ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Проект по правилам и без...


Анна БЕЛЯЕВА | 21.05.2010 05:25:05

В 2009 году областное управление госэкспертизы выдало 273 заключения на проекты в сфере гражданского и промышленного строительства. На 100 из них были выданы отрицательные заключения или рекомендации по устранению недочетов. Иногда замечания и необходимость прохождения повторной экспертизы воспринимаются специалистами проектных организаций как административные барьеры. Но во многих случаях этого можно избежать, если учитывать требования федерального законодательства. А в последнее время в нем произошло немало изменений.

В числе новшеств  – Федеральный закон №261, в котором идет речь об энергосбережении и повышении энергоэффективности, СНиП 31-06-2009, где предъявляются новые требования к общественным зданиям и сооружениям, и, наконец, самый непростой для реализации закон - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Регламент прежде всего

Как пояснил директор управления госэкспертизы по Архангельской области Валерий ХУДЯКОВ, техрегламент объединил ключевые позиции действовавших ранее десятков нормативно-правовых актов в сфере пожарной безопасности. Его требования обязательны к исполнению, ведь техрегламент имеет статус федерального закона. А вот нормы принятого в его развитие (своды правил) можно выполнять или предусматривать компенсирующие мероприятия, подтвердив их расчетом рисков.
Несмотря на то, что техрегламент действует с мая 2009 года, для многих изменения в законодательстве по сей день являются «открытием» либо вызывают недоумение. Порой это приводит к ошибкам при разработке проектной документации. Предположим, на заводе 1970 года постройки необходимо выполнить реконструкцию цеха в связи с установкой новой технологической линии. Здание соответствует нормам и правилам пожбезопасности, которые действовали на момент его постройки. А сейчас придется выполнить массу новых мероприятий, в том числе очень затратных. Например, обеспечить огнезащиту строительных конструкций. Безопасность выливается в миллионные затраты, заказчик недоволен. Представители проектных организаций сталкивались и с примерами, когда стоимость объекта реконструкции меньше, чем комплекс мероприятий по приведению здания в соответствие с пожарными нормами.
«Но в этом и заключается применение закона, - говорит Валерий Худяков. - Заказчик должен понимать, что нормы законов и правил распространяются не только на объекты нового строительства, но и реконструкции, капремонта и так далее».
Капитальные сооружения, поясняет руководитель учреждения, считаются объектами повышенной опасности. Как автомобиль: попробуйте внести в его конструкцию изменения, которые не соответствуют заводским параметрам. Это запрещено. То же касается зданий.
Вместе с тем и в техрегламенте есть «белые пятна». Дело в том, что его требования распространяются на объекты капремонта, реконструкции, строительства. А как быть с эксплуатируемыми сооружениями? Формулировка в законе расплывчата: дополнительные мероприятия нужны, если есть угроза жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Эту позицию необходимо уточнить, считает Валерий Худяков, чтобы избежать ее свободного толкования.

Правила спасения

СНиП 31-06-2009 в числе прочего касается доступа к объектам социальной и жилой инфраструктуры маломобильных групп населения. Он, в частности, конкретизировал мероприятия по спасению инвалидов при пожаре. Так, лифты в случае чрезвычайных ситуаций блокируются, а по обычной лестнице инвалид-колясочник спуститься не может. Поэтому на объектах должны обустраиваться пожаробезопасные зоны: выходы на балконы, лоджии или тамбуры вблизи путей коммуникации, где при возникновении пожара создается подпор воздуха и куда не может проникнуть дым или огонь.
Новый документ имеет и ряд недостатков, пояснил Валерий Худяков. Так, для общеобразовательных учреждений нормативная высота помещения увеличена с 3,0 до 3,6 метра. То есть фактически на существующих типовых проектах школ и детсадов можно поставить крест и разрабатывать новые.
Но главное - некоторые положения СНиПа в части пожарной безопасности противоречат не только своду правил, но и техрегламенту. Как действовать в этом случае проектировщикам? По мнению руководства госэкспертизы, следовать в этом случае надо вышестоящему по рангу закону и сводам правил, разработанных в целях реализации его положений. Пока законодатели не приведут нормативно-правовые акты в соответствующий вид.

По закону сбережения энергии

Как показывает практика, для многих специалистов проектных организаций в новинку требования законодательных актов, касающиеся энергосбережения. Нормы соответствующего федерального закона будут вступать в силу поэтапно. Но уже сейчас в составе документации к каждому проекту должен присутствовать раздел, касающийся энергоэффективности.
Как пояснил Валерий Худяков, прежде при строительстве и реконструкции объектов руководствовались основными требованиями энегоэффективности: утепление стен, перекрытий, установка окон соответствующего класса теплозащиты, домовых приборов учета теплоэнергии. Однако было непонятно, как поступать при капремонте, поэтому вместо кардинальных изменений, как правило, коммунальное оборудование (радиаторы и прочее) менялось на аналогичное.
Сейчас, продолжил руководитель, закон запретил делать капремонт без соблюдения новых требований энергоэффективности. А с января 2012 года и вовсе не будет допускаться ввод в эксплуатацию не соответствующих им зданий и сооружений. Заказчикам и специалистам – теплотехникам проектных организаций самое время задуматься, как, например, обеспечить квартиры индивидуальными приборами учета теплоэнергии. Ведь объекты, которые проектируются сейчас, будут как раз сдаваться после 2012 года.

За чей счет проект?

Несмотря на кризис, работы у проектировщиков региона в целом меньше не стало. Однако спрос на их услуги сместился в сторону госзаказа, - коммерческий сектор сократился в 3-4 раза. Особенно ярко эта тенденция проявилась в области гражданского строительства.
Многие регионы не избежали в сложный период «наплыва» иногородних компаний. Однако архангельским проектировщикам удается достойно выдерживать конкуренцию. Так, по мнению Валерий Худякова, тот факт, что из 273 проектов почти две трети в итоге получили положительное заключение госэкспертизы, в том числе 102 проекта с первого раза, уже свидетельствует о том, что основная часть проектных организаций региона обладает высококвалифицированными специалистами, способными на высоком уровне решать поставленные перед ними задачи.  И хоть срок прохождения госэкспертизы регламентирован, часто он зависит и от качества проекта.
«Практически по каждому объекту мы даем возможность исправить вынесенные замечания – а без них не обходится ни один документ – в сроки, установленные для проведения госэкспертизы. Если проектировщики делают это быстро и качественно, необходимость платить за повторную госэкспертизу пропадает», - говорит Валерий Худяков. Исключение - проекты низкого качества, где бесполезно вносить корректировки и надо все переделывать заново.
Сейчас на уровне Федерации обсуждается возможность сокращения сроков проведения экспертизы. Для заказчиков (последние годы это звено чаще всего проводит госэкспертизу, хотя, по мнению экспертов, это не совсем правильно) и проектировщиков это, казалось бы, хорошо. Тем более что по ряду объектов нужно несколько экспертиз. А на уровне областной СРО проектировщиков даже обсуждается идея выработки единого регламента согласования проектной документации, рассказал «Бизнес-классу» генеральный директор архитектурно-строительной компании «Капитель» Андрей САЛТЫКОВ.
«В регламенте должны быть четко сформулированы сроки проведения согласований с контролирующими и надзорными органами, владельцами сетей, порядок предоставления и объем проектной документации», - подчеркивает эксперт.
Разработку регламента по согласованиям будет проводить областная власть с учетом мнения рабочей группы, сформированной на базе региональных саморегулируемых организаций проектировщиков и строителей. Выработка регламента значительно ускорит процесс выдачи готового проекта заказчику, а в перспективе сокращение сроков и четкое регламентирование процедур согласования положительно отразится и на инвестиционном климате региона, уточняет Андрей Салтыков.
Что касается госэкспертизы, то при серьезном сокращении сроков на исправление недочетов будет оставаться меньше времени. Значит, больше проектов отправится на повторную проверку.
Кстати, кризис сделал очень актуальным вопрос – за чей счет должна проводиться госэкспертиза. По словам Андрея Салтыкова, есть факты, когда ее стоимость не включена дополнительно в цену тендера, но заказчики обязывают проектантов оплачивать работу экспертов из собственного кармана. По мнению Валерия Худякова, это неправильно, и проектировщикам необходимо заранее тщательно изучать конкурсную документацию.
Другое дело, если речь идет о повторной госэкспертизе. Если необходимость в ее прохождении возникла из-за некачественной работы проектной организации, именно ей и стоит взять на себя дополнительные расходы, заключил Валерий Худяков.

P.S. СРО «Союз профессиональных строителей» и «Союз проектировщиков» приглашают представителей проектных организаций региона на «круглый стол» с директором управления госэкспертизы по Архангельской области Валерием Худяковым по теме «Обзор наиболее типичных ошибок, имеющих влияние на конечный результат проектирования, допускаемых на стадии инженерных изысканий, технического обследования зданий и сооружений, при проектировании генерального плана и объемно-планировочных решений зданий». Встреча состоится 28 мая в 11.00 в зале заседаний Архангельской областной избирательной комиссии (пл. Ленина, 1, 2 этаж). Вопросы для В.Г. Худякова можно отправить заранее по e-mail: irina.koryakina@sps29.ru.

Просьба сообщить о своем участии по тел. (8182) 21-29-21. Контактное лицо – Ирина Корякина.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5