ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Кто строит песочные замки и причем тут депутат Пеунков?


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 30.08.2013 06:30:02

Песок и песчано-гравийные смеси (ПГС), так необходимые при строительстве, на рынке Архангельской области реализуются в пределах 300 рублей за куб. Все, что дешевле, может свидетельствовать о нелегальной добыче. В прошлом году стоимость поднималась еще выше и, как правило, у всех поставщиков она была примерно одинакова. Сговор или нет, доказать трудно, но говорят, что после ареста Алексея ПЕУНКОВА песок немного подешевел.

Напомним, депутата облсобрания подозревают в создании организованной преступной группы, которая, по версии следственных органов, в 2010-2012 гг. пыталась монополизировать рынок строительного песка и принуждала предпринимателей под угрозой физической расправы заключать сделки только с подконтрольными преступному сообществу компаниями.

В рамках уголовного дела выявлено несколько эпизодов: свои показания дали четыре предпринимателя. Юридические лица «песочной» монополии, естественно, не называются. Определить аффилированность различных компаний  - и держателей лицензий, и простых «сбытчиков» до завершения уголовного дела способен разве что штаб Навального. Тем не менее основные позиции компаний в этой сфере не засекречены.

Рынок песка в Архангельской области еще несколько лет назад отличался неразвитой конкуренцией. По данным Архангельского УФАС, в 2006-2007 гг. добычей занималось всего шесть предприятий: львиная доля принадлежала ООО «Архей» (Плесецкий район) и ОАО «Архангельский речной порт» (его владельца Романа Разманова застрелили  весной 2013 г.).

Доля «Архея» в 2007 году в общем объеме добычи снизилась с 49% до 22%, по отгрузке - с 52% до 28%. Архречпорт, напротив, наращивал объем производства и реализации: продажи возросли до 47%.

Сейчас Архречпорт — самое обеспеченное предприятие по запасам песка и ПГС в Архангельской области.  По данным регионального агентства природных ресурсов и экологии, компания имеет пять лицензий на добычу, общие запасы месторождений оцениваются в 50 млн кубометров (такой объем отчасти объясняется тем, что карьеры являются восполняемыми за счет переноса песка водными объектами).

Далее в число лидеров по обеспеченности песком и ПГС, в частности, входят:

  • ООО «Севзапдорстрой» – одна из крупнейших подрядных дорожно-строительных организаций Северо-Запада - обладает запасами в 10 млн куб. м; 
  • ЗАО «Севзапметалл» – 9,5 млн куб. м;
  • ООО «СпецИн» - 9 млн куб. м;
  • ОАО «Плесецкое дорожное управление» (Плесецкий и Онежский районы) — 6 млн куб. м;
  • ОАО «Дорстроймеханизация» - 1,6 млн куб. м;
  • ООО «Двиналессервис» - 1,7 млн куб. м;
  • ООО «Стройснаб» - 1,4 млн куб. м.

Хотя добыча в последние годы растет (в 2012 добыто около 5 млн куб. м против 3,1 млн в 2010 и 4,3 млн в 2011 г.), ситуация на этом специфическом рынке вызывает озабоченность у агентства природных ресурсов и экологии. Недавно эта тема стала предметом рассмотрения на заседании Правительства Архангельской области.

«Может, кому-то покажется странным, что такой вопрос обсуждается, но сегодня песок становится одним из важных стратегических запасов региона, - заметил по этому поводу заместитель губернатора Архангельской области по экономике и финансам Алексей ГРИШКОВ.  -  В данной сфере в последнее время было очень много нарушений, в том числе попытки монополизации рынка, «захвата» месторождений в местах перспективного строительства, при этом речь идет даже о федеральных объектах».

Всего в Архангельской области выдано 184 лицензии на добычу песка и песчано-гравийных смесей (162 млн куб. м) - они распределены между 66 предприятиями. При этом 60% добычи осуществляют только восемь организаций, среди которых ОАО «Севералмаз», ЗАО «Новая экологическая компания», ОАО «Архангельскгеолдобыча», ЗАО «Сезапметалл», ООО «Архангельское дорожное управление».

Концентрация «добытчиков» в архангельском промышленном узле сильнее: песок для агломерации Архангельск — Северодвинск - Новодвинск добывают в основном Архречпорт, Северное речное пароходство, Севергидромеханизация и Архангельское дорожное управление. На эти компании приходится 80% добычи.

«Все держатели лицензий на право пользования недрами работают не на полную мощность. Добыча значительно ниже, чем предусмотрено проектами разработки месторождений. Например, «Архречпорт» имеет пять лицензий, а добыча в 2011-2012 гг. велась только по двум. Чтобы исключить «простаивание», в дальнейшем агентство будет учитывать активность разработки карьеров при продлении срока лицензий», - сказал руководитель агентства природных ресурсов и экологии Кирилл СИНИЦКИЙ. Правда, по словам Синицкого, в отдельных случаях добыча в заявленных объемах отсутствует не по вине недропользователей. Так, ОАО «Севергидромеханизация» при наличии лицензии не имеет возможности вести добычу: администрация Северодвинска отказала предприятию в продлении договора аренды участка.

«Активность разработки карьеров зависит от потребительского спроса, - отмечает генеральный директор ОАО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ. - Мы добываем около 1 млн тонн песка в год - крупный, который используется в производстве ЖБИ, и мелкий, необходимый для отсыпки стройплощадок и дорог. У нас действительно есть несколько лицензий, которые выдаются сроком на десять лет. Однако разрабатывать все карьеры одномоментно экономически необоснованно. В области нет масштабных строек, не ведется массовое строительство дорог. За счет расширения федеральной трассы М8 потребность в песке несколько выросла, но это только на ближайшие 1,5-2 года. А потом? Такому предприятию, как Архангельский речной порт, нужна постоянная загрузка. Простоя быть не должно».

Что касается цен, то, по данным областного правительства, в 2012 году песок и ПГС отгружались с карьеров по средней цене 66 рублей за куб. м. «По информации недропользователей, стоимость песка находилась в пределах от 15 до 204 рублей за куб. м, на ПГС — от 18 до 255 рублей. Так, Архречпорт установил цену на карьере в 15 рублей, Северное речное пароходство — 35 рублей, Архангельское дорожное управление — 82 рубля. Из этих данных можно сделать вывод, что на карьере цены не завышены, при этом конечному потребителю песок обходится более чем в 300 рублей за куб, что требует пристального внимания соответствующих органов», - считает Кирилл Синицкий.

Очевидно, что не все недропользователи продают песок напрямую, зачастую выстраивается целая цепочка посредников, которые зачастую аффилированы друг с другом. Андрей Разговоров, в свою очередь, транспортную составляющую в цене на песок считает основной причиной.

«Цена песка складывается из двух составляющих – непосредственно добыча и его доставка до потребителя, - объясняет гендиректор Архречпорта. - Доставка включает в себя загрузку на карьере, транспортировку, разгрузку в месте хранения и затем отгрузку покупателю. Цепочку транспортировки формирует сам покупатель. По какой цене он договорится о доставке с транспортной компанией,  по такой цене и получится для него стоимость тонны. Затраты на транспортировку в областном центре действительно высоки, в стоимости песка они составляют 96%. Ситуация усугубляется тем, что в самом Архангельске карьеров для добычи нет.  Например, Архангельский речной порт добывает крупный песок в 70 км вверх по реке».

Основные месторождения песка и ПГС расположены в Приморском районе — там в прошлом году добыто 1,6 млн куб. м, в Няндомском и Плесецком – по 0,5 млн куб, в остальных цифры меньше. «По итогам 2012 года добыча велась во всех районах области, за исключением Лешуконского. Непонятно, как там содержатся дороги и осуществляется строительство. В связи с этим агентство намерено организовать выездную проверку в третьем квартале 2013 года», - сообщил Кирилл Синицкий.

Зачастую подрядчики, выигравшие конкурс на проведение строительных работ, не стесняются воровать песок – самовольно разрывают котлованы, чтобы сэкономить на лицензии на добычу полезных ископаемых. Проблемой незаконной добычи песка должны заниматься сами муниципальные образования, считают в правительстве. Между тем за последнее время ни одного сообщения о фактах нелегальной добычи от муниципалитетов не поступало.

Возможно, это объясняется тем, что налог на добычу полезных ископаемых (5,5% от стоимости добычи) перечисляется в федеральный и региональный бюджеты. В частности, ежегодные доходы областного бюджета от добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, ПГС, щебень, базальт) оцениваются примерно в 30 млн рублей (помимо аукционных сборов).

Сегодня общее количество учтенных запасов песка и ПГС в Архангельской области составляет 507 млн куб. м, из них 162 млн выдано по лицензиям. Такого объема хватит предприятиям на 5-10 лет. Однако достоверной информации о состоянии запасов на месторождениях у контролирующих органов нет. Геолого-разведочные и поисковые работы областным бюджетом не финансируются с 2006 года.

«Очевидно, что добыча и разведка не успевают за ростом спроса, на который повлияли строительство газопровода и технологических дорог. Так, в ходе строительства газопровода использован практически весь фонд песка и ПГС вдоль трасс в Плесецком и Вельском районах.  Кроме того, если учитывать стратегию развития СЗФО, в которой значится перспективное строительство дороги на Мезень, в Нарьян-Мар, железнодорожной ветки «Белкомура», которая пройдет по Приморскому и Пинежскому районам, ветки газопровода Ухта - Торжок (Ленский, Вилегодский, Котласский районы), то  необходимо уже сейчас предусмотреть опережающие поиски сырья для этих объектов. На указанных территориях практически полностью отсутствуют разведанные месторождения песка», - говорит Кирилл Синицкий.

В Приморском и Холмогорском районах агентством выделены участки недр для геологического изучения – сейчас они на согласовании. Разработка новых месторождений даст прирост запасов, по примерной оценке, на 10-15 млн куб. м. Помимо этого сформирован перечень недр местного значения на 2013-14 гг.

«В нем 48 новых участков, однако в 2013 году за лицензиями обратились только по 22-м, что особенно странно, так как заявителями были сами недропользователи», - сказал Кирилл Синицкий.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5