ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Насильственная поддержка


Анна БЕЛЯЕВА | 29.01.2010 08:27:27

В имущественный спор между мэрией Северодвинска и предпринимателями вмешалась областная власть. В течение месяца городские власти разработают новый перечень помещений, которые будут предоставлять малому бизнесу в аренду. Значит, муниципальных площадей, подлежащих льготной приватизации, станет больше.

Яблоком раздора между мэрией и бизнесом стали помещения, которые предприниматели арендуют у города, но не могут выкупить.
Льготные условия для приобретения муниципальных площадей предусматривает 159-й Федеральный закон. Однако муниципалом дано и право формировать особый перечень помещений, которые предоставляются в аренду малому бизнесу и не подлежат приватизации.

В список «насильственной поддержки» вошли 302 из 306 объектов - 98% помещений, которые бизнес арендует у города. Значит, деловое сообщество в 2010 году может рассчитывать на покупку лишь четырех помещений. Пока - на хороших условиях: областной закон дал рассрочку по платежам на пять лет. Но действовать «поблажке» осталось всего пять месяцев.

Арендаторы, лишенные права стать собственниками, пошли в суды. Пока счет 11:3 в пользу мэрии. «Но не в пользу города», - парирует депутат областного Собрания (фракция «Единая Россия»), бизнесмен Виктор КАЗАРИНОВ.
По его мнению, город изначально не был настроен на реализацию 159-го Федерального закона. Так, в 2009 году администрация продала лишь 21 помещение. А до принятия списка «насильственной поддержки» предприниматели написали более 70 заявлений на выкуп, но ни один объект из перечня не был исключен.
Мэрия в день поездки губернатора в Северодвинск показала ему запущенный частный объект - Железнодорожный рынок. Казаринов же не поскупился на примеры нерачительности муниципальных хозяев.
«Арендатор просил выкупить в рамках ФЗ-159 магазин на Тургенева, 6, за 20 млн рублей. Ему отказали. Сейчас здание пустует, его выставляют на продажу путем публичного предложения за 10 млн. Не факт, что его приобретут, - район тупиковый. То есть цена будет снижаться», - прогнозирует Виктор Казаринов.
Он считает, что даже к субарендаторам, взявшим площади для последующей сдачи в аренду, надо относиться лояльнее. Как правило, им доставались объекты в плохом состоянии, и бизнесмены вложили не один миллион рублей в реконструкцию и капремонт.
У мэра города корабелов Михаила ГМЫРИНА свои аргументы. Во-первых, муниципальная аренда значительно дешевле коммерческой (270-400 рублей против 600-1,5 тысяч за кв м). И если ставки аренды по городу в целом в 2010 году вырастут на 25%, то для помещений из перечня рост будет в два раза меньше.
Во-вторых, в Северодвинске за последние 15 лет итак приватизировали свыше 70 тысяч кв. м муниципальных площадей. При этом в год от сдачи в аренду имущества городской бюджет получает 97,6 млн рублей (то есть к 2015 году поступления составят не менее двух миллиардов).
Причины, по которым город не хочет расставаться с площадями, и точка зрения бизнеса были высказаны на выездном совещании, где арбитром выступил губернатор области Илья МИХАЛЬЧУК.
Сторонников обеих позиций было достаточно. Те, кто «за Гмырина», вспоминали лихие 90-е, когда госимущество (в частности, здания детсадов) бесконтрольно отдавались бизнесу. Они же пеняли на засилье субаренды. Губернатору передали пачку обращений с поддержкой позиции мэрии от коллектива «Звездочки».
Предприниматели настаивали на том, что федеральный закон, пусть он и дает свободу для действий мэрии, должен быть исполнен. Бизнесу нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне, которую может иметь только хозяин.

Губернатор попытался вынести вердикт, близкий к «золотой середине». С одной стороны, сказал он, мэрия не должна занимать позицию «все мое, ничего не трогать». С другой – имущество не должно раздаваться бесконтрольно.

Таким образом, в диалоге с предпринимателями надо сформировать новый, разумный перечень, подытожил Михальчук.
Бизнесу он рекомендовал передать в собственность объекты, на базе которых предоставляются необходимые городу услуги. Поквартальный анализ обеспеченности горожан ими проводить поздно, но более внимательно посмотреть на перечень с этих позиций все же стоит.
Другим критерием, считает Михальчук, должна стать добросовестность предпринимателя: как он заботится об имуществе, сколько средств вложил в него. Вот только субаренда, заявил он, «подождет». «Надо дать возможность тем, кто не зарабатывает на разнице цены, а предоставляет услуги», - безапелляционно высказался Михальчук.

Михаил Гмырин с предложениями согласился. А сейчас чиновникам придется еще и согласовывать вопросы продажи муниципальных помещений предпринимателям – арендаторам с горсоветом: такое решение принято на сессии 28 января.
Процедура будет выглядеть так: бизнесмену, желающему выкупить помещение у города, как и прежде, сначала надо будет обратиться в мэрию. Здесь предприниматель получит заключение экспертного совета, но окончательный вердикт – продать или не продать – вынесут депутаты.

 


От первого лица

Сергей АНТУФЬЕВ, председатель Архангельского регионального отделения всероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ».
- Не знаю, почему в Северодвинске сложилась такая ситуация. Ведь ясно, что покупателей помещений будет немного: кризис, средств не хватает, банки кредиты не выдают.
Приведу пример, как решается эта проблема в Москве. Для начинающих предпринимателей власть строит бизнес-инкубаторы. Предприниматель берет их на три года, а затем, если возникает желание, приобретает объект в рассрочку по рыночной цене. На вырученные средства строятся новые бизнес-инкубаторы.
Я считаю, если у нас нет такой возможности, пусть власти строят и продают промышленные площадки. Это – позиция Архангельского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

Сергей АВЕРИН, министр экономического развития Архангельской области:

- Возможностей для воспрепятствования передачи объектов муниципальной собственности предпринимателям на основе выкупа много: непринятие решения об условиях приватизации, включение в перечень поддержки максимального количества имущества. Ведь порядок формирования перечня и критерии входящего в него имущества законодательством не установлены.
Так что администрации муниципальных образований заполняют перечень объектов, не подлежащих приватизации, по-максимуму, и для этого нет законодательных препятствий.
Хочу подчеркнуть заслуги администрации Северодвинска в плане поддержки предпринимательства, в частности, конструктивную и взвешенную позицию по установлению арендной платы.
Однако включение 98% муниципального имущества в перечень объектов, не подлежащих приватизации, можно расценивать как некое ограничение прав малого и среднего бизнеса на выкуп помещений. Если законодательством определен льготный порядок выкупа,  арендатор должен иметь возможность реализовать это право или отказаться от него.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5