ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Размер «безалкогольных» зон в Архангельске остаётся прежним


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 21.11.2014 04:50:03

altПрокуратура Архангельска потерпела неудачу в суде первой инстанции, оспаривая постановление мэрии о наименьшем расстоянии между образовательными, медицинскими, спортивными организациями и точками продажи спиртных напитков. Размер «безалкогольных зон» вокруг этих учреждений в городе остается прежним: от десяти метров.

Дистанцию между магазинами и киосками, где разрешена торговля спиртным, и, в частности, школами и техникумами, определяют органы местного самоуправления. Это право делегировано им федеральным законодательством, и в отличие от ФЗ №15 об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, устанавливающем обязательную «стометровку», здесь никаких ограничений нет.

«Численность населения и плотность застройки в городах разнятся, и только муниципалитеты могут принять решение, соблюдая баланс интересов населения и бизнеса, - соглашается начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Архангельской области Галина КОРОЛЁВА. - Как ни прискорбно, на окраинах, в сельской местности многие небольшие продуктовые магазины выживают благодаря продаже спиртного: если они закроются, где покупать товары первой необходимости? Права граждан на приобретение алкоголя также должны быть ограничены в пределах разумного. С другой стороны, постановление мэрии в существующем варианте делает бессмысленным само введение минимальных расстояний».

В большинстве муниципальных образований области размер «безалкогольных зон» вокруг школ и больниц — от 30 до 100 метров. В Архангельске — 10 и 20 метров, в зависимости от того, обособлена территория учреждения или нет. Для сравнения в городах с почти таким же количеством жителей: в Кирове - 15 м; Череповце — 17,5 м; Иваново — 50 м; Калининграде — 30 м, для школ — 65 м.

В течение года в прокуратуру поступило порядка десяти жалоб от архангелогородцев на торговлю алкоголем вблизи образовательных учреждений. В список попали магазин «Корзина» ООО «Далия» (рядом — САФУ, детсад «Весняночка»); магазин «Калининский» ООО «Ксения», кафе ИП Дряхлициной О.В. (детсад «Загадка»); кафе «Природа» (политехнический техникум); ресторан «Хмель» (колледж культуры и искусства); «Алкомаркет «Апельсин» (школа №51); продуктовый магазин в поселке Талаги (школа №12, детсад №61).

«Формально федеральному законодательству постановление мэрии не противоречит, но по существу отвечает прежде всего интересам предпринимателей и не способствует пресечению пьянства в подростковой и студенческой среде, - продолжает Галина Королева. - Еще в январе 2014 года мэру города была направлена информация о необходимости скорректировать этот правовой акт, однако изменений не последовало, и прокуратура Архангельска предъявила иск в суд».

В середине ноября Октябрьский районный суд вынес решение в пользу мэрии: его планируется обжаловать в суде апелляционной инстанции. Возможно обращение в областное Собрание депутатов с предложениями по законодательной инициативе: установить на федеральном уровне если не сами расстояния, то хотя бы критерии для их разработки, а также предусмотреть проведение общественных слушаний по этим вопросам. Дополнительные материалы представлены и в Архангельскую городскую Думу.

«В нормативных актах, увы, отсутствуют различия в определении наименьшего «метража» до точек торговли алкоголем для образовательных и, например, коммерческих медицинских или спортивных организаций, хотя здесь есть поле для поиска компромисса, - подчеркивает депутат Олег ЧЕРНЕНКО. - В Петрозаводске, где местные власти также согласовали 10-метровую «безалкогольную зону», разразился скандал: родители школьников вышли на митинги. Никто не спорит с тем, что юридически все законно и увеличивать доходную базу бюджета надо, но в расстановке приоритетов получился серьезный перекос. По статистике, почти 40% учащихся 8-11-х классов выпивают раз в неделю и чаще! На муниципальном уровне сейчас уже мало что получится сделать — тенденции очевидны, однако этим вопросом занимаются в Госдуме: минимальное расстояние предлагается «централизованно» увеличить для всех регионов страны».

К такому же принципу — можно разрешить продавать алкоголь в 10-20 метрах от частной стоматологии, но не от школы — сводится и позиция прокуратуры.

Как отмечают Борис КЛИМОВ, Владимир ХОТЕНОВСКИЙ и другие депутаты, если скрупулезно соблюдать рекомендованную «стометровку», спиртным в Архангельске можно будет торговать только в районе Окружного шоссе, а также на «пятачках» у Вологодского и Жаровихинского кладбищ. Туда и придется ездить тем, кто хочет просто купить бутылку пива или столового вина. Кроме того, как известно, алкоголь – один из самых маржинальных товаров: непродуманные решения могут не только стать фатальными для многих торговых точек, но и привести к повышению цен на продукты питания в мелкой рознице, развитию нелегальных каналов сбыта спиртного через службы такси, Интернет и т. д., распространению контрафакта.

«Мы можем в любой момент вернуться к оспариваемому постановлению, но не думаю, что это актуальная и насущная проблема, ведь при желании за алкоголем можно сходить и за 20 метров, и за 120, - рассуждает заместитель председателя Архангельской городской Думы Максим КОРЕЛЬСКИЙ. - Эффективная и рабочая мера - законодательно закрепленный запрет продажи спиртного несовершеннолетним: штрафы исчисляются сотнями тысяч рублей, за повторные нарушения с 2011 года введена уголовная ответственность. Я много общаюсь с предпринимателями: этого запрета вполне достаточно, продавцы предупреждены строжайше. У меня в округе четыре школы. Ни от педагогов, ни от родителей жалоб не поступало».

Между тем в Госдуме РФ активно обсуждаются еще две законодательные инициативы: ограничить места продажи алкоголя только супермаркетами и специализированными магазинами и убрать бутылки с прилавков — из зоны видимости покупателей, как это было сделано с сигаретами.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5