ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ольга Горелова: «С одной стороны, всем нужны деньги, с другой – некому их взять»


Беседовал Евгений Константинов | 28.05.2015 06:38:03

В июне в Архангельской области пройдет серия мероприятий, призванных придать «второе дыхание» региональному бизнесу. О том, каковы шансы этой попытки на успех, рассказала заместитель генерального директора Корпорации развития Архангельской области (КРАО) Ольга ГОРЕЛОВА.

- Ольга Владимировна, насколько уместно сейчас говорить о развитии бизнеса? В стране тяжелая экономическая ситуация, слово «кризис» не произносят, но «новая реальность», как говорит наш губернатор, очень на кризис похожа. Есть ли смысл сейчас вкладывать ресурсы в развитие, или нужно сохранять то, что есть?

- Именно сейчас и нужно развиваться. Тучные времена, когда главным источником доходов был бюджет, закончились. Денег у государства мало, и тратиться они будут крайне экономно. Это нужно понять всем: и госслужащим, и предпринимателям. То есть единственный способ улучшить свою жизнь – активней работать самим. Это с одной стороны. С другой – с огромного российского рынка товаров и услуг уходят западные производители. Освобождаются ниши, которые можно и нужно занимать. Способен ли на это бизнес Архангельской области? Я считаю, что способен.

- О необходимости развития бизнеса говорят последние лет двадцать, но результатов что-то не видать…

- Это не совсем так. Действительно, принималось множество программ, а еще больше – деклараций о поддержке предпринимательства. Многие из них так и остались на бумаге. Но многие программы реально работают, например, «Государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства». И тут мы сталкиваемся с удивительным явлением – у нас не хватает заявок. То есть, с одной стороны все жалуются на нехватку денег, с другой – имеющийся ресурс не выбирается. Значит, существует какая-то системная ошибка, которую необходимо исправить. Собственно, на это и нацелена работа Корпорации.

«Бизнес-среда», про которую так много говорят, имеет три составляющих. Во-первых, это инфраструктура поддержки бизнеса; во-вторых, навыки и технологии его ведения; и в-третьих (и в главных!) - непосредственно люди, этот самый бизнес осуществляющие. Нам нужно улучшить качество первых двух составляющих и количественный состав третьей.

Когда мы приступили к работе с инвесторами, выяснилось, что на многих территориях области бизнес существует как бы в параллельной реальности. То есть, власть отдельно, общество отдельно, а те, кто создает экономику – сами по себе. Причем ситуация очень разная в разных районах и даже населенных пунктах. Где-то есть административные барьеры, где то — нежелание властей идти навстречу и решать какие-то вопросы, а в других, наоборот, полное взаимопонимание. Хотя предприниматели везде одинаковые – это талантливые, целеустремленные люди, которые и свое время, и свои деньги вкладывают в создание новых продуктов.

Поэтому сейчас КРАО проводит большое исследование среди предпринимателей всех муниципальных образованиях. Мы хотим понять, что их не устраивает в развитии бизнеса на территории их МО. Мы хотим понять, какие проблемы сейчас сам бизнес фиксирует, чтобы эти проблемы решить совместно с муниципалитетами. Мы будем проводить эти исследования систематически — несколько раз в течение года, для того, чтобы задокументировать, насколько меняется деловой климат. Результаты исследования будут использованы при разработке муниципального инвестиционного стандарта.

- Вот этот самый муниципальный инвестиционный стандарт, зачем он нужен? Нет ли здесь попытки превратить, условно говоря, Яренск в Нью-Васюки?

- Существует региональный стандарт — общероссийский проект, его курирует Агентство стратегических инициатив в Москве. Это набор правил, которые должны быть внедрены на территории каждого субъекта для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для ведения предпринимательства и инвестиционной деятельности. Это 15 пунктов, которые правительства регионов должны у себя внедрить. Но любой проект имеет место реализации, и выгодополучателем в большей степени является муниципальное образование. Поэтому мы и хотим создать муниципальный инвестиционный стандарт. Эти два стандарта будут, в принципе, синхронизированы. В них будут те же положения, но региональный стандарт будет чуть-чуть расширен. Например, в региональном стандарте отсутствует чёткие правила вхождения инвестора на территорию муниципалитета. Мы с муниципальными образованиями договорились о том, что должен быть сформулирован не только инвестиционный паспорт МО, но и алгоритм создания того или иного производства на их территории: начиная с выделения земельного участка, заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Это, по сути, пошаговая инструкция вхождения инвестора на территорию муниципального образования. Таким образом, мы получим единые правила во всех районах.

- Вы уверены, что все сразу начнут исполнять эти правила?

- Наверное, не сразу. Но вспомните, когда-то у нас и пешеходов на перекрестках не пропускали, а теперь это - норма. Правила приживаются тогда, когда они выгодны людям, а инвестстандарт – выгоден. Кроме того, в районах появятся инвестиционные уполномоченные КРАО. Это наши сотрудники, работающие по договору. Сейчас в муниципальных образованиях инвестиционный процесс курируют заместители глав МО по экономике, либо начальники управлений по экономике. Инвеступолномоченные станут второй действующей силой. Пока их семь человек, но будет больше. Чаще всего, это люди из бизнеса, то есть они знают ситуацию на местах изнутри, они имеют активную предпринимательскую позицию и известны на территории своих районов. Их задача — быть нейтральным и работать с любой инициативой. Мы следим за тем, какие инициативы разрабатываются в каждом районе и контролируем этот процесс, чтобы понять, есть ли где-то предвзятое отношение.

- Кроме усиления контроля, как КРАО еще может помочь предпринимателям?

- Основная «боевая единица» Корпорации – это координатор - человек, прошедший обучение специальным технологиям коммуникации и организации групповой работы. У нас состоялось уже два выпуска Школы координаторов КРАО, в основном через них прошли молодые ребята, которым интересны социальные, культурные, образовательные проекты. Третью школу координаторов мы решили делать экономической. То есть, предприниматели из области могут прийти к нам и получить новые навыки: работа с инициативами через группы, вовлечение различных ресурсодержателей, подготовка проекта таким образом, чтоб повысить его шансы на получение инвестиций. Причём предприниматель может сам прийти с инициативой и стать координатором, то есть сам организовать свой же проект. Мы постоянно встречаем активных предпринимателей, но видим, что многие испытывают нехватку теоретических и практических знаний.

Это с одной стороны, с другой – участие в деятельности КРАО позволяет преодолеть информационную замкнутость. Ведь есть предприниматели, которые готовы вкладывать свои деньги, но испытывают нехватку креативных и экономически взвешенных идей. Плюс это возможность подбора себе качественных кадров.

- Все эти блага могут сработать в будущем, более или менее отдаленном. А могут ли предприниматели получить какую-то выгоду от Корпорации прямо сейчас?

- Да. В 20 мая мы впервые провели Большой весенний смотр проектов. По сути, это ярмарка бизнес-идей и проектов, в которой смогли участвовать предприниматели, фирмы, не имеющие задолженности по налогам. Было представлено 17 бизнес- и общественно-социальных проектов. Все они взяты Корпорацией развития на сопровождение. А 16 июня пройдет Смотр проектов в пос. Октябрьский. Туда приедут инициаторы и авторы проектов из Устьян, Вельского и Шенкурского районов. Мы ожидаем порядка 15 проектов, направленных на развитие территорий МО.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5