимателей.

Кроме того, с июня текущего года начал свою работу Фонд  микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Северодвинска. Наш город стал вторым после Архангельска муниципальным образованием области, где появилась подобная организация. Кредит на сумму от 30 тысяч до 1 млн рублей и сроком до 1 года предприниматели могут получить под 10% годовых. Сегодня первому заемщику уже выдано 740 тысяч рублей, а на минувшей неделе кредитный комитет фонда принял положительное решение еще по шести предпринимателям.

Замечу, что на начальном этапе работы фонда возникли сложности: от предпринимателей требовали слишком большой пакет документов, а также объемный список залогового обеспечения микрозаймов. Мы бизнес-сообщество услышали, и в настоящее время уже внесены изменения в Правила предоставления микрозаймов, пакет документов минимизирован и, полагаю, деятельность фонда станет реальной мерой поддержки северодвинских предпринимателей. Их, кстати, в городе порядка тысячи, и новые предприятия продолжают создаваться, не смотря на все еще ощутимые последствия кризиса.

- Самый острый вопрос во взаимоотношениях между мэрией Северодвинска и предпринимателями города – реализация закона о «малой» приватизации (№159-ФЗ), дающего бизнесменам  право на льготный выкуп арендуемых помещений. Как сегодня развивается ситуация?

- Я не считаю, что в вопросе есть и была какая-то особенная острота. У Северодвинска в собственности достаточное количество объектов недвижимости. Но для муниципалитета, честно говоря, выгоднее сдавать площади в аренду, чем приватизировать. И я сторонник именно арендных отношений с предпринимателями. Не только потому, что это стабильный источник пополнения бюджета. Это в первую очередь управляемость.

По моему глубокому убеждению, 159-й закон недоработан. Велик риск того, что предприниматель, выкупив помещение на льготных условиях, тут же его перепродаст. При этом муниципалитет как собственника в известность не поставит, а через пять лет, когда закончится период рассрочки на выкуп имущества, это помещение на законных основаниях перейдет непонятно кому. Аналогичная ситуация с возможным перепрофилированием объекта.
Законом должен быть установлен мораторий на продажу или профилирование выкупаемых на льготных условиях муниципальных помещений, тогда и интересы предпринимателей будут учтены в полной мере, и город не пострадает.

Я считаю, что в Северодвинске ситуация со 159-м законом одна из самых прозрачных в регионе. Для принятия всех значимых решений, в том числе и по льготному выкупу помещений, в городе создан экспертный совет. В его состав входят представители депутатского корпуса, предприниматели, совет ветеранов, профсоюзы, профильные специалисты. Практика коллегиальных решений, когда учитываются интересы всех сторон, – реальный способ ухода от коррупции.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5