ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Мнение: нужно спасать общественный транспорт в Архангельске, пока не поздно


Алексей НОВИКОВ (по материалам Ассоциации автотранспортников Архангельской области) | 16.08.2013 07:34:37

Как известно, медицина помимо основной деятельности подарила миру немало забавных, остроумных и при этом очень актуальных афоризмов. Один из них, касающийся качества диагностики заболеваний, звучит так: «патологоанатом – лучший диагност». Если абстрагироваться от лечебного процесса, то универсальность данного афоризма легко подтвердить, например, на печальном опыте одного из крупнейших в регионе автотранспортных предприятий - ОАО «Северодвинское ПАТП».

Несмотря на проведённое лечение…

Цитата из решения Арбитражного суда Архангельской области в отношении  этого предприятия, которая объясняет причины его банкротства, звучит практически как летальный диагноз: «…На 19 июля 2013 года задолженность по заработной плате на предприятии составила 21 млн 370 тыс. рублей. Причина долгов – убытки, связанные с бесплатным перевозом льготных категорий граждан, конкуренция с частными перевозчиками, изношенный автопарк, рост цен на топливо, увеличение коммунальных и эксплуатационных платежей».

Сухая официальная констатация фактов, словно углубленное медицинское обследование, по пунктам разбирает причины, приведшие «гордость автотранспортного цеха области» - Северодвинское ПАТП -  к гибели. Впрочем, если посмотреть, что называется, в корень проблемы, то  практически все  вышеперечисленные причины  являются следствием одного явления – пренебрежения элементарными законами экономики. Еще точнее - предприятие погубила работа  на протяжении нескольких лет по экономически необоснованным, заниженным тарифам при отсутствии адекватных дотаций из муниципального бюджета.

Нужно заметить, что негативные тенденции навалились на ПАТП не одномоментно, а накапливались  годами, и у руководства было время для принятия контрмер. Кроме того, в памяти  ответственных за экономику и города, и региона еще должны были бы сохраниться относительно недавние истории банкротства и ликвидации электрического транспорта в областном центре – там все происходило ровно по той же схеме.

Однако, как известно, чужой опыт и чужие ошибки в нашей стране никого не учат  - все ждут собственных «шишек»…

Общий тариф – общие беды

Примечательно, что практически все последние годы стоимость проезда в северодвинских автобусах была хоть на рубль, но дороже, чем в областном центре или других муниципальных образованиях региона. И хотя средняя длина маршрута в Северодвинске значительно меньше, чем, например, в Архангельске, даже эти меры не удержали предприятие «на плаву».

Как городской администрации удавалось постоянно «решать» вопрос повышения тарифов в отдельно взятом городе, доподлинно не известно, но в то же самое время и экспертные заключения, и экономические расчеты Ассоциации транспортников Архангельской области, говорящие о необходимости пересмотра тарифов по всей территории региона, оставались без внимания. А ведь проблемы-то в «транспортном цехе» региона были и остаются общими. Естественно, что в равной мере поразили все транспортное сообщество и кризисные явления…

Так, по разным оценкам, количество единиц общественного транспорта  в столице Поморья по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 10-15%, а 26 предпринимателей-перевозчиков, каждый из которых эксплуатировал от 1 до 40 автобусов, и вовсе прекратили деятельность. Причины очевидны: необоснованно низкий тариф не учитывает постоянно возрастающие накладные и эксплуатационные расходы. Как следствие – автобусы приходят в негодность намного раньше предельного эксплуатационного срока, указанного заводом-изготовителем. Понятно, что денег на замену парка в таких условиях у предпринимателей просто-напросто нет, не говоря уже про переход на более комфортабельные виды автобусов большой вместимости.

Еще одна причина – настоящий кадровый голод, поразивший сферу общественного транспорта. Конечно, на фоне сообщений о постоянно закрывающихся промышленных предприятиях это выглядит, прямо скажем, необычно. Однако нужно учитывать, что далеко не каждый человек возьмет на себя ответственность за жизнь десятков пассажиров и пойдет работать водителем автобуса. Особенно если за тяжелый и напряженный труд там платят около 15 тысяч рублей, а, например, зарплата каменщика начинается от 60 тысяч…

Более-менее крупные компании еще как-то выкручиваются, оптимизируя, в частности, расходы по содержанию производственной ремонтной базы. Владельцам же одного-двух автобусов приходится по-настоящему выживать. Впрочем, есть из этого правила и исключения. С одной лишь оговоркой: работать приходится нелегально.

«Пиратам» закон не писан

Нужно заметить, что так называемые «нелегальные» перевозчики появились благодаря несовершенству федеральных законов о предпринимательстве. Дав двадцать лет тому назад свободу частной экономической инициативе, законодатели «забыли» о том, что ряд отраслей экономики, в том числе перевозки пассажиров, должны быть под пристальным контролем государственных органов. Иначе под угрозой оказываются жизнь и здоровье людей.

Появляясь только в самые пиковые часы и лишь на наиболее «денежных» маршрутах, эти «пираты больших дорог» устраивают настоящие гонки за пассажирами и хаос на дорогах. При этом о безопасности пассажиров никто из них и не вспоминает, налоги в городской бюджет практически не платятся, а перевозчики, работающие по официальным договорам на тех же маршрутах, несут серьезные убытки.

Кстати, борьба с этим уродливым по сути и губительным для экономики легальных предприятий явлением не ограничивается территорией Архангельской области – в разных регионах проводятся рейды, ставятся административные барьеры, правда, к особым успехам это до сих пор не привело.  Жители Поморья помнят еще «миллионные штрафы», которыми прежний губернатор пугал «нелегальных» перевозчиков. Но дальше шума в прессе дело так и не пошло…

Новая команда управленцев заняла в этом вопросе совершенно уникальную позицию – отменила в апреле 2012 года часть наиболее актуальных статей областного закона «Об административных правонарушениях», обеспечивающих  безопасность пассажиров.

С тех пор даже такой важный документ, как договор с муниципалитетами на оказание услуг по перевозке пассажиров,  «нелегалам» оказался не нужен. Уместно ли в таких условиях говорить о безопасности – большой вопрос…

В ожидании настоящего закона

Совершенно очевидно, что менять принципиальные подходы необходимо с изменения федеральных законов, поскольку какие бы «прогрессивные» инициативы ни предлагали на местах, они не могут быть главнее  российских законов, и любой суд легко сможет их оспорить.

Первой ласточкой -  и, что очень важно, принятой  уже в этом году, - может стать новая методика расчетов тарифов на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном общественном транспорте. По мнению заместителя министра транспорта Николая АСАУЛА, которое опубликовала правительственная «Российская газета», речь идет о кардинальных изменениях в этой сфере. В министерстве наконец-то поняли, что на протяжении многих лет тарифы на пассажирские перевозки устанавливались  существенно ниже их фактической стоимости, а возникающая разница не компенсировалась перевозчикам в полном объеме.

«Мы рекомендуем, чтобы регионы выставляли на конкурс не право работы на одном маршруте и собирания денег с пассажиров, а транспортную работу. Деньги с пассажиров при этом должны идти в городской бюджет. Речь будет идти о заключении контракта с перевозчиком по госзаказу на конкретную маршрутную сеть. Новый порядок позволит регионам ввести единую карту для проезда по всем маршрутам. Деньги за проезд будут поступать в местный бюджет, который и заплатит компании за обслуживание маршрута. Это позволит перераспределять маршрутную сеть для удобства пассажиров», - отметил заместитель министра.

Казалось бы, и пассажирам, и перевозчикам после такого сообщения уже можно начинать радоваться, ведь «процесс пошел», причем с самого верха. Однако все мы прекрасно знаем, что в жизни между разговорами о необходимости новых законодательных инициатив и реальной практикой применения новых методик и расчетов может пройти довольно длительный период. А в это время под угрозой окончательного распада находится и транспортная отрасль региона в целом, и – что не менее важно - безопасность жизни и здоровья пассажиров и водителей. Поэтому откладывать комплексное решение проблем, стоящих перед общественным транспортом, далее просто невозможно.

Контекст

Выставлять на конкурс нужно не право обслуживать один из маршрутов и собирать деньги с пассажиров, а непосредственно транспортную работу. Речь будет идти о заключении контракта с перевозчиком по госзаказу на конкретную маршрутную сеть. Новый порядок позволит регионам ввести единую карту для проезда по всем маршрутам. Деньги за проезд будут поступать в местный бюджет, который и заплатит компании за обслуживание маршрута.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5