ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Перспективная параллель: инфраструктура, экология, а главное – Человек


Елена СВЕТЛИЧНАЯ, Ирина ФОКИНА, Артём БОТЫГИН, Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Николая Гернета | 29.03.2017 00:50:56
Перспективная параллель: инфраструктура, экология, а главное – Человек

Сегодня в Архангельске открывается Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» - крупнейшая площадка для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Центральной темой станет «Человек в Арктике». Форум призван объединить международные организации, органы власти, научные и бизнес-сообщества России и зарубежных стран для консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях.


«Арктический турист – человек образованный»

arctik_ship.jpgВ 2016 году в Арктике побывало около 1200 туристов, в 2017-м ожидается примерно столько же. Путешествиями по Крайнему Северу активно интересуются иностранцы, но принять большой поток гостей пока не позволяет инфраструктура. У национального парка «Русская Арктика» есть идеи, как это исправить.

«Арктический турист – образованный человек, которого северные широты привлекают больше, чем пассивный отдых на пляже: он готов учиться, наблюдать, просыпаться в 4 утра и высаживаться на берег. Уже не первый год на китайцев приходится порядка 30% турпотока. Также немало немцев, швейцарцев, американцев. А вот русских совсем немного. Около половины туристов – люди в возрасте 50-70 лет, причем достаточно обеспеченные: самый дешевый двухнедельный тур стоит 550 тысяч рублей, а удовольствие побывать на Северном полюсе – от 1 млн 700 тысяч. Основная составляющая себестоимости – использование атомного ледокола. По-другому, кроме как на круизном судне ледового класса, к нам на территорию пока попасть нельзя», – рассказывает главный специалист отдела экологического просвещения и туризма НП «Русская Арктика» Александр ФЕЛЬДТ.

В 2017 году парк планирует принять десять туристических рейсов – на один больше, чем в 2016-м. По мнению Александра Фельдта, существует два способа увеличить турпоток. Во-первых, надо задействовать взлетно-посадочную полосу, которая строится на Земле Александры, не только для военной, но и для гражданской авиации: это может значительно удешевить туры и дать людям возможность бывать в Арктике не только летом.

«Во-вторых, туристическое судно «Sea Spirit», следуя из Шпицбергена до Земли Франца-Иосифа, проходит сейчас через пункт пропуска на Земле Александры, работающий в тестовом режиме. Гипотетически в дальнейшем через него могут двигаться и другие суда со Шпицбергена. Я думаю, многие полярные туристы захотели бы, не останавливаясь на Шпицбергене, продолжать путешествие дальше в Арктику. И мы готовы к такому повороту событий: строим экологические тропы и планируем открыть музей под открытым небом», – продолжает Александр Фельдт.

Архангельская область может зарабатывать на полярном туризме. Поморье уже активно участвует в реализуемой странами Северной Европы и Россией программе «Коларктик 2014-2020», которая направлена на повышение привлекательности арктических регионов.

«Но все туроператоры, которые с нами сейчас работают, – иностранные. Если бы были еще и местные, можно было бы организовать, например, тур Архангельск – «Русская Арктика» – Мурманск или Шпицберген – «Русская Арктика» – Соловки – Архангельск. Необходимо подключать областной центр, чтобы туристы заглядывали к нам и пользовались всеми услугами, покупали товары, которые мы им можем предложить. Вот тогда это будет работать», – добавляет Александр Фельдт.

«Русской Арктике» нужна Виктория

arctic-base.jpgСписки биоразнообразия заповедной территории пополнились: млекопитающих – в 1,5 раза, грибов – в четыре раза. Описан новый для науки вид комара-звонца, который назвали в честь архипелага Земля Франца-Иосифа. Ученым удалось выявить места весенних и летних концентраций гренландских китов шпицбергенской популяции, находящейся под угрозой исчезновения, новые места гнездования белой чайки, занесенной в Красную книгу России.

Восемь памятников истории XVI-XX веков, расположенных на арктической территории, прошли госэкспертизу и взяты под охрану.

Сейчас нацпарк занимается созданием на полярных островах музея под открытым небом «Живая история Арктики». Эту идею поддержал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей ДОНСКОЙ. В экспозиции будут представлены сохранившиеся образцы техники первой половины XX века, элементы живой природы парка. Площадки музея также планируется разместить в Архангельске и в других городах России.

В 2017-м ожидания нацпарка связаны и с еще одним расширением территории: за счет включения в его границы острова Виктория – этот пункт вошел в федеральную программу мероприятий Года экологии.

Труднодоступное здоровье

emmanuilov_sd.jpgОсновные трудности в развитии системы здравоохранения в регионе возникают из-за малой плотности населения, некачественной связи, а также низкого уровня занятости и жилищно-бытовых условий жизни населения. Так считает Сергей ЭММАНУИЛОВ, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по здравоохранению и социальной политике. Он выступит на Арктическом форуме с докладом об особенностях северных территорий в вопросах медицины.

Как отмечает Сергей Эммануилов, технологии в здравоохранении обновляются очень быстро, но довести их до населения невозможно – не поспевает инфраструктура. Кроме того, общая тарифная политика не учитывает специфику Севера, и деятельность центральных районных больниц зачастую убыточна. О развитии речи практически не идет – не всегда получается ремонтировать даже то, что есть.

«Система здравоохранения, к сожалению, у нас, как и по всей стране, остается зоной высокого напряжения. Связано это с тем, что все нормативно-правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне: в отличие от системы образования, нет возможности делать что-то на уровне субъекта», – поясняет Сергей Эммануилов.

Стратегия развития Арктики подразумевает переход в значительной степени от вахтовых методов освоения этого региона к созданию условий для постоянного проживания людей. Чтобы покрыть потребности населения территории в услугах здравоохранения, необходимо развивать сеть пациент-отелей и санитарной авиации.

airplane_winter.jpg«У нас все еще остается большое количество малонаселенных пунктов, где медицинские ресурсы либо ограничены, либо вообще отсутствуют. Есть смысл создать всероссийскую сеть сан­авиации. Например, в Архангельской области она сейчас развита лучше, чем в Вологодской. Допустим, на границе регионов произошло ЧП, почему бы нам не помочь соседям, если это будет быстрее?» – рассуждает Сергей Эммануилов.

Отдельное внимание, по его мнению, следует уделить развитию телемедицины. Для внедрения этой технологии в первую очередь нужен высокоскоростной Интернет и доступ в Сеть во всех труднодоступных населенных пунктах: тогда фельд­шерско-акушерские пункты смогут получать телемедицинские консультации любой сложности.

«Это очень важно: возьмем, например, ситуацию, когда есть тяжелый больной, а погода не позволяет задействовать санавиацию. А сегодня правда состоит в том, что фельдшер ФАПа часто попросту не может выйти на связь даже по телефону», – подчеркивает председатель профильного комитета.

Также в докладе, подготовленном к Арктическому форуму, Сергей Эммануилов предлагает ввести льготный проезд для основных категорий пациентов (роженицы, больные туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, при неотложных случаях) и создать Научно-образовательный центр комплексных медицинских исследований на базе САФУ.

2017-й: Год арктической экологии

arctic_clean2.jpgВ 2016-м, после масштабной пятилетней работы по очистке островов полярных архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, НП «Русская Арктика» брал перерыв, чтобы осмыслить полученный опыт и «перевести дух». В Год экологии деятельность по ликвидации ущерба, нанесенного арктической природе в прошлые годы, возобновится.

С 2012-го по 2015 год с территории национального парка вывезено более 40 тысяч тонн разного вида отходов – металлолома, нефтяных шламов, строительного и бытового мусора и т. д. Для сравнения: это вес четырех Эйфелевых башен или пяти Дворцовых мостов Санкт-Петербурга. Успели вовремя. В частности, нефтешламы, которыми были заполнены заброшенные склады, могли попасть в арктическую акваторию, что негативно сказалось бы на престиже страны и повлекло серьезные последствия для природы.

На 2017 год национальный парк заключил контракт с ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис». Летом подрядчику предстоит провести «уборку» на участках Земли Франца-Иосифа. Одновременно нужно определить размер оставшихся загрязнений.

«Русская Арктика» старается не только исправлять экологические ошибки советского периода, но и как можно бережнее вести научную деятельность и необходимые работы.

«Первой полевой базой нацпарка, которая перешла на альтернативные источники энергии, стал сезонный опорный пункт на мысе Желания (Новая Земля). Там в 2015-2016 годах топливо на обеспечение проживания экспедиционных групп не тратилось. Солнечной энергии, благодаря полярному дню, достаточно. Теперь этот опыт решено тиражировать и на другие полевые базы. Летом 2017 года будут смонтированы солнечные батареи в бухте Тихой (Земля Франца-Иосифа). На острове Земля Александры, где расположена круглогодичная полевая база «Омега», уже работает система энергосбережения с использованием аккумуляторов большой емкости», – поясняет заместитель директора НП «Русская Арктика» Алексей БАРАКОВ.

К вывозу отходов с архипелагов также требуется особый подход.

«Мы продумываем, как сократить количество «пробегов» техники по территории, чтобы как можно меньше навредить почвам. Площадки временного накопления отходов для дальнейшей транспортировки тоже создаем преимущественно на тех участках, которые уже пострадали от антропогенного воздействия», – отмечает и. о. директора НП «Русская Арктика» Александр КИРИЛОВ.

В цифрах

349 гектаров площадь рекультивированных земель, это примерно 500 футбольных полей.
1200 туристов ежегодно приезжает в «Русскую Арктику»





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5