ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Усмирить ПАЗик. Рублём?


Татьяна ПОТАПОВА | 27.02.2014 06:19:48

Пока зарплата водителей общественного транспорта напрямую зависит от количества перевезенных ими пассажиров, на архангельских дорогах «гонки на выживание» продолжатся, уверены в областной федерации профсоюзов. Там настаивают на введении почасовой оплаты труда — этой теме была посвящена пресс-конференция, прошедшая 26 февраля. Однако перевозчики уже заявили, что не намерены ничего менять.

Ежедневно на улицы Архангельска выходит около 500 автобусов. Движутся они по 47 маршрутам, часто дублирующим друг друга. Замотивированные на результат водители лихачат на дорогах, «подрезая» конкурентов, и нарушают правила дорожного движения.

«Не «подрезал», не обогнал, не проехал пустую автобусную остановку - остался без пассажиров, а стало быть, и без зарплаты, -  объясняет логику водителей председатель первичной профсоюзной организации группы компаний АПАП-1, кондуктор ООО «Транс-сервис» Анна ИВАХНОВА. - Город перегружен автобусами, поэтому работать по правилам при сдельной системе оплаты труда никто позволять себе не может».

С 1 января 2014 года вступило в силу новое федеральное отраслевое соглашение, в котором четко прописано, что заработная плата работников общественного транспорта должна быть почасовой. В этом случае водитель ПАЗика в Архангельске будет получать минимум 30 тысяч рублей в месяц, ЛиАЗа -  40 тысяч, кондуктор -  20 тысяч рублей. Сегодня заработать такие деньги, по словам Анны Ивахновой, можно только на «бойких» маршрутах, да и то трудясь сверхурочно и без выходных.

Председатель Архангельской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ольга НОГОВИЦИНА подчеркнула, что, несмотря на повышение тарифов на проезд в городском транспорте с 14 рублей в 2011 году до 18 рублей в 2013-м, заработная плата водителей и кондукторов даже на уровень инфляции за эти годы не была проиндексирована.

Единственный способ заработать — собрать на маршруте как можно больше пассажиров. В условиях высокой конкуренции среди «автобусников» подобный подход работодателей к оплате труда приводит к «гонкам за пассажирами», что, естественно, подвергает опасности жизни как самих пассажиров, так и других участников дорожного движения.

«Соблюдение федерального отраслевого соглашения позволит решить проблему безопасности и комфорта перевозок», – считает председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Александр САВКИН.

Впрочем, он признался, что радужных иллюзий не испытывает. Новая система оплаты туда предполагает, что серьезная сумма денежных средств из кармана работодателя будет переложена в карманы наемных сотрудников. А добровольно на такой шаг бизнес не пойдет. Если ввести повременную оплату труда, придется выровнять зарплату водителей и кондукторов как прибыльных, так и практически убыточных окраинных маршрутов.

Сами перевозчики заявили, что не намерены присоединяться к соглашению и сохранят сдельно-премиальную оплату труда. Профсоюзы, в свою очередь, пригрозили судом, напомнив, что только за 2013 год работники выиграли 60 судебных дел по выплате заработной платы и премий на общую сумму свыше 5 млн рублей.

По словам начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Архангельску Андрея СТОЛЯРОВА, ведомство двумя руками «за» меры, ведущие к снижению аварийности на дорогах, но и позиция  бизнеса ему понятна.

«Помнится, перевозчики уже пытались таким образом регулировать движение общественного транспорта в Архангельске. Не получилось. Работающие по правилам организации начали терять выручку, ведь нелегалов никто не отменял. Чтобы осуществлять пассажирские перевозки, достаточно получить лицензию. На линию при этом можно вывести неограниченное количество автобусов. Острая конкуренция в числе других факторов вынуждает перевозчиков любыми способами бороться за клиента. Так что для решения проблемы нужен комплексный подход», - уверен Андрей Столяров.

Позиция: проблему «гонок» оплата труда не решит

Позиция профсоюзных организаций вызывают у представителей транспортного сообщества немало обоснованных вопросов. Налицо явная попытка манипуляции общественным сознанием, когда с помощью громких «лозунгов и призывов» и даже угроз ставится задача не докопаться до сути проблемы качества в организации пассажирских перевозок, а лишь потешить свои собственные «политические» амбиции. Так считает председатель Ассоциации транспортников Архангельской области Александр СИТКОВ:

- Примечательно, что о главной причине повышенной аварийности, возникающей в результате пресловутых «гонок за пассажирами», - так называемых нелегальных перевозчиках – из участников пресс-конференции вспомнил лишь главный автоинспектор Архангельска. А ведь именно из-за «нелегалов» членам областной Ассоциации автотранспортников стало экономически невыгодно работать в рамках отраслевого тарифного соглашения.

Профессионалам совершенно понятно, что ни на местном, ни на региональном уровне проблему нелегальных перевозчиков не решить – для этого нужна воля федеральных законодателей. Относительно простое решение по полному и окончательному запрету «нелегалов» раз и навсегда оставит в прошлом историю с «гонками», ведь остальные перевозчики работают в соответствии с установленными муниципалитетами графиками движений. При отсутствии «пиратов с большой дороги», крадущих у них потенциальную выручку, с них можно будет спросить за качество перевозок.

Во всем мире сдельно-премиальная система оплаты труда признана более прогрессивной по сравнению с почасовой, и в большинстве предприятий – членов ассоциации за основу взята именно она. При этом постоянная часть составляет от 60 до 80% от всей заработной платы, а переменная используется в качестве важного мотивирующего инструмента.

Все мы прекрасно помним советские времена, когда в порядке вещей водители закрывали двери перед опаздывающими пассажирами, играли в карты на конечных остановках на то, кто первый поедет. Как правило, при этом одновременно собиралось сразу несколько автобусов, а пассажиры стояли на открытом воздухе и терпеливо ждали. Кстати, «рецидивы прошлого» в виде так называемой «итальянской забастовки» имели место не так давно и в одном из архангельских муниципальных предприятий: водители-«почасовики» формально присутствовали на работе, но выезжать в рейс при этом совершенно не спешили…

Проблем различного свойства в общественном транспорте Архангельской области (впрочем, как и всей страны) накопилось за последние годы больше, чем нужно. Решать их нужно путем переговоров и обсуждений на основе серьезных экономических расчетов. Ассоциация транспортников Архангельской области готова к конструктивному диалогу.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5