ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Весар»: цирк начинается с... переездов


Ирина ФОКИНА | 05.02.2016 22:22:25
«Весар»: цирк начинается с... переездов

Для зрителей цирк – это смешные клоуны, фокусники, достающие кроликов из шляпы, акробаты, смело летающие под куполом, жонглеры на одноколесных велосипедах... А для артиста – ежедневные тренировки, постоянные гастроли и профессиональный азарт: желание сделать еще более невероятный трюк. Анастасия и Василий ЩЕРБАНЬ, руководители детского образцового цирка «Весар», которому в январе исполнилось 30 лет, поделились с «БК» историями своей жизни на арене.


Василий ЩЕРБАНЬ:

- Я родился на Украине, под Днепропетровском. С детства занимался в местном цирке под названием «Весар», поэтому и здесь назвал цирк так же. «Весар» − это сокращение от «веселая арена». «Обычной» жизнью тоже жил. Окончил училище, получил специальность токаря. Поехал по комсомольской линии под Карпогоры, в Шилегу: думал, хоть погляжу, что такое Север...

В Шилеге я предложил создать кружок циркового искусства в местном Доме культуры. Мне разрешили набрать детей и начать заниматься. Ну, и пошло-поехало. Вскоре перебрался в Пинегу, затем в Вельске мы с Асей (Анастасия Щербань. – Прим. ред.) годик помучились: это был 1991-й — денег нет, определенности никакой... И вот нас приглашают в Архангельск — в Ломоносовский ДК. Три дня тогда жили в электрощитовой: ждали, пока дадут квартиру. Затем появились какие-то перспективы.

С тех пор мы и остались в этом городе.

Анастасия ЩЕРБАНЬ:

- Наши дети прошли огонь, воду и медные трубы. В цирке иначе не удержаться: остаются только гиперактивные. Конечно, при желании цирковому искусству можно научить любого ребенка. Не всем видам, правда, — например, жонглированию. Под куполом летают только те, кому здоровье позволяет.

Тот, кто действительно стремится чего-то достичь, занимается дополнительно и дома, без понуканий. Я думаю, в нашем искусстве заставлять бессмысленно: мы можем направить ребенка в нужную сторону, показать трюк, но исполнять его в конечном итоге все равно придется ему самому.

Наказания за плохую работу самые «суровые» – отжимания. Когда на гастролях начинают себя плохо вести, поднимаю в шесть утра и вместе бежим заниматься зарядкой.

Многих ребят, прежде всего мальчиков, мы буквально вытащили с улицы. Про некоторых из них порой думаешь: «Если бы не занимался здесь, где бы ты был сейчас?..»

Платных уроков не ведем: если ребенку не дано заниматься цирковым искусством, его не научишь ни за какие деньги.

Цирк "Весар"Когда отмечали юбилей цирка «Весар», повидали много наших выпускников. Почти у всех жизнь сложилась хорошо — закалка помогла.

- У нас есть давний соперник: коллектив из белорусского города Мозырь. Мы соперничаем - в хорошем, профессиональном смысле - на выступлениях и дружим по жизни. В августе 2015 года выдалась возможность побороться на нейтральной территории: в городе-побратиме Архангельска — Ашдоде (Израиль) проходил I Международный цирковой фестиваль.

Ситуация получилась интересная. Дети — в лагере под Таганрогом. Цирковые собаки - в Курске: в Израиль их везти нельзя, нельзя и отдать абы кому даже на время. Так и катались между Москвой, Таганрогом, Курском, и все на своей машине...

vesar3.jpgА в Ашдод прилетели — жара, 49 градусов, и никакие кондиционеры не справляются. Для северян это страшный сон. Но ведь надо же бороться за победу!

Мы думали — ничего не выиграем. Россию в комиссии представляла только Валентина Савина (директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). – Прим. ред.), остальные судьи были из Америки, Польши, Украины, Чехии, Франции... Израильский цирк «Дорато» только начал развиваться, нам они пока не конкуренты. А белорусский коллектив был готов хорошо.

И все же нервы крепче оказались у нас. Олеся Шилова, наша воспитанница, пролетела под куполом на полотнах цвета российского флага. И что бы там ни происходило в мире политики, мы свое первое место взяли.

- От города мы получили деньги на оплату перелета до Израиля, а после победы еще 90 тысяч рублей на костюмы и 50 тысяч на аппаратуру. В первый раз за тридцать лет работы. А что такое 140 тысяч? Один маленький моноцикл, например, стоит 135 евро, большой – 240. «Весар» зарабатывает концертами по области. Цирковой фестиваль в Архангельске тоже организуем сами. В апреле планируем выступить в Израиле, а в августе – в Финляндии.

vesar2jpg.jpgВ ДК «Бакарица» нам уже тесно: дети в зале летают под самыми фонарями... Хорошо, что Глафира Балеева, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Архангельска, дала «добро» на занятия в клубе «Космос» - филиале социально-культурного центра «Луч».

Российский цирк — очень сильный. Но в нашем городе, увы, о развитии этого искусства напоминает только заброшенное здание цирка на Троицком проспекте.

Мы написали проект создания центра детского циркового искусства в Архангельске. И нам даже выделили зал в Доме молодежи. Но ведь что такое Центр циркового искусства? Сколько требуется специалистов? Руководитель, методист, несколько тренеров, не говоря уже о технических работниках. А нам дали всего одну ставку. Пришлось отказаться от этой идеи. А мы бы взялись, так взялись! У города был бы стационарный цирк с несколькими концертными составами, устраивали бы праздники в Архангельске, организовывали гастроли... Все это пока осталось в мечтах.

Цирк − самое массовое искусство, нельзя о нем забывать. На классическую музыку пойдет не каждый, а в цирк пойдут все.





Возврат к списку

0
Сергей_Архангельск
Нравилось в цирке в Архангельске бывать. Обычно летом работал, но как-то с классом даже зимой ходили.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5