ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Градостроительная политика: пока только планы, зато какие!


Андрей САХАРОВ | 22.08.2013 07:48:47

altВ каком городе будут жить архангелогородцы лет через 20? Вопрос хотя и риторический, но вызывающий интерес у любого горожанина. Заглянуть в градостроительную документацию всегда любопытно. Но специалисты знают: планами не стоит лишний раз обнадеживать людей, ведь зачастую они расходятся с жестокой реальностью. А потому любое перспективное планирование стоит воспринимать как декларацию о намерениях.

В середине августа мэрия Архангельска представила на суд общественности проект планировки центра города, а также районов Экономия и Соломбала. О публичных слушаниях знали немногие, поэтому конференц-зал был пуст. Доклад от представителя разработчика - Института развития города «НижегородгражданНИИпроект» Владимира ПАРФЕНОВА, поддержанного главным архитектором города Евгением БАСТРЫКИНЫМ, слушали всего несколько человек.

Набережная-хаус привлечёт инвесторов?

При разработке планировки центра города был учтен исторический генплан, утвержденный еще Екатериной II. По задумке нижегородских разработчиков, сохраняются четыре территории историко-архитектурного характера с условными названиями: «Гостиные Дворы», «Старый Архангельск» (район ул. К. Либкнехта – просп. Троицкий - ул. Поморская – набережная Северной Двины), «Чумбаровка» и «Деревянный Архангельск» (район ул. К. Маркса – просп. Советских Космонавтов).

В городском центре практически отсутствуют свободные территории, поэтому главным инструментом преобразования облика проектируемого района является реконструкция. Кардинальные изменения грядут только на набережной Северной Двины. Для отдыха горожан на ней предлагается устроить систему пешеходных бульваров террасного (спускающихся к реке) типа.

На тех редких участках, где еще возможно полноценное строительство, будет соблюдаться принцип постепенного повышения этажности: начиная с городской линии вдоль реки – до шести этажей, в районе проспекта Ломоносова – до десяти этажей и по линии Обводного канала еще выше. Как считают архитекторы, именно такой подход сформирует красивую городскую панораму с акватории Северной Двины.

Однако начальник отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области Вера ПЛАКИДИНА заметила, что данный подход вряд ли сочетается с оригинальным по архитектурному воплощению девятиэтажным жилым комплексом «ОмегаХаус» и бизнес-центром «Delta». Напомним, строительство в нордическом стиле на набережной Северной Двины в районе сгоревшего речного вокзала начал холдинг «Аквилон-Инвест» (подробно об этом «БК» писал в №26 от 22 июля 2013 г.)

В ответ Евгений Бастрыкин сослался на опыт застройки Питера: «Там тоже ровный городской ландшафт, но с некоторыми одиночными доминантными сооружениями, позволяющими расставить акценты в городской панораме. Кроме того, мы заинтересованы в инвестициях, а такие проекты формируют положительный имидж Архангельска».

Проблему отсутствия автостоянок предлагается решать за счет строительства подземных парковок под новостройками (в строящихся домах повышенной комфортности каждая квартира должна быть обеспечена как минимум одним стояночным местом на подземной парковке, для социального жилья норматив обеспеченности – 70%). Еще на месте старого цирка запланировано появление нового вместимостью 1800 человек с подземной парковкой, как и в строящемся по соседству административном здании.

Без политических вопросов

Разгрузить улицы от транспорта должно возвращение трамвайного и троллейбусного движения. Так, трамвай должен покорить проспект Ломоносова.
«Нам надо развивать комфортный общественный транспорт, иначе скоро все обзаведутся машинами и город встанет в пробках», - заметил по этому поводу Бастрыкин. По словам Парфенова, уличные пробки уйдут в прошлое, если строить развязки и четырехполосные дороги.

Как уже сообщала «БК», три транспортные многоуровневые развязки были запланированы городскими властями в районе съезда с Северодвинского моста на пересечениях улицы Смольный Буян с проспектом Обводный канал, улицей Розы Шаниной и проспектом Ломоносова. Однако жизнь внесла свои коррективы: от последней развязки придется отказаться из-за строительства на этом месте монументального здания библиотеки САФУ.

На претензии Веры Плакидиной о том, что в документации план планировки этой эстакады все же присутствует, главный архитектор ответил, что он был категорически против строительства на этом месте библиотеки. Однако областные власти во времена губернаторства Ильи МИХАЛЬЧУКА решили по-другому и продавили этот вопрос вопреки планам муниципалитета.

«Проекту развязки на этом месте уже пять лет, и вы прекрасно знаете, кто разрешил строительство библиотеки в этом месте, – заявил коллеге Евгений Александрович. – У нас нет такого ресурса власти, чтобы не позволить воткнуть сюда библиотеку. Поэтому, прошу вас, не задавайте вопросов, завязанных на политику».

Вообще Вера Евгеньевна оказалась единственным критиком проекта планировки. Помимо прочего ее не устроило отсутствие в градостроительных решениях мэрии парковых зон и наличие договоренностей о перебазировании базы пограничных катеров возле морского-речного вокзала (эту территорию муниципалитет планировал использовать в интересах города).

От прямого ответа на первый вопрос Бастрыкин ушел, пространно заявив, что «о насаждениях пока нет смысла говорить – это предмет будущего обсуждения в мэрии». «Мы выжали все возможное из сложившейся градостроительной действительности и предусмотрели, где это было возможно, зеленые насаждения, – поддержал его Парфенов. – Российская практика показывает, что учитывающий все законодательные нюансы снос зданий под «зелень» невозможен. Эту проблему только Собянин в Москве как-то решает».
Что касается пограничников, то, по словам Бастрыкина, уговорить пограничное управление ФСБ России по Архангельской области перевести базу в Соломбалу не удалось. Поэтому планы мэрии в отношении этого участка побережья Северной Двины останутся на бумаге.

В Соломбале пустят трамвай

Район Соломбалы рассматривается проектом как единая композиционная зона с центральным планировочным районом Архангельска. Вдоль Северной Двины предусмотрена системы «зеленых» пешеходных зон и рекреационного пространства: набережная Георгия Седова продолжится через побережье близ острова Мосеев до участка напротив острова Шилова, через который в далекой перспективе планируется строительство автомобильного моста.

Основной фронт застройки формируется домами до шести этажей на участках от набережных до Никольского проспекта. В ключевых градостроительных узлах планируется создание высотных доминант, обогащающих панораму города с реки и с внутренних территорий. Такими акцентами станут: «Стрелка» на Мосеевом острове, храм на Никольской площади, комплекс зданий предмостной площади, перекресток Никольского проспекта и Советской улицы и другие.

Главным достопримечательным местом станет «Старая Соломбала» - целостный район исторической деревянной застройки вдоль Кузнечевского рукава Северной Двины, включающий в себя территорию бывших Соломбальских деревень и Кемского поселка. Здесь будут сохранены не только старинные здания и исторические памятники, но и сама сельская атмосфера.

По улице Советской запланирована трамвайная линия до поселка Первых Пятилеток, а до района Экономия - троллейбус.

Вторая жизнь Экономии

Район Экономия позиционируется проектом планировки как малозаселенная, перспективная для жилищного строительства территория. Главной своей целью здесь муниципалитет видит развитие логистической зоны – порта Экономия в связке с планируемым глубоководным районом Архангельского морского порта «Северный» в губе Сухое море.

В то же время Евгений Бастрыкин уверен, что из-за неблагоприятной рыночной инфраструктуры со временем уйдут в прошлое лесопромышленные предприятия, разбросанные вдоль маймаксанского рукава Северной Двины, и весь берег, начиная от Экономии, удастся привести в порядок, очистив его от копившегося десятилетиями мусора, а то «стыдно круизные лайнеры с иностранцами принимать».

«Реализация проектов строительства глубоководного порта и железнодорожной магистрали «Белкомур» требует и повышения пропускной способности автодорог, обеспечивающих транспортное сообщение с портовым терминалом в Экономии, - подчеркнул градоначальник Виктор ПАВЛЕНКО. – В мэрии выполнены предварительные проработки коренной модернизации дорожного узла в районе пересечения Талажского шоссе и Окружной дороги. Проектное предложение предусматривает создание двух кольцевых развязок, эстакады, нового выезда на Окружную дорогу и - самое главное – строительство нового автомобильного моста через реки Юрас и Кузнечиха в районе существующего железнодорожного переезда в Северный округ. Это обеспечит транспортную доступность порта, надежную связь с северной частью Архангельска».

Надежную связь планируется обеспечить и водным транспортом. «У Архангельска исторически много причалов, разбросанных по всей городской территории. Так получилось из-за того, что каждое ведомство стремилось построить свой собственный причал. Мы хотели бы, чтобы Архангельск как порт развивался более концентрированно. Поэтому проектом предусмотрен перенос и концентрация причалов в районе Экономии», - пояснил Евгений Бастрыкин.

altВсе эти планы благосклонно воспринял бывший главный архитектор города Геннадий КАЛИНЕНКОВ. Ему понравилась идея зеленых пешеходных террас вдоль Северной Двины, строительство подземных гаражей и сохранение «екатерининской» планировочной структуры. Вместе с тем он предложил сделать исключительно пешеходным участок Троицкого проспекта между улицами Воскресенская и Иоанна Кронштадтского. Бастрыкин пообещал рассмотреть эту идею. По его мнению, главное, что теперь муниципалитет полностью «вооружен» необходимой документацией, чтобы просить в федеральном центре деньги, а текущая корректировка некоторых позиций всегда возможна.

«Наверное, после того как в Сочи пройдет Олимпиада, федеральные власти начнут вкладываться в развитие Севера, и тогда Архангельск как арктический форпост России получит возможность воплотить все эти градостроительные планы», – в унисон коллеге завершил слушания Владимир Парфенов.

alt

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Евгений БАСТРЫКИН, главный архитектор Архангельска:

alt- В генеральном плане учтено и троллейбусное, и трамвайное движение, но я, если честно, сосредоточил бы усилия на трамвае. Казалось бы, нацепили контактную сеть - и троллейбусы бегают по дорогам. Но они сразу же создадут пробки за счет малоподвижности и плохой маневренности, из-за чего многие в Европе от этого вида транспорта отказываются. А вот трамваи используют все. И не только из-за его экологичности. Благодаря современным технологиям трамваи движутся практически бесшумно, могут проезжать даже по самым узким улочкам и перевозить большое количество пассажиров. А на отдельных участках, по примеру Ярославля, можно сделать скоростные трамваи.

В 90-е годы прошлого века трамваи были доведены до ручки. Деревянные коробки вагонов стали в буквальном смысле «транспортом для бомжей». В итоге история получила свое логическое завершение. Я думаю, если будет меняться законодательство в пользу муниципалитетов, если людям понравится идея вернуть на архангельские улицы трамваи, то это обязательно произойдет. На стадии проектирования мы будем рассматривать варианты, которые были бы приемлемы для постепенного внедрения трамвая на архангельские улицы.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5