ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Госзаказ не про нас…


Анна БЕЛЯЕВА | 14.05.2010 08:43:47

Если в Европе результативность участия строительного предприятия в конкурсах и тендерах по производству работ составляет в среднем 15-20%, что свидетельствует о высокой конкуренции на рынке, то в России этот показатель достигает 40-50%. Это характерно и для крупных и средних предприятий стройиндустрии Архангельской области. Но несмотря на позитивный, казалось бы, фактор, все больше выгодных крупных государственных заказов уходит в руки иногородних строителей. Чем это грозит строительной отрасли Архангельской области, и можно ли этого избежать? На эти вопросы ответил депутат городского Совета, генеральный директор ОАО «Отделстрой», почетный строитель России Дмитрий АКИШЕВ.

- Дмитрий Анатольевич, очевидно, что в кризис, когда серьезно сократился коммерческий сектор строительства, конкуренция за получение госзаказов усилилась. Как это отразилось на предприятиях Архангельской области?

- Начну с того, что во времена плановой экономики в регионе была выстроена мощная система в сфере строительства, которая слаженно работала на благо области и города. Можно с улыбкой вспоминать об «авралах к праздникам», но, тем не менее, объекты сдавались качественно и в срок. Ставились большие задачи, и труд строителей – ведь эта отрасль была в приоритете – уважался. Например, только на нашем предприятии в 1970-80 годы десятки сотрудников были награждены орденами и медалями. Архангельские предприятия практически построили новый город, возвели крупные, сложнейшие объекты, которыми мы гордимся и сейчас.
Однако с переходом к рыночной экономике от мощной системы «Главархангельскстроя» остались крохи – предприятия, которые были преобразованы в другие формы собственности и выжили. А правила игры на рынке теперь определяет весьма спорный 94-й Федеральный закон.
В чем суть проблемы? Если говорить простыми словами, то этот закон главным фактором конкуренции между предприятиями отрасли поставил цену работ. Тот, кто предложит меньше, выигрывает независимо от территориальной принадлежности организации и даже наличия производственных мощностей и опыта. Такого нет нигде в Европе, на которую мы во многом ориентируемся. Цена там, конечно, имеет значение, но по важности она занимает далеко не первое место. Главное – гарантии качества, опыт работы, производственный и профессиональный потенциал.
Меня волнует то, что ситуация в строительном комплексе Архангельской области в последние два года резко изменилась. Большинство крупных строек в Архангельске, на которые выделяется федеральное и областное финансирование,  перешли в руки иногородних строителей. Они работают на таких крупных объектах, как онкологический корпус, областная больница, на реставрации Гостиных дворов и гимназии №4 и других объектах с финансированием около 1,5 млрд. рублей. В основном это фирмы из Москвы и Мордовии.

Только «тень» победы

- Строители из Архангельска как-либо участвуют в этих проектах?

- Да, в значительной степени, но на второстепенных ролях. Они привлекаются как субподрядчики на совершенно невыгодных с экономической точки зрения условиях. Например, на строительстве областной больницы они отчисляют генподрядчику 30-35% стоимости работ. Интересно, как потом эти 30-35% распределяются?
А на некоторых объектах нашим строителям предлагают работать по тарифным ставкам на первый квартал 2007 года. Например, по онкологическому корпусу. Эти условия я считаю неприемлемыми и готов утверждать, что архангельские строители могли бы выполнить весь объем работ собственными силами, без привлечения иногородних подрядчиков, да и за меньшую стоимость. Это позволило бы снизить уровень социальной напряженности в регионе. Ведь сейчас большинство строительных компаний города и области загружены максимум на две трети. Специалисты заняты на неполный рабочий день, многие отправлены в вынужденные отпуска. Можно ли в таких условиях говорить о развитии отрасли, создании новых производств?
Кроме того, если бы на объектах работали наши компании, выросли бы отчисления в бюджеты города и области. А сейчас львиная доля возможных поступлений уходит в другие регионы.

- Но как можно решить эту проблему, если ограничения ставят федеральные законы о госзаказе и о конкуренции?

- Вопрос, конечно, неоднозначный. Думаю, принимающим решения органам власти всегда можно прикрыться федеральным законом №94, но даже в его рамках есть определенная степень свободы. Не все так железобетонно, просто должно быть желание помогать местным строителям. В большинстве регионов этот вопрос решается в пользу местных компаний.
Понятно, что в условиях кризиса, а он коснулся в той или иной степени всех отраслей и особенно больно ударил по строительству, компании из мегаполисов стали выходить в регионы, выжимая с рынка местных строителей. С одной стороны, нам надо к этому готовиться и повышать конкурентоспособность. Но архангельские строители, я уверен, могут и сейчас брать на себя решение важных, ответственных задач.
Пока же, повторюсь, ситуация на рынке госзаказа складывается не в пользу наших компаний. Они выполняют большой объем работ за неприемлемо низкую цену. Мне это напоминает аборигенов на островах Кука, которым «завоеватели», или концессионеры предложили бусы и красные тряпочки в обмен на золото. Архангельские строители этого явно не заслуживают. Проблема назрела, о ней надо говорить и предпринимать меры для исправления ситуации, делать «работу над ошибками».

Как по заказу

- Как вы считаете, переход на проведение электронных аукционов вместо конкурсов даст положительный результат?

- Напомню, что сейчас проведение конкурсов разрешено только в исключительных случаях - если, например, идет речь о реставрации уникальных объектов. В остальных случаях с этого года на федеральном уровне проводятся электронные аукционы, в ближайшее время на эту же систему должны перейти и регионы.
Суть изменений в том, что соискатели регистрируются и подают заявки в электронном виде. Это повышает прозрачность процедуры, так как до объявления итогов остается неизвестным, сколько участников и кто они. То есть возможность сговора и коррупции сводится к минимуму.
Однако негативной стороной по-прежнему остается то, что приоритетом во всех конкурсных процедурах является цена. С одной стороны, понятно желание сэкономить бюджетные средства. Однако зачастую в результате торгов стоимость заказа снижается не на 5-10%, что не приносит ущерба качеству работ, а на 50-60%. В этом случае можно уверенно говорить о том, что подрядчик будет использовать некачественные материалы или будет нарушена технология работ. В любом случае это приведет в будущем к проблемам, а если речь идет о серьезных объектах, то и к катастрофам.

Нулевые этажи

- В кризис резко вырос объем недостроев, возводимых с участием государственных инвестиций, и долгов бюджета перед подрядчиками...

- Безусловно, появившиеся в кризис недостроенные объекты надо завершать, привлекая для этого бюджетные и внебюджетные средства.
Что касается бюджетной задолженности перед строителями, то это весьма болезненный вопрос. В основном это касается областных структур. Так, перед «Отделстроем» есть долги по многим выполненным работам.
К сожалению, строителям часто приходится взыскивать долги через суд. Конечно, они возникли по вполне объективным причинам – острый недостаток средств. Так, бюджет Архангельской области принят почти с 20-процентным сокращением. Но вместе с тем, властям надо понимать, что строительство – это локомотив для развития экономики региона.

- Как вы оцениваете текущую ситуацию в строительном комплексе региона?

- По данным мониторинга Банка России в марте 2010 года, процесс ухудшения экономической конъюнктуры усилился в сравнении с данными опроса за предыдущий месяц. Количество строительных предприятий, отметивших негативные изменения, выросло. Аналогичные оценки были даны и на тот же период 2009 года. Конечно, число предприятий, которые характеризуют свое положение как плохое, сократилось. Но их доля по-прежнему остается высокой – 52,9%. Удовлетворительную оценку дали только 41,2% опрошенных. Для сравнения: по России этот показатель составляет 68%. Причем большинство компаний – участников мониторинга связывают замедление процесса ухудшения положения в сфере производства в том числе с некоторым увеличением объема заключенных договоров на подрядные работы.
Также стоит отметить, что на производственную деятельность предприятий влияют такие факторы, как риски хозяйственной деятельности, спрос, обеспеченность оборотными средствами, просроченная дебиторская задолженность и условия кредитования.

- Можно ли в таких условиях говорить об увеличении объемов ввода жилья? В 2009 году этот показатель по Архангельску составил 54 тыс. кв. м, по области – 198 тыс. кв. м, а это практически уровень дефолтного 1998 года.

- В 2009 году был утвержден генплан Архангельска, большой раздел которого посвящен строительству и благоустройству. Как профессиональный строитель, я могу утверждать, что это одно из важнейших направлений развития города. И, разумеется, никто не отменял поставленной руководством страны задачи достичь уровня ввода жилья в 1 кв. м. на одного жителя региона в год. Для Архангельска это порядка 350 тыс. кв. м, что близко к показателю 1989 года, для области – 1,3 млн. кв. м. К этому уровню надо стремиться.

- Но могут ли строители выйти на такие объемы только за счет собственных сил?

- Отмечу, что сейчас основная часть вводимого в регионе жилья – не госзаказ, а инициатива частных застройщиков. С участием бюджета возводится гораздо меньшая доля жилья, хотя в 1980-е годы, когда ставились рекорды по вводу квадратных метров, была обратная ситуация.
Необходимо создать условия, чтобы увеличить объемы ввода. Поясню: одна из причин снижения уровня строительства, в том числе в Архангельске, в том, что банковские структуры, и в условиях кризиса это объективно, занесли строительный бизнес в число заемщиков повышенного риска. Кредитные линии резко сократились.
Я считаю, в данных условиях целесообразно предпринять определенные усилия властям. В первую очередь, выступать гарантами при реализации крупных строительных проектов.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5