ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Автодилеры - без денег, покупатели - без машин


Анна БЕЛЯЕВА | 02.07.2010 04:34:43

Несмотря на хороший старт, федеральная программа утилизации автомобилей разочаровала автодилеров Архангельской области. Десятки покупателей стоят в очереди за машинами, а «продавцы» по сей день не получили субсидии от Минпромторга. Если в ближайшее время ошибки первого этапа госпрограммы не будут исправлены, количество ее участников может заметно убавиться.

Первый этап госпрограммы, в рамках которой владелец старого «железного коня» может сдать его в утиль и получить скидку в 50 тысяч рублей на покупку новой «лошадки» отечественного или импортного производства, закончился досрочно. Он стартовал в марте и должен был завершиться в ноябре текущего года, однако предусмотренные программой 200 тысяч сертификатов разошлись по стране всего за три с половиной месяца.
На прошлой неделе было объявлено о старте второго этапа. В его рамках придется учесть немало недочетов, которые осложнили жизнь автовладельцам и дилерам, в том числе в Архангельской области.

Хмуриться не надо, LADA?

Надежды многих автодилеров, которые связывали участие в программе с ростом продаж, в целом оправдались.
«Более 200 человек подали заявки на приобретение новых автомобилей. Это и есть рост, на который мы рассчитывали, вступая в госпрограмму», - рассказал «Бизнес-классу» менеджер отдела продаж компании АТМ Александр ВОРОШИЛОВ.
АТМ реализует по программе автомобили Fiat, SsangYong, УАЗ. Наибольшим спросом пользуются отечественные автомобили. Дело не только в меньшей по сравнению с иномарками цене продукции Ульяновского автозавода: спрос на нее всегда был высок.
Более половины обратившихся к дилеру владельцев старых авто уже уехали из автосалона на новых автомобилях. В очереди за покупкой стоят в основном те, кто готов подождать машину желаемой комплектации и цвета.

А вот в Вельском районе очередь на автомобили в принципе отсутствует. Как сообщили «Бизнес-классу» представители единственного в районе дилера - участника программы (ИП Рамзин О.В.), продажи здесь выросли, но не за счет программы. Ни одной заявки от автовладельцев, которые захотели бы обменять машину на сертификат и приобрести на него новенький УАЗ, предпринимателю не поступило: владельцы подержанных «коней» хотят российские «пятерки» или «семерки».
Кстати, именно с продукцией отечественного автопрома в программе возникли большие проблемы. Она изначально была задумана для поддержки в кризис российской автомобильной отрасли, и в первую очередь – никто не скрывает – «АвтоВАЗа». Но завод-гигант со своей задачей не справился.
«Невозможно единомоментно поднять производство с 15 до 30-40 тысяч автомобилей в месяц. Поэтому, разумеется, мы не можем своевременно удовлетворить предварительные заявки на автомобили. За ВАЗами выстраиваются очереди», - сетует директор ООО «Авторитет» (Lada, Skoda) Сергей БЕССОНОВ.
Судя по заявлениям руководства автогиганта, завод пытается «подстроиться» под заявки желающих приобрести самые ходовые комплектации и модели и наращивает производство. Но некоторые потенциальные покупатели вместо ожидания в очереди пытаются найти деньги и купить пусть более дорогую иномарку, но сейчас, а не потом.
Обнадежить оформивших заявки на продукцию российского автогиганта может то, что заявленные ранее в договорах цены на машины, даже если они еще не сошли с конвейера, не изменятся. Это касается и других производителей.
Подорожают ли автомобили на втором этапе – будет зависеть от производителя. Кстати, уже за первые месяцы реализации программы модели «АвтоВАЗа», по данным агентства «Автостат», успели подорожать на 20-30%.

Долговые необязательства

Самая большая проблема, с которой столкнулись дилеры – участники программы, – долги Минпромторга. За каждый выданный автовладельцу сертификат федеральное ведомство должно вернуть дилеру его стоимость – 50 тысяч рублей. Но со своими обязательствами министерство не справилось.
Долги копятся практически с первых месяцев программы: Минпромторг рассчитался только за четверть выданных сертификатов. По словам Александра Ворошилова, задержка составляет порядка одного месяца. И пока автодилер готов ждать и работать по программе.
«Конечно, потери есть, - говорит представитель АТМ. – Но мы понимаем, что это первый опыт. И министерство обещало в ближайшее время осуществить расчеты. Поэтому пока мы не волнуемся и продолжаем принимать автомобили».

Другие представители авторынка настроены более критично. В некоторых регионах ряд центров по продаже машин приостанавливают приемку автомобилей от населения, а если ситуация не изменится в ближайшее время, грозятся и вовсе выйти из программы. Сергей Бессонов не исключает, что аналогичная ситуация может сложиться и в Архангельской области. Ведь только «Авторитету», который принял от населения заявки почти на 200 автомобилей,  Минпромторг задолжал почти семь миллионов рублей.

«Шредер» для колес

Автодилеры не скрывают, что запуск программы в Архангельской области стал возможен только потому, что в регионе открылась аккредитованная Минпромторгом площадка для утилизации автомобилей. Осилить затраты на транспортировку старой техники в Ярославль или Вологду под силу только дилерам, работающим в южных районах области. Областной же центр с его многочисленными «подснежниками» и автохламом в гаражах был бы потерян для госпрограммы.

Несмотря на то, что о желании открыть площадки авторециклинга (утилизации авто) заявляли как минимум четыре региональных предприятия, действует на данный момент только один пункт - в центре судоремонта «Звездочка».
«Мы занимаемся утилизацией подводных лодок, поэтому особых усилий для открытия площадки по утилизации автомобилей от нас не потребовалось», - говорит представитель предприятия Георгий МИРОШНИКОВ.
Благодаря тому, что у «Звездочки» есть необходимое оборудование, отработаны технологии и имеются профессиональные кадры, на площадке утилизируют практически все автокомпоненты. На данный момент в рамках программы принято более 200 автомобилей.
Технику везут из разных районов области. Но предприятие работает только с автодилерами: с приемом техники от населения возникли бы сложности – все-таки это режимный объект. Кстати, по данным автодилеров, в Архангельской области сложно сказать, какие автомобили утилизируют чаще всего: везут и отечественные машины, и иномарки. Большей частью это действительно «автохлам», что объясняется не столько небрежным отношением автовладельцев к своим «коням», сколько использованием машины «до последней капли» ввиду низких доходов населения.

Есть ли смысл открывать в области другие площадки для авторециклинга, в том числе «за пределами» госпрограммы? Выгоду от использования тех или иных технологий утилизации (а их насчитывается порядка 20) подсчитать на примере «Звездочки» сложно, поскольку это далеко не основной профиль предприятия. Да и автодилеры отмечают, что ажиотаж по поводу «утилизационных бонусов» начинает спадать (хотя многие при этом собираются заявлять в программу новые модели).
Возможно, спад ажиотажа объясняется тем, что старых автомобилей у населения действительно не так много. С другой стороны, уровень автомобилизации в регионе год от года растет. Эксперты полагают, что просчитать возможности создания новых предприятий, в том числе с перспективой дальнейшего участия в разрабатываемой сейчас федеральной программе авторециклинга, должны региональные власти. В первую очередь - экономический блок областного правительства.

 

Фото: www.coolidea.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5