ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Тариф выживания: проезд в автобусах подорожает до 16 рублей


Мария РОГАТЫХ. Фото: Алексей Липницкий | 24.08.2012 09:06:10

Плата за проезд в общественном транспорте в Архангельске с 10 сентября повысится до 16 рублей. Теперь тариф станет единым — и на окраинных, и на центральных маршрутах. С решением коллегии регионального агентства по тарифам и ценам перевозчики не согласны. По их расчетам, экономически обоснованный тариф должен быть не менее 25 рублей.

Новый тариф  в Архангельске начнет действовать с 10 сентября. Повышение коснется только тех маршрутов, длина поездки по которым составляет менее шести километров, то есть проходящим по центру столицы Поморья. Стоимость проезда в общественном транспорте по окраинным территориям останется прежней — 16 рублей. Таким образом, плата  будет одинаковой на всех маршрутах.

Инициаторами повышения тарифов на регулярные автобусные перевозки в черте Архангельска выступили представители автотранспортных предприятий города. Они предлагали увеличить тариф до 25 рублей, объясняя это серьезными финансовыми издержками: ростом цен на топливо и расходов на жилищно-коммунальные услуги, необходимостью обновления автопарка, решения кадровой проблемы.

Однако, по мнению руководителя областного агентства по тарифам и ценам Виктора ИКОННИКОВА, повышение тарифов проблемы перевозчиков не решит. По его словам, для улучшения ситуации на рынке пассажирских автобусных перевозок необходимо в первую очередь улучшить эффективность управления автотранспортными предприятиями и повысить качество оказываемых услуг, что создаст здоровую конкуренцию нелегальным перевозчикам.

«Мы понимаем непростое положение автотранспортных предприятий, но проблему нужно решать не только с помощью увеличения тарифов, но и эффективной организации перевозок. Средняя заполняемость городских автобусов сегодня составляет 16% при нормативе 32%. Нужно совместными усилиями наводить порядок в отрасли, тогда и экономика автотранспортных предприятий улучшится, и вопрос с тарифами не будет стоять так остро».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Виктор ДОРОНИН, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

— Мы подавали заявку на экономически обоснованный тариф — 21 рубль 70 копеек. С полученным тарифом в 16 рублей никаких существенных перемен в перевозке пассажиров общественного автомобильного транспорта ждать не приходится. Как ездили на «пазиках» и в толчее, так и будем ездить. И теперь полтора года повышения не будет точно. Хотя в следующем году по федеральному законодательству все машины надо оборудовать системой ГЛОНАСС и застраховать пассажиров. А ведь останется прежний «тариф выживания».

Изменить ситуацию помог бы экономически обоснованный тариф. В таком случае можно было бы требовать с перевозчиков перехода на автобусы большого класса и уменьшения количества машин, работающих на линии. Тогда  горожане заметили бы какие-то изменения в лучшую сторону.

Александр СУХОПАРОВ, экс-руководитель НП «Союз перевозчиков Северо-Запада»:

— Повышение тарифа до 16 рублей не улучшит ситуацию в сфере пассажирских перевозок. Есть такой показатель, как длина поездки одного пассажира. На сверхрентабельных маршрутах в центре города она составляет от 1,38 до 3 км. Протяженность маршрутов  – от 5,5 до 9 км. На среднерентабельных направлениях длина поездки одного пассажира составляет от 3 до 5 км, протяженность маршрутов – до 20 км. Убыточные направления – в основном на окраинах, где длина поездки составляет до 9,5 км, а протяженность маршрутов достигает 24,5 км.

Таким образом, в зависимости от маршрута один перевозчик может провезти пассажира 1,38 км, другой – 9,5 км.  Между тем стоимость одной поездки по городу является усредненной — тариф един для всех. Получается, что один автобус на высокодоходном маршруте из расчета «плата за одного пассажира за км» получает 10,14 рубля (14:1,38), а другой – 1,68 рубля (16:9,5). Другими словами, существующие правила способствуют обкрадыванию одними перевозчиками других и усиливают дисбаланс рентабельности одних и тех же услуг.

В прежние времена доходность была сбалансирована за счет того, что транспортники работали как на высокорентабельных, так и на убыточных маршрутах. К тому же нерентабельные направления пассажирских перевозок дотировались из муниципального бюджета.

Сейчас же складывается абсурдная ситуация. Не может один перевозчик работать на суперрентабельных маршрутах, а другой практически на убыточных. Для решения этой проблемы нужно менять структуру организации пассажирских перевозок, необходимо равномерное распределение маршрутов, предоставление каждому перевозчику равных прав и возможностей. Такую систему мы предлагали еще пять лет назад. И при ее реализации 14–16 рублей было бы достаточно для качественной организации перевозок.

Алексей РОДИН, член совета директоров группы компаний «АПАП-1» и «Автотехтранс»:

—    Ситуация в отрасли критическая. Сегодня на линию не выходит до 50 исправных автобусов из-за отсутствия водителей и кондукторов. Желающих идти на эту работу нет. Транспорт устарел, улучшение материально-технической базы требует колоссальных расходов, так что повышение тарифа на автобусные перевозки до 16 рублей ситуацию не изменит.

Вячеслав ШИРОКИЙ, депутат Архангельской городской Думы:

— В июле и августе автобусы приносят убытки по причине низкого пассажиропотока, а так как зарплаты водителей зависят от выручки, то и работать летом они не хотят.  Такая же ситуация и с кондукторами. Профессия водителя автобуса не является престижной по причине низкой оплаты и очень большой нервозности. В настоящее время водителями автобусов работают молодые и неопытные ребята, а многие профессионалы сменили автобус на другие транспортные средства. Поверьте, предложений для хороших водителей хватает: и с более спокойным режимом, и с большей зарплатой.      





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5