ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Домашний бизнес» Сени Малины


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 13.09.2012 06:07:25

altПриморский район зарабатывает на туризме больше, чем на сельском хозяйстве, и не только благодаря Малым Корелам и Соловкам, от которых, как известно, местному бюджету мало что перепадает (слишком много там намешано разных коммерческих и как бы государственных интересов). Сейчас район активно продвигает несколько «малых» музеев, памятных мест — пока мало интересных для турбизнеса.

Побывать в гостиной Сени Малины в Музее народных промыслов и ремесел Приморья в Уйме – все равно что посидеть в избе на лавке рядом с тем мужичком из мультфильма «Смех и горе у Бела моря» (это про то, как медведи бомонд на льдинах катают, а местное население направляет на экспорт быстрозамороженный фольклор и т. д.). Как известно, главный герой сказок Степана Писахова — из местных, уемских, и звали его «в миру» Семеном Кривоноговым.

Наименование «гостиная» вполне оправдано. Во-первых, там есть сам Сеня Малина. Фотографироваться Семен Кривоногов отказывался категорически (оно и к лучшему, каждый представляет любителя покататься на сомах как хочет), однако по описаниям родни для музея написан большой в летнем настроении портрет. Во-вторых, Сенькины байки в гостиной «сыпятся» отовсюду — и с «плазмы» на стене, и в исполнении земляков, не говоря уже о множестве сюжетных поделок из глины, дерева, ткани... Кстати, нечто подобное здесь можно попробовать сделать своими руками. Ну, и чаем с пирогами напоят обязательно.

Гостям рассказывают о том, что род Сени Малины оказался крепким, одна только дочь Анисья, которую мы знаем как Перепилиху, чего стоит, и сегодня насчитывает под двести человек — детей, внуков и правнуков. Многие из них со всей России собираются в конце августа на праздник «Малинова Уйма». И почему Сеня, собственно, звался Малиной, тоже рассказывают. Сюда туристов определенно возить можно.

Второй Писаховский зал совершенно другого формата: недавно в музее открылась выставка его картин. Конечно, Писахов гораздо известнее как сказочник, а не как художник, однако в свое время его работы выставлялись и в Москве. Созданию выставки помогло, в частности, то невеселое обстоятельство, что здание музея писателя в Архангельске осыпается, вероятно, не только от времени, но и под напором коммерческих новостроек.

В Уйму были благополучно вывезены 23 картины, некоторые из них выставляются впервые. В основном это арктические пейзажи с натуры (Писахов много путешествовал),  виды северных церквей и деревень. «Приговоренные» к сносу и уже разрушенные храмы он рисовал специально, сериями, чтобы когда-нибудь хотя бы по его работам их можно было восстановить. Писахов не побоялся даже направить по инстанциям письмо в защиту церквей, хотя знал, что добром эта затея может не кончиться, особенно для сына зажиточного ювелира. Историю замяли.

Остальные залы музея пока, скорее, для школьных экскурсий. Здесь есть своя версия «поморской избы», военная экспозиция, необычная тем, что посвящена не только Великой Отечественной, но и участию местных жителей в событиях 1812 года, и еще несколько коллекций. Можно посмотреть зверобойную лодку 1900 года пошива из Зимней Золотицы, шикарные европейские вещички, которыми примерно в то же время одаривали наших лоцманов иностранные капитаны, поморскую солеварню типа тех, что еще с XII века работали на вывоз: соль шла в Московию и даже в Китай. Вот, пожалуй, и все из оригинального.

Про Лявлю в рекламных буклетах для туристов можно вообще ничего не писать: хватит пары фотографий — видов двух стоящих рядом церквей на холме у реки, в любой сезон и в любую погоду. «Деревянная Никольская церковь — старейшая в своем роде из сохранившихся в России, ровесница Архангельска... Действующий каменный Успенский храм 1804 года постройки... мироточащие во время бедствий иконы...» Все это читается не так, как видится и чувствуется, когда приедешь. Недавно у алтаря храма вопреки законам природы (холм ведь!) забил родник. На свежих досках колодца стоит обычное ведро.

Здесь никто не будет доставать вас историческими справками, если вы этого не захотите. Хотя одна из них точно заслуживает внимания.

Сведения в общих чертах известные многим: в 30-е годы в районе Лявли размещалась вахта Управления Северных лагерей Особого назначения, основой личного состава которой были расстрельные команды. Лагерников, работавших на заготовке леса, содержали практически без еды и одежды. Люди гибли сотнями, среди них было немало бывших священников.

«Мы с мужем ходили по клюкву. Запозднились, возвращались домой уже в сумерках и вышли на машину похоронной команды... Тел было много, голые, их крючьями, какими лес катают, стаскивали в ров...» — вот лишь одно из воспоминаний жителей этих мест.
В Лявле туристы появляются редко. Наверное, трудно решить: попробовать создать здесь минимум сервиса (хоть бы чашки у колодца появились) или оставить все как есть, не трогать историю.

Еще один объект приморского «туркаталога» — музей Архангельского опытного водорослевого комбината. Сам комбинат, как известно, находится в Архангельске, но добываются морские водоросли для производства исключительно в районе Соловков. Музей представляет собой небольшое мрачноватое помещение, оформленное в советских традициях, в основном фотографиями. Хотя любопытно послушать о том, как в годы Первой мировой в Архангельске для нужд фронта открылся первый в стране завод по производству йода, и как этот же комбинат впоследствии снабжал агаром большинство кондитерских фабрик СССР.

Технология добычи водорослей все та же: и сегодня мужики покрепче, вооружившись косами, выходят на лодках в море. Сушатся водоросли в естественных условиях — на соловецких ветрах. Впрочем, все это только подтверждает натуральность продукции. Кстати, в магазине при комбинате ее можно купить без наценок. 

Музей пива на заводе «Поморские пивоварни» тоже занимает одну комнату — стилизованную «под старину», с деревянным интерьером. В коллекции — более ста кружек, бутылок, медных посудин для варки пива. Среди них — кружка 1770 года (из такой могли пить офицеры — поклонники Екатерины II), бутылка с тиснением «Сурковъ» конца XIX века — здание его знаменитого пивоваренного завода разваливается сейчас на улице Попова в Архангельске... 

Здесь можно многое узнать и о том, что происходит в пивоварении сейчас: в частности, какие 60 добавок в пиво разрешены в странах Евросоюза и почему, если понятия «пиво» и «пивной напиток» все-таки будет разграничены законодательно, своего пива в России практически не останется. Для гостей в музее проводятся дегустации местного пива — без добавок, с фирменными сухариками.

Организовывать пробные экскурсии в «малые» музеи и храмы администрации Приморского района помогает Архангельская региональная туристская ассоциация, наиболее активно — компания «Помор-тур».

«Эти небольшие музеи, возможно, не поразят вас размахом и богатством коллекций. Но они более... добрые, «домашние». И люди, которые в них работают, выложат всю душу, чтобы вы к ним только приезжали», — отмечает генеральный директор компании «Помор-тур» Татьяна БЕСТУЖЕВА.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5