ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

К Архангельску не подплыть


Татьяна ПОТАПОВА | 23.03.2012 03:06:28

В рамках проекта «Северный морской коридор» с севера Норвегии до Мурманска курсируют контейнерные суда. Первоначально пробные контейнер-туры предполагалось продлить до порта Архангельск, но высокие транспортные издержки и слабо развитая инфраструктура заставили европейских перевозчиков отказаться от этой идеи.

Основной задачей проекта «Северный морской коридор» (СМК) является развитие судоходства вдоль побережья Норвегии в Россию и далее - по Северному морскому пути. Транспортная схема может стать хорошей альтернативой портам Финского залива в Балтийском море. А с ростом добычи нефти и газа на шельфе и побережьях Арктики потребность в подобных перевозках будет только возрастать.

Изначально в проект СМК должны были войти как мурманский, так архангельский порт. Однако в настоящее время активно с участниками проекта взаимодействует только порт Мурманск. Он выгоднее расположен, успешнее работает и имеет больше возможностей для расширения, так в один голос говорят эксперты. В то время как Архангельск - замерзающий порт, и к тому же расположен дальше от европейских портов. Не добавляют привлекательности и высокие (из-за большой протяженности морского и речного судоходных каналов) портовые, ледокольные и прочие сборы, а также малые глубины у причалов, ограничивающие вход для судов большой грузоподъемности.

«Сегодня Архангельск остается самым дорогим портом в мире, - выступая с публичной лекцией в Северном Арктическом федеральном университете, заявил координатор проекта «Северный морской коридор» Владимир ХАРЛОВ. - Дноуглубительные работы не ведутся. Министерство транспорта говорит, что окажет поддержку порту, если будет грузопоток». Но здесь следствия опять упираются в причины.

Решить проблему предполагалось строительством глубоководного района порта. Однако целесообразность проекта при 30% загрузке существующих мощностей, по словам Владимира Харлова, пока неочевидна и иностранным партнерам. К тому же, развитие судоходства по Северному морскому коридору требует создания соответствующей инфраструктуры не только в самих портах, но и на подходах к ним. И у Архангельской, и у Мурманской областей сегодня нет полноценных транспортных узлов, так что в этом отношении условия работы в обоих портах, как заявил Харлов, примерно одинаковы.

В настоящее время, отмечает эксперт, у Европы в рамках реализации проекта «Северный морской коридор» остается несколько принципиальных вопросов к российской стороне. Первый: упростит ли Россия режим коммерческого мореплавания. «Существующая разрешительная система крайне обременительна для бизнеса. В Архангельском порту есть проблемы и с прохождением таможни: вместо трех дней 20», – отмечает Владимир Харлов.

Другой немаловажный вопрос, без решения которого невозможно развитие мореплавания по северному морскому пути, - снижение затрат на ледокольную проводку. К примеру, Канада осуществляет ледокольную проводку судов бесплатно, для этого из бюджета выделяются значительные средства. Для России данный вопрос остается предметом жесткой дискуссии. Впрочем, как и проблема обновления ледокольного флота. «Российские ледоколы не отвечают потребностям сегодняшнего дня, - отмечает Харлов. -  Танкеры, используемые для транспортировки углеводородного сырья, значительно шире, а значит, необходимы и ледокольные суда другого класса и поколения».

Для Архангельской области благоприятную роль в развитии проекта СМК может сыграть тот факт, что на территории региона есть «Севмаш». По мнению эксперта, дополнительная капитализация «Севмаша» позволит организовать производство металлоконструкций и быструю, легкую доставку на место строительства нефтедобывающих предприятий.

Но это лишь дополнительные возможности. Пока же, считает Владимир Харлов, самые благоприятные перспективы для развития Архангельского порта связаны с наращиванием не грузового, а  туристического потока. Соловки, Новая земля, Арктика, да и сам Архангельск остаются крайне интересными для туристов. Однако здесь опять встает пресловутый вопрос отсутствия надлежащей инфраструктуры.

Большие океанские лайнеры с иностранными туристами вынуждены швартоваться в грузовом порту Экономия. А в 2012 году могут быть лишены возможности подходить к морскому речному вокзалу, где с реки открывается красивая панорама города. На причале МРВ в Архангельске не выполнены требования ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которым для приема туристов порт должен быть соответствующим образом оборудован. Несколько лет контролирующие органы шли навстречу и ограничивались мерами временного характера, тем более, что к вокзалу подходило не более одного-двух круизных лайнеров в год. В этом году есть вероятность, что судам  такого класса будет отказано в швартовке.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5