ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Игра в монополию: почему ФАС проиграла Сбербанку?


Анна БЕЛЯЕВА | 05.08.2010 07:55:00

Архангельское УФАС проиграло в суде одно из самых громких дел 2009 года - о повышении Сбербанком тарифов на расчетно-кассовое обслуживание предпринимателей. Антимонопольный орган продолжает утверждать, что банк повысил цены необоснованно. Так могут ли клиенты рассчитывать на снижение тарифов? Руководство антимонопольной службы заявляет, что свою позицию будет отстаивать до конца.

Сбербанк поднял тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в январе 2009 года. По отдельным услугам расценки выросли в два раза, что стало для УФАС поводом уличить банк в нарушении Федерального закона «О защите конкуренции». Архангельскому отделению Сбербанка России выдали предписание, обязывающее его вернуть необоснованно повышенные тарифы на уровень января 2009 года. Также на банкиров наложили штраф в 4,4 млн рублей.

Доминируйте как угодно?

Банк в ответ обратился в суд. По словам руководителя Управления ФАС России по Архангельской области Константина АЛЁШИНА, «люди в мантиях» согласились с доводами антимонопольного ведомства о том, что банк занимает доминирующее положение на рынке финансовых услуг региона. Но вместе с тем суд решил, что учитывать надо не только обоснованность повышения расценок, но и рентабельность данных услуг для Сбербанка, который, как оказалось, практически не имеет от них прибыли. То есть, переводит УФАС решения суда на доступный язык, - может задирать ценник как угодно.
Но, по мнению антимонопольщиков, рассматривать надо только обоснованность или необоснованность повышения тарифов Сбербанком.
«Рост цен можно было бы оправдать лишь в случае, если бы у банка действительно возросли расходы на обслуживание этих клиентов. Сбербанк же не дал внятных пояснений, почему все вдруг стало так дорого», - отмечает Алешин.
По его словам, центральный аппарат ФАС полностью поддержал позицию регионального управления. «Мы готовы идти вплоть до Высшего арбитражного суда (ВАС). Для нас это принципиальный, если хотите - прецедентный вопрос по делам такого рода в России», - подчеркивает руководитель управления.

Иду на ВАС

Судебные тяжбы серьезно портят показатели ФАС по сбору штрафов. Например, пока не известно, кто прав в деле ТГК-2 и «Тепличного», где антимонопольщики требуют с энергетиков самый крупный за последние годы в регионе штраф в 64,5 млн рублей. «Зависло» и дело о привлечении Росморпорта за завышение цен на спуск льда, и многие другие резонансные тяжбы. Вот почему из 72,4 млн рублей, наложенных УФАС, взыскано лишь немногим более миллиона.
«Не буду скрывать, что в подавляющем большинстве дел о нарушении антимонопольного законодательства арбитражные суды признают наши решения о привлечении к ответственности незаконными», - отмечает Константин Алешин.
Почему соотношение сил неравное? Каждый случай индивидуален. Например, суд счел допустимым использование олимпийской символики на автоматах в лотерейном клубе лишь потому, что речь идет не о товаре, а об услуге. ФАС не согласна и готова идти вплоть до ВАС.

Бесконтрольная закупка

Есть проблемы и в делах о государственном и муниципальном заказе. По словам начальника отдела контроля размещения госзаказа УФАС Софьи ФРОЛОВОЙ, за шесть месяцев 2010 года на должностных лиц наложили штрафов на сумму в 1,7 млн рублей. Размер каждого от 30 до 50 тысяч, потому неудивительно, что 80% постановлений УФАС обжалуются в суде. В большинстве случаев дела прекращаются из-за отсутствия состава правонарушения, но оспорить такие постановления антимонопольный орган часто не может.

Как пояснила Софья Фролова, по нормам Кодекса об административных правонарушениях ФАС имеет право заявить о несогласии с судебным решением в течение 10 дней после его получения. А суды исчисляют этот срок с момента оглашения результативной части.
«При этом повесткой о дате суда нас часто не извещают. А если мы получаем решение спустя 10 дней после оглашения, ходатайства о восстановлении срока не принимаются. В итоге мы не можем отстоять свою позицию», - посетовала Фролова.
Только за последний месяц УФАС получило восемь определений суда с упущенным сроком обжалования.
Тем не менее положительные моменты работы в части госзаказов есть. Так, за последние пять лет впервые отмечено снижение количества жалоб на заказчиков. В УФАС это связывают с переходом федеральных заказчиков на форму электронных аукционов – Правительство РФ утвердило перечень товаров, работ и услуг, госзакупки которых должны совершаться только по этой модели. А в скором времени аналогичным образом будут проводиться конкурсные процедуры и в государственных и муниципальных органах.
Впрочем, даже самая прозрачная форма размещения заказа имеет ряд недостатков. Иногда заказчик набирает в наименовании товара латинскую «С» вместо русской, в результате чего потенциальный исполнитель при поиске не видит, что объявлены конкурсы на данный вид товара или услуги.
В числе других частых нарушений, выявляемых УФАС - включение в один лот разных работ, товаров и услуг. Например, строительные работы, для выполнения которых подрядчик должен иметь свидетельство о допуске СРО, и одновременно установку противопожарных дверей, на что требуется уже лицензия от МЧС. Не каждая организация имеет и тот, и другой документ.

Научат любить конкурентов

За последние полгода в 17 раз выросла сумма административных штрафов, наложенных отделом контроля органов власти. Нарушений стало больше. Так, в антимонопольный орган обратились с жалобами перевозчики из Архангельска, Северодвинска и Котласа, не согласные с критериями и балльной оценкой муниципальных конкурсов на пассажирские перевозки в общественном транспорте. Предписания об изменении конкурсной документации получили Архангельский городской Совет депутатов, администрации Северодвинска и Котласа.

Другим резонансным делом, касающимся органов власти, был договор правительства Архангельской области с Россельхозбанком.  Документ предусматривал ряд преимуществ по продвижению услуги кредитной структуры. Вплоть до того, что власти будут проводить предварительный отбор потенциальных получателей кредита от банка. ФАС усмотрела в этом неравный доступ к услугам. После предписания антимонопольщиков договор откорректировали.
Это не единственное дело «аграрного сектора» областных властей. Как рассказал руководитель Архангельского УФАС, правительство региона в рамках программы поддержки молочного животноводства умудрилось установить такие критерии для получателей субсидий, что под них попало только одно предприятие, учредителем которого является областное правительство. То есть, делают вывод в УФАС, программу «заточили» под единственного участника, а объяснили это необходимостью контроля за расходованием бюджетных средств.

Научить любить своих конкурентов надо не только органы власти. Одно из свежих дел, которое рассматривало УФАС, касается компании «Формоза». Она в конце прошлого года начала предоставлять в своих магазинах скидки… по дисконтным картам других торговых сетей. А их в Архангельске немало: «Компьютерный мир», «Позитроника», «М-видео»…  По мнению антимонопольщиков, «Формоза» переманивала их покупателей. Но поскольку процедура действий контрольных органов в таких ситуациях законодательно не прописана, было решено направить дело для рассмотрения на экспертный совет федеральной антимонопольной службы. Его заседание состоится в ближайшие дни. Вынесенное по его результатам решение, возможно, войдет в практику работы антимонопольных органов других регионов, где есть примеры аналогичного поведения торговых сетей в отношении своих конкурентов.

Архив публикаций на эту тему:

Фото: www.photo.newslab.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5