ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Когда в Архангельск вернутся круизные лайнеры?


Альберт СВЕНТИЦКИ | 16.04.2010 06:00:28

Первый морской порт в России, Архангельск всегда привлекал внимание туристов - отсюда можно было отправиться в круиз к Соловецким островам. Однако сейчас иностранные суда столицу Поморья обходят стороной, а на Соловки водным путем можно добраться только через Карелию.

Три года подряд (2005-2007 гг.) в Архангельск заходил океанский круизный лайнер «Hanseatic» с туристами из Германии, США, Австралии. Это судно, специально построенное для экспедиционных круизов, в т.ч. по Арктике и Антарктиде, считается одним из лучших кораблей мира в своем классе. 2007 год мог стать точкой отсчета для регулярного захода в акваторию Белого моря международных круизных лайнеров класса премиум: Cоловки и столицу Поморья посетили не только «Hanseatic», но и «Bremen» и «Black watch».

Блестяще организованный компанией «Интурист-Архангельск» прием гостей в столице  Поморья внушал оптимизм и надежду на дальнейшее развитие сотрудничества с иностранными парт-нерами. Планы по заходу иностранных круизных судов строились самые радужные. Но, как оказалось позднее, надежды сменились прозаичными реалиями.
В 2008 году на федеральном уровне были введены крайне негативные для работы Архангельского порта  тарифы и сборы. Портовые сборы за проводку и обслуживание судов в Архангельске являются самыми высокими в мире...
«Из-за непопулярных мер правительства в 2008 году уже ни одно иностранное круизное судно, несмотря на имеющийся большой спрос со стороны туристов, не пожелало зайти в наши края», - говорит генеральный директор «Интурист-Архангельск» Валерий СИДОРОВ.
Остается только приветствовать совместную работу компании «Интурист-Архангельск» и иностранных партнеров, которым в 2009 году все же удалось организовать заход в Архангельск небольшого шведского судна, а также круизных лайнеров «Albatros» и «Le Diamant». 
«Увы, на 2010 год нам не удалось договориться ни с одним туроператором о заходе судов в Архангельск», - сожалеет Валерий Сидоров.Сегодня «Hanseatic» и подобные лайнеры возят туристов любоваться ледниками Гренландии и Шпицбергена, гейзерами Исландии, но только не завораживающей красотой Соловецкого архипелага.

Какие факторы сдерживают организацию приема иностранных круизных лайнеров, создания регулярной круизной морской линии Архангельск – Соловецкие острова?
Образованное в декабре 2009 года министерство по делам молодежи, спорта и туризма Архангельской области ведет разработку концепции развития туризма в Архангельской области на 2011-2014 годы. Согласно планам чиновников, этот документ ляжет в основу долгосрочной региональной стратегии развития туристской отрасли до 2030 года, где будут учтены пути развития туризма, включая круизный. Несколько лет назад администрация области продвигала проект по продлению круизной линии, идущей вдоль норвежского побережья, до Архангельска и Соловецких островов. Северные соседи не раз приезжали в регион для проведения переговоров и презентации своих туристических продуктов. Но с наступлением кризиса планы по реализации этого проекта остались позади.
Но насколько той же Норвегии интересно продвигать въездной туризм в Архангельской области? Ответ очевиден – схожая по климатическим условиям скандинавская страна является нашим прямым конкурентом в борьбе за внимание туристов. Ведь именно норвежцы давно и успешно организуют морские круизы по фьордам, в Заполярье, к острову Шпицберген.

«Когда мы ездили в Тромсе с целью развития контактов в сфере туризма, норвежская сторона продвигала исключительно собственные интересы, мало обращая внимание на возможности поморского гостеприимства», - рассказывает руководитель компании-туроператора «Помор-Тур» Татьяна БЕСТУЖЕВА.
Если мы хотим возродить и развивать морской круизный туризм, то партнеров в реализации этого проекта надо искать в таких странах, как Англия, Германия, Франция, Италия, США, Канада, Австралия. Там, где есть реальный интерес к экзотике Севера. Именно на этом туристическом поле давно и успешно играют норвежские туроператоры, продвигая свои морские круизы по фьордам.

К Соловецкому архипелагу есть и будет устойчивый интерес в мире. В США, Канаде, Франции, Австралии проживает немало потомков русской эмиграции...
По словам заместителя министра по делам молодежи, спорта и туризму Архангельской области Николая ЕВМЕНОВА, сейчас готовится на рассмотрение Правительства РФ проект федеральной целевой программы развития Соловецкого архипелага на 2011-2016 годы, который предусматривает более 10 млрд рублей на создание комплексной современной инфраструктуры на островах.
Все это замечательно, но  будет ли восстановлена морская туристическая линия, соединяющая Архангельск с Соловецкими островами? И как быть с непомерными портовыми сборами, препятствующими заходу туристических судов в регион? Да и ширина рукавов Северной Двины не позволяет большим океанским лайнерам подходить к причалам Архангельска, к морскому- речному вокзалу, где с реки открывается красивая панорама города. Некоторые суда вынуждены швартоваться в порту Экономия. А это, прежде всего, грузовой и контейнерный терминал с соответствующей инфраструктурой: склады, трубы, контейнеры. Какое эстетическое удовольствие ожидает путешественников, наблюдающих с борта лайнера подобные «красоты»?
«В администрации области понимают эту проблему. Если предложение о переоборудовании одного из причалов Красной пристани под швартовку круизных лайнеров будет реализовано, это самым положительным образом скажется на организации приема туристов по морю», - убежден генеральный директор «Интурист-Архангельск» Валерий Сидоров.

Есть и другое предложение, озвученное руководителем «Помор-тура» Татьяной Бестужевой: за счет средств областного бюджета приобрести хотя бы одно комфортабельное круизное судно и автобус повышенной комфортности.
«В федеральную программу развития Соловецких островов областным правительством заявлено приобретение двух пассажирско-грузовых судов для осуществления регулярного морского сообщения с архипелагом. Сейчас мы также готовим предложения в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 годы», - говорит Николай Евменов. - В числе предлагаемых проектов – развитие в летний период регулярной круизной линии вдоль побережья Белого моря с заходом на Соловецкие острова».
Однако, как считают в областном правительстве, организация транспортных перевозок - это по существу прерогатива частного бизнеса. Но нужно учесть, что линия Архангельск – Соловки привлекательна для круизеров максимум три летних месяца плюс, возможно, сентябрь. Кто и за чей счет будет содержать судно в течение остальных 8-9 месяцев? А главное, сколько понадобится лет, чтобы окупить столь существенные затраты? И какова в таком случае будет цена тура?
Но, как гласит английская пословица, была бы цель, а средства всегда найдутся. Ведь Норвегия сумела организовать пользующиеся большим спросом морские круизы по своим дивным местам. У наших соседей есть чему поучиться. А пока мы это делаем, морские рейсы на Соловки туроператоры организуют из Кеми (Карелия), где давно и успешно реализуется  республиканская целевая программа развития туризма.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5