ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Охрана труда: сюрпризы спецоценки


Иван ЕПИФАНОВ, эксперт по охране труда | 23.01.2015 06:41:16

Эксперты прогнозировали, что вступивший в силу год назад Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ преподнесет работникам и работодателям много сюрпризов. Теперь есть возможность задуматься об этом, располагая вновь появившимися документами.

Известно, что одновременно с этим законом был принят Федеральный закон №421-ФЗ, которым во многие нормативные акты были внесены изменения в связи решением вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводить специальную оценку условий труда. 

В многословной статье 15 (п. 3) этого закона главным является постулат – будет все по-прежнему, если условия труда не изменились, и это подтверждено специальной оценкой условий труда.

Какими являются условия труда, должна определить специальная оценка, которую проводить работодатели явно не спешат. Это может стать неприятным сюрпризом при посещении организации государственной инспекцией труда. Напомним, что с 1 января 2015 года предусмотрена  административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Аттестация рабочих мест и ранее проводились примерно в трети от общего числа  организаций области. Это крайне мало, но таково отношение работодателей к здоровью работников. Результаты проведенных аттестаций могут быть использованы в течение пяти лет с момента подведения их итогов. Специальную оценку условий труда в этом случае можно не проводить, если, конечно, ничего не изменилось в технологическом процессе, не было несчастных случаев и никто не настаивает на проведении внеплановой специальной оценки условий труда. При этом все компенсации за работу во вредных условиях сохраняются.


Конечно, при желании лишить работников этих компенсаций,  работодатель вправе провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Дело это неблагородное и неблагодарное, однако закон позволяет это делать.

В соответствии с частью четвертой статьи 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.  В то же время ч. 6, 7 ст. 14 Федерального закона 426-ФЗ содержат коррупционную составляющую, подсказывающую, как это сделать. Странные у нас законы...

Для организаций, где аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, - еще сюрприз. Без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда нельзя устанавливать и изменять размер и порядок предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда. Следовательно, надо провести  специальную оценку условий труда, определить класс (подкласс) условий труда на каждом рабочем месте и только после этого  списывать расходы по компенсациям на затраты производства. В Налоговый кодекс РФ, как известно, изменения не внесены, а потому безосновательное завышение себестоимости продукции ведет к наказанию за уменьшение налога на прибыль. Конечно, это касается только коммерческих организаций, бюджетники могут не тревожиться.

Очередной сюрприз готов промышленным предприятиям от Верховного суда РФ, который  решением от 14 октября 2014 г. №АКПИ14-918  разъяснил многие вопросы, связанные со спецоценкой. Дело в том, что отдельные компенсации за работу во вредных (опасных)  условиях труда до сего времени предоставляются по Перечням профессий, утвержденным  ещё в Советском Союзе. Истец оспаривал применение этих документов, не принимая во внимание, что в статье 423 Трудового кодекса указано на обязательность их применения до принятия новых правовых актов, что делается федеральными органами власти крайне медленно.

Суд определил, что виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения спецоценки. Гарантии и компенсации работникам, занятым на таких работах, которые предоставлялись согласно перечням, а аттестация их рабочих мест не проводилась, также должны сохраняться до проведения специальной оценки условий труда, результатами которой подтверждается улучшение условий труда на данных рабочих местах.

Для бюджетных организаций  вопросов меньше не стало даже после правительственной телеграммы от 19 декабря 2014 г. №15-/10/П-7498, подписанной министром труда и социальной защиты, которую  иначе как странным сюрпризом назвать невозможно.

В ней речь идет о гарантиях и компенсациях отдельным категориям медицинских работников. В телеграмме без адреса ошибочно указана ссылка на статью закона. Она не  зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ, без чего нормативный правовой акт обязательным не является. Более того, она содержит указание, на законе не основанное.  Дословно: «В случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда предлагаю направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Обращаю внимание на недопустимость уменьшения фонда оплаты труда и безусловность сохранения достигнутого уровня заработной платы медицинских работников».

Это как? Ведь статья 219 Трудового кодекса запрещает устанавливать гарантии и компенсации работникам, занятым в допустимых условиях труда. Это деньги целевые и куда-то их направлять неправильно. Что по этому поводу, например, скажет главному врачу  счетная палата или прокуратура? Зачем подставлять уважаемых руководителей здравоохранения?

Похоже, придумав обязательность проведения специальной оценки условий труда, Минтруд  так и не определился по ряду вопросов, от которых зависит ее успех.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5