ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Авторские права надежно защищены


Надежда ШАШКОВА | 18.05.2008 09:00:00

То, что создавать и распространять нелицензионную продукцию музыкального содержания нельзя, доказывают давно. И наказывают виновных.  Законодательство пытается защитить авторские права музыкантов, композиторов и поэтов. А как же насчет того, что те же самые продукты творчества массово «крутятся» в увеселительных заведениях города? Это грубейшее нарушение закона об авторских правах, утверждает инспектор Российского авторского общества (РАО) по Архангельску и Архангельской области Татьяна ПЬЯНКОВА (на снимке).

- Татьяна Михайловна, какие законы предусматривают охрану авторских прав, в частности, на музыкальные произведения?

- С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная праву на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение – имущественное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения – личные неимущественные права. Исключительное право на произведение может отчуждаться в полном объёме. Раньше такой нормы не было, и передаваться могли только материальные объекты, например, ноты, фотографии, картины. Личные неимущественные права всегда оставались и остаются за автором.
Исключительное право – это право использовать произведение любым не противоречащим закону способом. Мы как раз и занимаемся защитой имущественных прав авторов. Неимущественные права автор защищает сам.

- Кто без проблем соблюдает закон и авторские права на музыкальные произведения?

- У нас никогда нет претензий к театрам, филармонии. Эти учреждения как исправно платили в советские времена, так и продолжают платить. Есть и рестораны, которые были основаны в советские времена, но у которых уже сменилась форма собственности и владелец, но они также с советских времен исправно платят авторам за использование их произведений в своей деятельности. Это рестораны «Соломбала», «Север», ресторан гостиницы «Беломорская», кафе «Якорь».

- Радио- и телеканалы также должны отчислять авторское вознаграждение за трансляцию произведений?

- Раньше радио- и телеканалы не платили авторское вознаграждение. Но сейчас они обязаны получать разрешение и платить авторское вознаграждение. Например, радиостанция «Европа+» получила разрешение на трансляцию в Москве и Московской области. Всем региональным радиостанциям «Европа+» были разосланы письма, в которых их уведомляли о том, что они должны в соответствии с законом получить лицензию на публичное исполнение произведений...

- Кто именно занимается выдачей лицензий и начислением авторских вознаграждений?

- РАО является единственной уполномоченной организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе. Исходя из этого, на территории Российской Федерации лицензионные договоры с пользователями на публичное исполнение произведений заключает только РАО. Есть другие организации и продюсерские центры, управляющие правами авторов, но они сами не работают с пользователями, которые в своей деятельности публично используют произведения. Все вознаграждения для своих авторов они получают через авторское общество. Так же обстоят дела и с зарубежными авторами.

В 1995 году Россия подписала международные конвенции по охране авторских прав. Став участником этих конвенций, Российская Федерация взяла на себя обязательства по охране авторских прав граждан стран-участников этой конвенции. На сегодняшний день подписано порядка 200 договоров с авторскими обществами. Это облегчает выплату авторского вознаграждения и получения его из-за рубежа.

- Как распределяются эти средства?

- Пользователь ежемесячно составляет отчет о том, какие произведения, каких авторов он использовал. Если не может идентифицировать песню по авторству, то соответственно он не имеет права использовать эту песню. И в соответствии с этими отчетами происходит распределение авторских вознаграждений.

- А как представляется отчетность, если пользователь транслирует радио- или телевизионные музыкальные каналы?

- В таком случае для пользователя достаточно представить ссылку на ту или иную радиостанцию или телеканал. А на основании отчета этих каналов происходит распределение авторских вознаграждений. Но пользователь в любом случае должен производить оплату за трансляцию.

Дело в том, что организации эфирного и кабельного вещания платят авторское вознаграждение за трансляцию произведения в квартиры, частные автомобили.
Как только кто-то включает музыку там, где осуществляет предпринимательскую деятельность, он автоматически становится пользователем произведения и обязан получить разрешение. Это касается и такси, и автобусов, где водитель перевозит пассажиров с музыкой. Также, например, у нас на железнодорожном вокзале в Архангельске при отходе определенных поездов звучит «Славянка». Дирекция вокзала должна получить на это разрешение. Закон охраняет произведение в течение 70 лет после смерти автора. На сегодняшний день права В.Агапкина, автора данного произведения, умершего в 1964 году, охраняются.

- Какие меры принимаются к нарушителям?

- Мы очень уважительно относимся к нашим предпринимателям, стараемся сначала предупредить. Если они не понимают или не хотят понимать, тогда нам приходится обращаться в суд. Но это никогда не является новостью для нарушителя. Сперва мы всегда стараемся убедить. В нашем городе уже были случаи, когда после контакта с предпринимателем нам приходилось обращаться в суд.

- Летние кафе появляются только на сезон, как проводится работа с ними?

- В мэрии уже проводился семинар с владельцами, на который были приглашены и мы. Пользователям еще раз доводили до сведения, что есть такая организация, как РАО, ее местонахождение и за что они должны платить. И многие уже откликнулись и пришли к нам.

У нас нет информации о том, сколько конкретно есть точек общепита. В этом нам никто не может помочь. Поэтому мы отслеживаем рекламу, наблюдаем, ездим по городу. Часто конкуренты ставят нас в известность. И несмотря на то, что есть указ президента о содействии нашей организации всеми государственными структурами, к сожалению, не все идут нам навстречу. В прошлом году в газете был опубликован список летних кафе без адресов. Мы сделали запрос в мэрию о предоставлении нужной информации. Мы месяц не могли добиться адресов этих кафе, пока не подключили прокуратуру. Конечно, есть чиновники, которые помогают, содействуют. Но есть и такие, которые просто не хотят добросовестно выполнять свою работу.

- Каким образом определяется плата за публичное исполнение произведений?

- У нас идет градация: столовые, кафе- бары, рестораны. Отправная точка отсчета - от 10 мест. Столовые и закусочные - 300 рублей до 10 мест, рестораны - 500 рублей. Если есть платный вход, то доплата идет 5% от валового сбора. Если в заведении есть живая музыка и караоке, то за это есть поправочный коэффициент доплаты. Все складывается, и получается общая сумма. То есть, чем обширней развлекательная программа заведения, тем дороже это удовольствие.

- Легко ли «достучаться» до пользователя?

- Был случай, когда одному владельцу кафе, который не хотел нас понимать, мы доказали, какую роль играет музыка в точке общепита. Вечером мы с сотрудниками других инстанций пришли в это заведение, сделали заказ, то есть контрольную закупку, осмотрелись. Когда кафе было заполнено посетителями, мы выложили удостоверения, стали проводить работу, после чего отключили музыку. Через 20 минут в зале никого не было. Люди уходили недовольные, ведь они пришли не только покушать, но из-за музыкальной программы, отдохнуть. Так что музыка в заведении играет большую роль, без нее не будет строиться бизнес. И если предприниматель не хочет потерять посетителей, он должен соблюдать закон и платить как пользователь.

Я пришла работать в РАО в 1993 году. Это были страшные годы. Многие заведения находились под криминалом. Нам приходилось убеждать и криминал, что платить надо. И в принципе, это получалось. На сегодняшний день все-таки большая часть пользователей соблюдает закон и исправно платит.
Права есть у каждого. И все пытаются их отстоять. Но если мы так уважаем себя и стремимся к защите своих прав, то в первую очередь надо научиться уважительно относиться к правам других людей и соблюдать их. Тогда можно будет с гордостью говорить о том, что мы живем в правовом обществе.

Фото Алексея Липницкого





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5