ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Почему обезлюдела площадь Ленина?


Андрей ПЕРЦЕВ | 07.03.2011 10:14:04

Архангельск узнал, что такое «интернет-революция», на год раньше Египта и Ливии. В прошлом году на площади Ленина проводились митинги, собранные именно через Интернет. Их поддерживали популярные блоггеры, в организации принимали участие лидеры общественного мнения. Разумеется, главной причиной большой явки был рост тарифов на услуги ЖКХ. В этом году в феврале тоже ожидалось увеличение протестной активности: тарифы вновь скакнули вверх. Однако в минувшие выходные на площади Ленина собралось чуть более ста человек.

Митинги прошлого года стали известны на всю страну. Соперничать с Архангельском по количеству протестующих жителей мог только Калининград. Причина выхода на площадь была понятна – рост тарифов ЖКХ оказался непосильным для кошельков многих архангелогородцев, суммы, указанные в квитках, поразили даже людей, которые считали себя вполне обеспеченными.

Общественность против партийности

В этом году тарифы тоже выросли порядочно, вплотную подобравшись к установленному федеральным центром пределу в 15%, но протестовать на площадь под флагами КПРФ пришло лишь около 150 человек. Явление для большинства партийных акций протеста вполне нормальное: обычно на митинги КПРФ, СР и ЛДПР столько и приходит. Но все дело в том, что архангельские митинги как партийные уже не воспринимались.
Организовывало их само общество: блоггеры, члены несистемной оппозиции, просто активисты в прошлом году смогли объединиться и принять участие в организации митинга. Они создали группы в социальных сетях, писали о проблеме роста тарифов в ЖЖ, даже придумали дизайн листовок, размещенных в свободном web-доступе.  И все же определенную роль в привлечении масс сыграла несистемная оппозиция и лидеры общественного мнения (экс-мэр Архангельска Донской и хирург Попов). Акцент митинга делался на местной специфике: снижении тарифов и отставке губернатора.

«Влияние Интернета было высоким, но не решающим. Может быть, благодаря Сети на площадь вышло максимум 30% протестующих. Роль той же группы «В контакте» сильно преувеличена, в ней состояло много иногородних людей», - считает архангельский блоггер Александр КУЛЕШОВ.

Политолог Андрей ЧУРАКОВ тоже полагает, что митинговый потенциал интернет-пользователей не так велик, как это принято считать.

Объяснительные по неявке

В этом году информации о митинге во Всемирной паутине почти не было. Организатором  выступила КПРФ без широкого участия общественности. Для агитации коммунисты приготовили газету, да и ту типографии печатать отказались. Зато власть перед митингом выпустила спецтираж «Правды Севера» под заголовком «Все о ЖКХ». Трудно сказать, как повлияла на явку эта газета, но людей на площадь пришло немного. Успех прошлогодних мероприятий повторить не удалось.
Одна из причин - отсутствие агитации. Коммунисты на стали мудрствовать лукаво и распределять сведения всякого рода по разным каналам: что написать в листовках, что в газете, какие комментарии поместить на форумах, что разместить в группе «В контакте». Сотрудничать с несистемной оппозицией КПРФ тоже не стала.

Александр Кулешов думает, что причина не только в этом. Он обращает внимание на сам посыл акции и ее резолюцию. Главной целью прошлогодних акций было именно снижение тарифов, потом – отставка коррумпированных чиновников. То есть преобладали гражданские, социальные лозунги. В этом  году политики стало больше – главными требованиями стала отставка федерального и регионального правительств, премьера Путина и губернатора Михальчука.
«Гражданский протест - куда более реальная сила влияния на власть, чем протест политический. Настоящим, а не формальным организатором митингов было общество, которое выступало с ясными и понятными экономическими требованиями. Как только коммунисты начали тянуть одеяло на себя и использовать ситуацию в своих политических интересах, схлынул и протестный поток», - убежден Александр Кулешов.

Андрей Чураков предполагает, что сейчас КПРФ не так выгодно собирать на митингах много народу, хотя «слабая организация – одна из причин низкой явки». «У меня есть подозрения, что коммунистам пока невыгодно проводить массовые митинги. Надо экономить "потенциал улицы" для предстоящих баталий, связанных с выборами в Госдуму. Добавим плюсом, что прошлогодний успех испугал системных оппозиционеров. Не исключено, что прошедший митинг - мероприятие для галочки», - делится наблюдениями политолог.

Первый секретарь архангельского обкома КПРФ Александр НОВИКОВ не соглашается. «Прямо скажу, что одна из причин низкой явки – недостаточный уровень подготовки организаторов. Вторая причина – Северодвинская типография отказалась печатать нашу газету под предлогом экстремизма. Но во время выборов в Соломбальском округе мы издавали газеты с куда более острым содержанием, думали, что и в этот раз проблем не возникнет. Газету планировалось распространять накануне митинга и утром в день проведения, чтобы не возникало слухов о его переносе. Мы рассчитывали именно на газету, она должна была выйти тиражом 50 тысяч», - объясняет Новиков.

Власти понравилось

Между тем чиновникам низкая явка на митинг коммунистов оказалась очень выгодна. Во-первых, СМИ, подконтрольные областному правительству, подают акцию как провал КПРФ (впрочем, дезинформация тоже налицо – митинг назван «широко разрекламированным»). Во-вторых (и это намного страшнее), те же СМИ, чиновники и депутаты-единороссы теперь говорят, что жители области в принципе довольны, рост тарифов небольшой, а руководство успешно трудится на благо области.

«Лозунги неактуальны, руководство области решает проблемы, которые перед ними встают», - заявил СМИ депутат облсобрания от «Единой России» Евгений ТЮТЮКОВ.
Высказывание можно оставить на совести депутата – например, тариф на тепловую энергию поднялся на 13,8%. Учтено, что в топливном балансе ТГК-2 газ составляет 39%, мазут - 33%, каменный уголь - 28%. Получается, что жители Архангельска и Северодвинска, полностью оплатившие за два минувших года перевод станций на сжигание природного газа, продолжают платить за все тот же мазут. И неизвестно, сколько это еще продлится.
Тарифы на электроэнергию Агентством по тарифам и ценам приняты на уровне предельного максимума. Рост к 2010 году — 16,1%. При этом стоимость электроэнергии как на оптовом рынке, так и у региональных производителей снизилась, а надбавка ОАО «Архангельская сбытовая компания», наоборот, подросла. Так, если в тарифе на 2010 год доля сбыта равнялась 4,6%, то в 2011 году — 6,2%. Необходимая валовая выручка (НВВ) «Архэнергосбыта» увеличена в 1,5 раза. В несколько раз увеличилась НВВ и для других энергокомпаний, за исключением ТГК-2 и "Архэнерго".

Как известно, одним из главных критериев оценки губернаторов федеральным руководством является уровень протестной активности населения. При этом народному спокойствию отнюдь не обязательно соотноситься с экономическими успехами региона, ростом цен и тарифов. Впрочем, КПРФ рассчитывает в марте собрать на площади Ленина больше тысячи человек. Однако для этого коммунистам придется серьезно менять подходы к организации митинга.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5