ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Замороженные поморы, что мы делаем не так?


Текст: Сергей ИВАНОВ, директор консалтинговой компании «Мастерская менеджмента». Фото: Николай Гернет | 08.07.2012 11:59:09

altПомните, дом Деда Мороза появился сначала в Архангельске, а не в Великом Устюге?  У нас над этой идеей посмеялись, а в карман Вологодской области пошли, поехали, полетели «туристические» деньги. Еще один красноречивый пример: наберите в любом поисковике ключевые слова «необычные дома» и найдете печально известный дом Сутягина, который мы умудрились снести. Между тем он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Снеговики как бренд тоже не прижились – наверное, зимой снега не хватило.

 

Есть ли у нас люди, которые мечтают о том, чтобы область окончательно обеднела, обезлюдела и отправилась в «музей»? Думаю, мы все хотим жить и работать в привлекательном регионе. И почему бы именно Архангельской области не стать лучшим местом на Севере?

Единственно реальный способ спасения замороженных поморов – создать ясный, привлекательный бренд нашей большой и бедной Архангельской области – привлекательный, узнаваемый, понятный и устойчивый образ в умах потребителей. Не образ области – неудачницы и географического тупика, а образ территории, где хорошо жить и выгодно вести бизнес.

Создание бренда территории – это вызов!

Вызов для новой власти региона и вызов для бизнеса Архангельской области. Работа, которая при правильном управлении может принести выгоды всем жителям Архангельской области. Например, водка «Сделано на сказочном Севере» может иметь большую капитализацию (цена, продвижение, статус, имидж, образ), чем водка «Сделано на Архангельском ликеро-водочном заводе»!

Игра в брендинг – это игра, но очень полезная!

Все мы знаем территориальные бренды, которые вызывают нужные и четкие ассоциации и заставляют  желать и действовать. Потому что именно «бренд территории» создает нужный образ и вызывает желательное решение у потенциальных инвесторов и туристов при принятии решения, куда вложить деньги и куда поехать отдохнуть?

Бренд территории – такой же продукт, как инвестиционный климат, благоприятная налоговая среда, единое окно при регистрации бизнеса, эффективная кредитная система и прочее, что является прямой прерогативой государства.

Как получить хоть небольшой кусочек от 23 миллиардов?

По оценкам BusinesStat, в 2011 году оборот рынка туристических услуг России вырос на 7,9% и достиг 183 млрд рублей. Выручка туристических компаний растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему рынка.

Основную часть доходов турфирмы России получают от отправления граждан России в путешествия за рубеж: в 2011 году доля иностранных поездок составила 88% от общего оборота туристической отрасли. Значит, 23 млрд рублей в год перераспределяются по счетам туркомпаний, обслуживающих российские маршруты.
Попробуйте представить, что будет, если хотя бы 1% этих денег попадет в архангельские туристические  фирмы  – они заработают дополнительные 220 млн в год.

А доходы других компаний – отвечающих за проживание, питание, экскурсии, сувениры? Ведь за минусом трансферных услуг средний турист в день тратит на проживание, питание и развлечения от 2500 до 3500 рублей в день.

Вывод: раз можно делать деньги на услугах для туристов, значит, надо предложить им удивительную, привлекательную, сказочную экзотику.

Что у нас есть экзотического, привлекательного?

Этот вопрос обсуждался 28 июня на круглом столе, организованном Клубом работодателей Архангельской области. В отеле «Пур-Наволок»  с предпринимателями встречались главы Холмогорского и Няндомского районов, представители Приморского района, областного министерства экономического развития, Архангельской региональной туристской ассоциации, НП «Объединение риэлторов Архангельской области».
Бренд создавать надо, и возникает вопрос: укреплять, выращивать его из слабых существующих ростков – робких поездок немногочисленных туристов, или создавать бренд – зонтик, бренд – обобщение, бренд – защиту разнообразных бизнесов, заточенных на одну мощную идею?!

Удачных примеров много. Лас-Вегас – казино и развлечения. Эдинбург – вдохновляющая столица, город-театр. Барселона – город, в котором жил и строил великий волшебник  Гауди. 

Архангельская область? Какой миф, какую легенду нам следует создать для стойкой ассоциации в умах потребителей, настоящих и будущих туристов? Какие северные сказки им рассказать?

Могут ли чиновники администрации области создать бренд Архангельской области? Конечно, нет. Ведь это нестандартное дело, не прописанное в инструкциях. Тот, кто может заниматься брендингом, делает это, полагаясь на ощущение сильных сторон и возможностей региональной экономики и бизнеса. Выдумывает контекст заново… Ищет новые смыслы… Находит конкурентные преимущества…. По сути, это то, что очень хорошо умеет делать стратегически мыслящий предприниматель, создавая и укрепляя свое дело. И часто бизнес создается в условиях дефицита денежных ресурсов. Это очень похоже на нынешнюю ситуацию, когда никто  – ни администрация, ни бизнес – не отрицает необходимость создания бренда, и в то же время реального фонда для продвижения территории Архангельской области нет.

В результате участники круглого стола сошлись на мнении: власть должна помочь своим отношением, поддержкой и теми тонкими денежными ручейками, которые позволено пустить «самотеком».  Представители бизнеса – те, кто чувствует личную ответственность за развитие этой территории, – должны дать власти идеи, сильные, конкретные, реальные, использующие  возможности.

Тогда наконец и выберем, какой вид развлечения предложить нашим туристам: бизнес- туризм, шоп-туризм, экотуризм, аграрный, религиозный или спортивный туризм, спортивную фотоохоту или что-то еще... И определим, через какой вид инфраструктуры может развиваться все разнообразие предложений на туристическом  рынке.

А для власти это значит, что инвестиции в тот или иной вид туризма должны соответствовать общим направлениям стратегии развития региона, что сделает реализацию бизнес-идеи, попадающей под общий бренд-зонтик,  более привлекательной для предпринимателей.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5