ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Костыли Белкомура


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 17.01.2016 01:58:00
Костыли Белкомура

У меня в столе лежит никелированный костыль с надписью: «Арх. ф. ОАО МК «Белкомур». Не медицинский инвентарь, а такой большущий гвоздь, которым рельсы крепят к деревянным шпалам. Его мне презентовал Владимир Федотов, директор Архангельского филиала ОАО «Белкомур» в конце 90-х годов, во время очередной гальванизации проекта с многолетней историей. Тогда на бюджетные деньги Республики Коми построили несколько километров железнодорожного пути от Карпогор в сторону Вендинги. На том, правда, всё и закончилось.

Сейчас о проекте «Белкомур» заговорили снова. В сентябре 2015 года СМИ сообщили, что в ходе визита Президента России Владимира Путина и Вячеслава Гайзера (в прошлом главы Республики Коми, ныне коррупционера) в Китай достигнута договоренность между РФ и КНР о совместной реализации этого проекта.

Наш губернатор тоже там был, поэтому проект «Белкомур» вновь считается главным инвестиционным проектом Архангельской области на ближайшее время. Китайцы на Севере уже строили. На их счету железная дорога на Мурманск, проложенная за счет государева бюджета в 1916 году. Построили они на деньги Антанты в 1915 году и железную дорогу от Жаровихи до Экономии. По насыпи, ими тогда сделанной, сейчас идет автомобильная объездная дорога. Заметили, какая она прямая, хотя и объездная?!

Так что опыт строительства железных дорог с помощью китайцев у нас есть. Но за российские бюджетные деньги или на средства иностранных военных бюджетов. Был, правда, случай: построил Савва Мамонтов частную узкоколейную железную дорогу от Вологды до Архангельска, но разорился и был упрятан родственниками под медицинский присмотр, дабы подобными прожектами более не занимался. Построенную дорогу родственники предпринимателя сумели «впарить» казне в 1900 году, и на этом частные инвестиции в железнодорожное строительство на Севере закончились.

Подробно о финансовых источниках строительства железных дорог в прошлом я пишу специально, поскольку сейчас речь идет именно об инвестиционном проекте, да еще за счет китайцев! А им деньги надо будет возвращать. Где брать будем?

Нам говорят, что всё окупит новый «Шелковый путь» из Китая в Европу, в том числе через Белкомур. Что-то не срастается… Перевезти морем через Суэцкий канал 20-футовый контейнер из Шанхая в Санкт-Петербург российские логистические компании берутся за 1200 долларов США, а по железной дороге через Владивосток - за 3300 тех же долларов.

Еще я слышал, что построенную дорогу может выкупить государство, как у Саввы Мамонтова. Но таких примеров в истории современной России нет. Да и стоимость 712 километров новой железной дороги, как было посчитано в 2011 году, - более 20 миллиардов долларов США.

Существует и третий вариант: частно-государственное партнерство, где частной стороной выступает совместное российско-китайское предприятие с участием ОАО «РЖД». Но если у китайской стороны деньги, может быть, есть, то у российской пока не проглядываются. Само ОАО «РЖД» имеет годовую балансовую прибыль около 20 млрд рублей, а чистую – менее 9 млрд рублей. Инвестиционные деньги РЖД - это в основном бюджетные средства РФ, в том числе средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) (до 90 млрд из 390 млрд рублей в 2015 году). На 2016-й в инвестпрограмме компании денег ФНБ нет, в будущем их также не предвидится в связи с прогнозируемым исчерпанием фонда в этом году.

В актуализированном в 2013-м документе под названием «Генеральная схема развития железных дорог на период до 2020 года» Белкомур отсутствует, поэтому ОАО «РЖД» вряд ли станет соинвестором строительства или покупателем построенной железной дороги от Перми до Архангельска. Как же китайцы деньги-то «отобьют»? Может, я, неразумный, чего-то не знаю, не понимаю?

Может, и не понимаю, но примерно так же об инвестициях как об экономической категории думает, надеюсь, большинство читателей «БК». Инвестиции должны «отбиваться», иначе это благотворительность или глупость. О склонности к благотворительности китайцев я не слыхал, а о том, что они люди умные и осторожные, наслышан. Поэтому плохо верится в возможность какого-то возрождения Белкомура, пока нет реальных расчетов, подтверждающих прибыльность этого проекта в адекватные сроки или информации о начале государственного бюджетного финансирования строительства. Например, о включении проекта в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» федеральной программы «Развитие транспортной системы России».

До той поры остается только коллекционировать костыли Белкомура…





Возврат к списку

0
Сергей_Архангельск
Надо бы конечно побыстрей поворачиваться с документацией по Белкомуру, а то кризис уже международный маячит. Опять всё могут отложить до лучших времён. А так подходящий вариант для кризиса - инфраструктурны й проект, да ещё такой масштабный. Ударим по кризису инфраструктурны ми проектами - мировая классика в экономике. Может и будет, когда-то в будущем, поезд Архангельск - Пекин или Beijing как по международному чаще называют. Железнодорожник и уже вроде подготовились к этому, все таблички и указатели на вокзале, в Архангельске, на английском языке продублировали.
Имя Цитировать 0
0
Plav
Пора перестать обманывать себя и народ - Глубоководный порт в 55 км от ж.д. никто из ответст-венных людей строить не будет. Он не конкурент Мурманску. Все грузы с Урала уйдут в Мур-манск. Инвесторов нет. Китайцы могут на кабальных условиях дать кредит и вывезти сырье по дешевке. Росморпорт не согласует строительство самого дорогого глубоководного порта, пока не будут загружены имеющиеся портовые мощности.
Имя Цитировать 0
0
Sergei
Согласен что в нынешнем виде порт Архангельска не конкурент Мурманску,однак о в том то все и дело что мощности Мурманска и того же Санкт-Петербурга загружены, поэтому будет дорога будет построен и новый порт в районе Мудъюга.
Имя Цитировать 0
0
Plav
Построить новый глубоководный участок порта в Мурманске дешевле чем 55 км ж.д, и автодорогу, поселок на 30 тыс. жителей и порт с ноля у Мудьюга, который будет замерзать и потребует ледокольной проводки судов.
Имя Цитировать 0
0
Sergei
Хотелось бы также добавить что не только сами порты загружены, но и подходы к ним (ж/д и авто дороги), хоть десять дорог строй с Урала/Сибири на Европейскую часть страны, сливаться все они будут в одну в Мурманской/или Лен. областях, см. карту. Поэтому Архангельск для грузов с Азиатской части страны, может быть все же предпочтительне е, и транспортное плече короче и "подходы" не загружены. По ледокольной проводке, пример хотелось бы привести порты той же Лен. области, которые имеют схожую с Архангельскими ледовую ситуацию, и востребованы на все сто!
Имя Цитировать 0
0
Plav
Балтийский порт Усть-Луга в 2015 г увеличил мощность на 12 млн.т и грузооборот достиг 87 млн.т, а к 2020 г составит 180 млн.т. Ж.д. подходы не будут сдерживать рост. Если понадобится инвесторы-грузоотправител и построят 2-е, 3-и и 4-е главные пути. Там грузоотправител и сами строят терминалы, а не китайцев зовут.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5