ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Николай Евменов: «Предпринимателям нужна финансовая передышка»


Беседовал Андрей Сахаров. Фото: Алексей Липницкий | 03.04.2015 07:28:06

altВ апреле 2013 года в Архангельской области появился институт уполномоченного при губернаторе по защите прав предпринимателей. Эту должность занял бизнесмен с опытом государственной службы Николай ЕВМЕНОВ. В интервью «Бизнес-классу» он рассказал о своем видении политики области в отношении бизнес-структур по итогам двухлетней работы.


- Николай Викторович, какие проблемы предпринимателей вам чаще всего сегодня приходится решать?

- Спектр проблем, с которыми к нам приходят, широк: кадастровая стоимость земельных участков, арендные отношения, выкуп имущества, выдача разрешительной документации, лицензирование и т. д. За время существования института бизнес-омбудсменов структура обращений изменилась: вопросов, связанных с незаконным уголовным преследованием, стало меньше. В этом сыграла свою роль либерализация УК для предпринимателей и прошедшая «экономическая амнистия». В 2014 году большая часть обращений была связана с реализацией преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости.

Например, уникальная история произошла в Коноше. Глава местной администрации Александр КРИНИН рассчитывал выручить от продажи маленького помещения 1,7 млн рублей, однако предприниматель, оплачивавший его аренду на протяжении несколько лет, заказал независимую экспертизу, и объект оценили в 678 тысяч. А окончательная сумма по вступившему в силу решению арбитражного суда составила всего около 310 тысяч рублей без НДС. Кроме того, в пользу бизнесмена из казны были взысканы государственная пошлина и судебные издержки.

Александр Кринин отреагировал оригинально: четыре раза распоряжался отправлять «выкупные» деньги, поступившие в бюджет, обратно заявителю. Материалы по данным фактам направлены в областную прокуратуру для проверки законности действий главы и привлечения его к ответственности, в том числе не исключено, что и к уголовной.

- Это типичный случай?

- Я бы так не сказал, но, изучая работу муниципалитетов, мы поняли, что у органов местного самоуправления есть, по сути, неограниченный простор для маневра во взаимоотношениях с бизнесом.

Так, в большинстве регионов РФ застройка участков земли общественно-делового назначения никак не регламентируется. Однако в правилах землепользования и застройки Архангельска, в частности, существует принципиальный нюанс: если принадлежащий вам или арендованный участок меньше 400 кв. м, на нем без отдельного согласования (отклонения от предельных параметров) ничего не построить. Как мы все прекрасно понимаем, согласование можно получить только в мэрии и тем, у кого есть доступ в кабинеты. Таких земельных участков в областном центре больше двух тысяч - это официальные данные регионального управления Росреестра. Инвестиционный климат от этого не улучшается: связи в мэрии есть не у всех, и не все хотят участвовать в таких схемах.

Более того, муниципалитет вправе уменьшить норматив по площади и вывести все участки под согласование застройки. 14 апреля на конференции бизнес-уполномоченных в Москве я подниму данный вопрос: надеюсь, что наше предложение по устранению дискреционных полномочий в федеральном законодательстве попадет в доклад Президента России Владимира Путина на апрельском Госсовете по проблемам малого и среднего бизнеса.

Сейчас много говорится о том, что мораторий на повышение арендных ставок на недвижимость для бизнеса — большое благо. На самом деле самая реальная поддержка в существующих экономических условиях — рассрочка платежей. Москва пошла по этому пути. Мало кому сегодня под силу работать в рамках заключенных в благоприятные времена договоров, а это означает неизбежное накопление долгов по арендной плате у предпринимателей. Бизнес-сообществу нужна финансовая передышка. Я не понимаю, почему «неповышение арендных ставок» трактуется как мера поддержки. Это даже звучит нелепо.

- Возможно, какие-то изменения в политике муниципалитетов произойдут после перехода на управление городами сити-менеджеров? Областной закон принят. В частности, в Архангельске срок полномочий мэра Виктора ПАВЛЕНКО истекает весной 2016 года.

- Очевидно, что для профессионального наемного управленца будут расписаны индикаторы — стандарты его работы, касающиеся беспрепятственной?  и прозрачной реализации федеральных правовых актов для бизнеса. Должностное лицо, наделенное существенными полномочиями, должно действовать по определенному алгоритму, а не все время «по ситуации». Весь пакет градостроительных документов, в частности, должен выдаваться муниципалитетами, как, например, в Татарстане, в течение 30 дней. У нас же этот срок может растянуться на все пятьсот.

В ряде муниципальных образований области градостроительные регламенты содержат в требованиях о предоставлении заявок на получение той или иной услуги пункт «и иные документы». Понятно, что это огромный «задел» для должностных злоупотреблений. По меньшей мере, три процедуры должны регламентироваться четко: выдача градостроительного плана на земельный участок, разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию. В ходе совместной работы региональное министерство промышленности и строительства выпустило модельный административный регламент, который будет направлен во все муниципалитеты. Надеюсь, что-то изменится к лучшему.

Пока, если говорить про Архангельск, полноценного трехстороннего диалога - законодательной, исполнительной властей, малого и среднего бизнеса — нет. Проблемы предпринимателей не отражаются в правовых актах муниципалитета. Я тоже надеюсь, что с появлением института сити-менеджера ситуация наладится.

- В марте Архангельское областное Собрание депутатов приняло закон о налоговых каникулах для предпринимателей, работающих по «упрощенке» и патенту. Каких результатов вы ожидаете от этих нововведений?

- С позиции открытия новых маленьких предприятий закон будет иметь эффект. Но большого всплеска интереса людей к бизнесу ждать не стоит, так как «налоговые каникулы» ограничены закрытым перечнем видов предпринимательской деятельности. Об этом говорит и министр финансов Архангельской области Елена Усачева. По ее расчетам, в 2015-м «нулевыми» ставками налога смогут воспользоваться 240-260 предпринимателей, а в последующие годы — до пятисот.

- Есть мнение, что «налоговыми каникулами» воспользуется как раз действующий?  бизнес, переоформив имеющиеся активы на знакомых и зарегистрировавшись заново...

- Ну и что??  Бизнес-то будет развиваться! Лучше пусть оформят активы на кого-то, чем вовсе закроются. На днях, кстати, мы консультировали заявителя на получение субсидии для открытия частного детского сада. Он платит за патент на этот вид деятельности примерно 50 тысяч рублей в год. Если бы он переоформился сейчас, то сэкономил бы за два года «налоговых каникул» порядка 100 тысяч рублей. Это большие деньги. Чистый доход в этой сфере всего лишь 25-30 тысяч рублей в месяц. Фактически речь идет о бизнесе социальной направленности: люди закрывают нишу, на которую у государства не хватает средств. Сейчас этот заявитель как раз думает воспользоваться каникулярным послаблением и создать второй садик, зарегистрировав его на партнера.

- Каких еще законодательных нововведений можно ожидать?

- Порядок предоставления земельных участков инвесторам без аукционов будет упрощен. Сейчас, чтобы получить поддержку правительства в сопровождении проекта, нужно гарантировать вложения в сотни миллионов рублей, причем льготы распространяются только на отрасли промышленности. После внесения изменений в региональное законодательство к ним добавятся здравоохранение, спорт, туризм, дорожная сфера и др. Минимальный объем инвестиций, позволяющий рассчитывать на получение земли для строительства без аукциона, будет определяться для каждой отрасли отдельно. При обсуждении этого вопроса мне пришлось обратить внимание коллег на существующие перекосы: минимальный объем инвестиций для строительства гостиницы, к примеру, - 50 млн рублей, частного госпиталя — 500 млн. Министерства экономического развития, здравоохранения области поддержали наше предложение снизить инвестиционный порог до 20 млн рублей. Однако для строительства дорог, к примеру, он пока сохранен на уровне 1 млрд.

Продолжается дискуссия о более гибком подходе к критериям получения льготы, прежде всего, в отношении инвестиционных проектов, относящихся к разным отраслям. Например, работа санатория подразумевает как оздоровительную, так и спортивную составляющие. Каждый строительный проект уникален - условностей должно быть меньше. Есть вопросы и к установленным срокам окупаемости. Очереди из инвесторов к нам не стоит, поэтому необходимо искать компромиссы. Планируется, что новый законопроект войдет в повестку дня майской сессии областного Собрания депутатов.

- Властные структуры отличаются инертностью, поэтому даже очень хорошие законы зачастую не работают.

-?  Я стараюсь чаще вспоминать слова Эйнштейна: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который вас к этой проблеме привел». Просто и понятно. Если мы хотим эффективно использовать время на совещаниях, то надо все называть своими именами, а не подменять понятия и имитировать бурную деятельность только для того, чтобы впустую заполнять бумаги. Власть надо уметь употреблять для созидания, а не для наслаждения. У нас много хороших идей, но существующая система принятия решений не обеспечивает их реализацию. В Финляндии, к примеру, муниципалитеты продают земельные участки инвесторам за... 1 евро. Для них главное, чтобы состоялся договор купли-продажи. Там зарабатывают не на «входе», а на долгосрочном жизненном цикле проекта. Нам бы у них поучиться...





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5