ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Суэцкому каналу Севморпуть не конкурент?


Андрей САХАРОВ | 08.11.2013 02:43:25

У международного сообщества есть интерес к Северному морскому пути (СМП), однако он рассчитан главным образом на транзит углеводородов. А перспективы Архангельской области по освоению Арктики связаны исключительно с транзитом грузов для строительства транспортной инфраструктуры СМП.  Эти выводы можно сделать по итогам прошедшего в Архангельске международного форума «Арктические проекты – сегодня и завтра».

Еще совсем недавно, в начале «нулевых», власти России активно муссировали в СМИ тезис о необходимости сворачивания любого широкого присутствия на «северах» и полного перехода на освоение арктических широт вахтовым методом. Но упор на сырьевую экономику,  таяние льдов и международные факторы  заставили федеральный центр пересмотреть свое отношение к  Арктике. Сегодня ее развитие – это политический тренд России.  А использование Северного морского пути (СМП) в качестве альтернативы облюбованному пиратами и проходящему через бурлящие от военных конфликтов широты южного торгового маршрута через Суэцкий канал обсуждается во всем мире.

Однако говорить о том, что в ближайшие десятилетия СМП составит  конкуренцию южному трафику, не приходится. Пока объемы грузовых перевозок в Арктике не достигли даже исторического рекорда, зафиксированного в 80-х годах прошлого века, - 7 млн  тонн.

По словам участника конференции, президента-научного руководителя ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» Всеволода ПЕРЕСЫПКИНА, международный транзит грузов по СМП в  2011 году составил 800 тысяч тонн, в 2012  – 1,3 млн тонн, в 2013 – 1,2 млн тонн.  А с учетом внутрироссийского трафика в текущем году было перевезено меньше 4 млн тонн грузов.

«Но интерес к Севморпути есть, – считает Пересыпкин. – В минувшую летнюю навигацию из Норвегии в Японию в сопровождении двух атомных ледоколов прошел танкер с 135 тысячами кубометров сжиженного газа – это рекорд трассы. Из Южной Кореи в Европу отправляется керосин, а обратно газоконденсат. Началась доставка по СМП рыбы с Дальнего Востока в Питер».

По словам вице-президента партнерства «Севморпуть» Владимира МИХАЙЛИЧЕНКО,  из Китая и Канады началась перевозка угля в Европу. По прогнозам экспертов,  можно ожидать  транспортировку  удобрений с Кольского полуострова и цветных металлов из Норильска, а в обратном направлении  – китайских карбамидов и камчатской медно-никелевой руды. 

«В целом совокупный объем ежегодных перевозок по СМП может составить в 2020-2025 годах 60-65 млн тонн», - заявил Пересыпкин. Он считает, что грузопоток через Арктику будет не больше 10-15% от объемов торгового пути через Суэц.  И главным образом по  СМП пойдет международный транзит углеводородного сырья.  С этим мнением согласно и федеральное правительство.

«К 2030 году, по данным независимых экспертов, доля альтернативной энергетики в мировом балансе составит  14%, поэтому нефть и газ по-прежнему  будут востребованы», – заявила  референт департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Мария РЫКУНОВА

Однако Архангельск находится вне арктического международного трафика углеводородов, поэтому области не приходится рассчитывать на экономические дивиденды от курсирования грузовых судов из Азии в Европу и обратно.

Но кроме всего прочего СМП решает задачи внутреннего развития страны. Для освоения добычи углеводородов на шельфе, обслуживания СМП, транспортировки сырья из внутренних районов России необходимо развитие заброшенных арктических портов и строительство нового ледокольного флота. Об этом напомнил директор ГКЦ «Гекон», член научного совета при Совбезе РФ Михаил ГРИГОРЬЕВ. Пока же в Арктике полноценным портом можно назвать лишь поселок Сабетта. Более того, до сих пор у России в Арктике нет морских буровых установок.  Нет космических спутников, заточенных под Север, поэтому наши ученые пользуются иностранными ресурсами.  Нет ясного видения  промышленных потребностей добывающих компаний.

«Вот так Россия принимает участие в освоении Арктики», – с иронией констатировал  Григорьев.

Как заявил заместитель директора ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» Александр ДАНИЛОВ, «инициативы бизнеса в развитии Арктики сегодня опережают инициативы исполнительной власти».   Тот же порт  в Сабетте отстроен ОАО «Новатэк» в рамках проекта «Ямал СПГ». Неплохими  темпами идет обновление грузового флота ледового класса частных компаний.

А ведь, по прогнозам многих российских ученых, полоса потепления в Арктике в 2020 году закончится. «Это надо учитывать в государственном планировании, - заявил Данилов. –  Угрозы природного характера осложняют и будут осложнять покорение полярных широт».

России надо поспешить в реализации своих арктических планов.  Как считает Всеволод Пересыпкин, для этого необходимо разработать программу развития  арктических портов. Он поддержал строительство перспективного глубоководного порта с грузовым терминалом в Архангельске и железнодорожной магистрали «Белкомур».  Пересыпкин считает, что возможности порта понадобятся для налаживания инфраструктуры обслуживания грузопотоков в Арктике и добычи углеводородов на шельфе.

В свою очередь замминистра экономразвития и конкурентной политики Александр ПОЛУДНИЦИН подтвердил, что в регионе есть инфраструктура и все предпосылки для того, чтобы стать трамплином для развития Арктики.  Например, сформирован кластер поставщиков и подрядчиков для осуществления нефтегазовых проектов в Арктике и созданы законодательные условия для эффективного и безопасного инвестирования в экономику.

Но из какой кубышки кризисная Россия возьмет деньги на строительство того же глубоководного района порта в Архангельске или «Белкомура»,  никто не объяснил. Правда, Всеволод  Пересыпкин напомнил, что в госстратегии развития Арктики заложен принцип обязательности финансирования проектов по ее освоению вне зависимости от текущей экономической ситуации в стране.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5