ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Креативный бизнес: игра стоит свеч?


Лидия ВИНОГРАДОВА | 30.11.2013 07:28:08

Многим из нас представляется, что сделать город комфортным для проживания - обязанность властей. Вроде бы верно: без участия власти многие инициативы попросту неосуществимы. Но еще более безнадежны подобные проекты без активных горожан, которые будут создавать и продвигать идеи по улучшению городской среды в жизнь.

Так, четыре года назад урбанист Святослав МУРУНОВ задумал заняться развитием города Пензы и сделал ставку не на власть и бизнес, а на городские сообщества. Небольшие тематические объединения людей существуют в любом городе. Например, сообщество «зеленых», фотографов или велосипедистов.

«Участники подобных сообществ активны, они не просто живут по принципу «дом-работа», а посещают культурные мероприятия, пытаются самостоятельно что-то организовать. Проблема лишь в том, что они разрозненны, не контактируют между собой. Мы решили объединить сообщества и вовлечь в управление городом», - поделился собственным опытом на форуме «Городские пространства. Поиск новых смыслов и значений» Святослав Мурунов.

После создания сети сообществ, Пенза зажила по-новому. Начали проводиться акции по уборке города и современные фестивали. Совсем недавно активисты очистили от четырех тонн мусора берег озера, и теперь там регулярно проходят тематические пикники. На оснащение волонтеров и вывоз отходов понадобилось всего 70 тысяч рублей, а результат бесценен.

«Когда каждое сообщество живет по отдельности, оно не представляет интереса для власти и бизнеса. Но стоит появиться сети, и наши инициативы замечают и поддерживают», - отметил Святослав.

Диалог власти и общества по улучшению городской среды можно провести и через Интернет, это успешно осуществляет онлайн-платформа «Йополис» - некий аналог социальной сети. «Мы помогаем инициативным горожанам находить друг друга, сливаться похожим проектам, делать запросы в органы власти, находить деньги на реализацию идей», - рассказывает заместитель генерального директора «Йополиса» по маркетинговым коммуникациям и продукту Алена МАКОВА.

Многие города уже активно используют платформу. Например, с помощью «Йополиса» на набережной Владивостока появился открытый кинотеатр, где сегодня не только транслируют фильмы, но и читают лекции. А в Кировской области прошло голосование за проекты благоустройства мест массового отдыха, участие в котором приняли 34 тысячи жителей региона. Десять проектов, получившие наибольшее количество голосов, будут профинансированы и воплощены в жизнь. К сожалению, Архангельск на «Йополисе» почти не представлен.

Сделать жизнь в городе более интересной под силу и творческому бизнесу, который нацелен не просто на зарабатывание денег, но и на улучшение городской среды. Один из удачных проектов в этой сфере – московский дизайн-завод «Флакон». В 2009 году полуразрушенный Хрустальный завод им. М. И. Калинина площадью 21 тысяча квадратных метров обрел новую жизнь, теперь это творческий кластер людей, деятельность которых – креатив и дизайн.

Инициатором кардинальных изменений на заводе стал сам владелец. «Нашим уникальным предложением для клиентов было то, что они могут прийти на «Флакон» и устроить пространство «под себя». Кто-то построил бассейн, кто-то мансарду. Кроме того, у нас есть две площадки для проведения массовых мероприятий, которые мы сдаем в аренду. Но даже если у арендатора нет денег, а мероприятие интересное, мы идем навстречу и ищем оптимальные решения», - поделилась опытом одна из создателей дизайн-завода Анна МАНЮК.

На сегодняшний день площади в комплексе арендуют около ста организаций, что приносит владельцу доход в 200 млн рублей ежегодно. Совсем недавно открылась коворкинговая зона с подготовленными рабочими местами и, по словам Анны, там уже нет вакансий. Но деньги  еще не все. Самое удивительное, что «Флакон» стал эпицентром культурной жизни, и в 2011 году журнал Forbes назвал его одним из проектов, изменивших облик Москвы к лучшему. Еженедельно там проходят ярмарки, лекции, кинопоказы, мастер-классы, выставки, фестивали и концерты, которые привлекают тысячи людей и делают жизнь города яркой.

Однако в бочке меда есть и своя ложка дегтя: не всегда креативный бизнес приносит большие доходы, и порой он становится проблемой. Свое выступление одна из создателей креативного пространства «Аптека Бартминского» и ресторана «Sister’s Bar» в Перми Алевтина ТЮТИКОВА начала с предупреждения: «Подумайте, может быть, лучше работать в офисе и получать 15-20 тысяч рублей, чем взваливать на свою голову целую кипу проблем с бизнесом».

Второй этаж аптеки XIX века в центре Перми достался предпринимателям весьма удачно: приемлемая аренда для здания в центре города, да и сама аптека подходит по антуражу для творческого бизнеса. Сейчас в креативном пространстве «Аптека Бартминского» живет четыре творческих проекта. Пермяки любят посещать ее, ведь там можно оставить детей на развивающие занятия, а самому заглянуть в независимый книжный магазин или купить оригинальную одежду и предметы декора, посидеть в ресторане, где подаются необычные блюда и напитки из натуральных продуктов.

На первых порах у бизнесменов все шло более или менее хорошо, но после «жаркого» лета наступил быстрый спад и пришли проблемы с собственником и населением. Проблема с населением, по мнению Алевтины, кроется в «агрессивной пермской среде»: уже не раз жители района угрожали физической расправой и даже стреляли в окна просто потому, что «вы нам не нравитесь». Масла в огонь подливает и собственник, который перевалил на арендаторов все заботы по ремонту и реставрации здания и находящихся в нем архитектурных памятников, кроме того, не позволяет крепить на доме наружную рекламу, а в случае возмущений грозится в разы поднять стоимость аренды. Власть не оказывает творческому бизнесу поддержку, и ребята стараются всеми силами сами держаться на плаву. «Мы установили срок в два года. Если за это время дела не пойдут на лад, то закроемся», - подытожила Алевтина Тютикова.

Наш город, увы, пока не может похвастаться подобными инициативами, как в Пензе, Кирове и Перми, однако уже к январю Центр поддержки творческих индустрий «Футурист» планирует запустить проект «Архиважно» - онлайн-площадку, на которой жители смогут публиковать предложения по улучшению городской среды Архангельска. Например, высадить кленовую рощу на пустыре, сделать из здания заброшенного завода музей современного искусства или поставить светофор на опасном участке дороги.

«Горожанин на карте отмечает любой объект, который, по его мнению, требует каких-то изменений или улучшений, идея получает порядковый номер. Другие люди за эту идею могут голосовать, таким образом, лучшие проекты начинают конкурировать между собой за внимание аудитории, власти и бизнеса», - пояснил механизм работы площадки директор «Футуриста» Василий ЛАРИОНОВ. Все идеи будут группироваться и отправляться в соответствующие органы власти, а «Футурист» обещает отслеживать их реализацию. Кроме того, к воплощению задумок будут привлекать не только власть, но и НКО, бизнес и обычных горожан.

«Мы не хотим, чтобы наш портал превращался в портал ЖКХ, где люди говорят о каких-то вещах, которые являются насущными, но никак не влияют на изменение городской жизни. Течет труба, ямы на дорогах – это не про «Архиважно». Наш проект про оптимизм, про изменения городской жизни в лучшую сторону», - уточнил Василий. Если он будет интересен жителям, то подобные онлайн-площадки появятся и в других городах области.

Еще одно интересное предложение «Футуриста» - улучшение уже запланированных и несогласованных с жителями объектов, торговых центров или жилых комплексов. «Мы обычно неожиданно узнаем, что, допустим, на месте какого-то сквера или на набережной появится торговый центр. Возможно, эту ситуацию мы изменить не сможем, но стоит попробовать сделать ее чуть лучше. На сайте мы внедрим опцию, когда компания могла бы обсудить с горожанами, как сделать, чтобы этот торговый центр или жилой комплекс был им по душе», - поделился задуманным Василий Ларионов.

Люди смогут предложить высадить около комплекса деревья, разбить парк или покрасить стены в яркий цвет. В итоге инвестор будет находиться в выгодном положении, поскольку у него получится проект, который он согласовал с горожанами. А жители получат возможность хоть немного, но влиять на строительство подобных объектов.

В качестве креативных пространств, где могут проводиться мероприятия или разместиться творческий бизнес, «Футурист» предлагает рассмотреть пять объектов: музейный дворик на Поморской, Дом молодежи, достраивающаяся университетская библиотека САФУ, лечебница П.А. Дмитриевского и соляные склады Гостиных дворов.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5