ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

1,3 миллиарда рублей дорожникам не освоить?


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 11.05.2008 09:00:00

В этом году на ремонт дорог Архангельск может израсходовать рекордную в истории города сумму – почти 1,3 млрд рублей. Именно может, потому что нет никаких оснований считать, что так и произойдет. Казалось бы, сезон ремонта в Архангельске должен быть уже в самом разгаре, однако на 80% объектов конкурсы не проведены, отсутствует проектная документация.

Проблемы дорожников обсуждались в администрации Архангельской области под председательством губернатора Ильи МИХАЛЬЧУКА на совещании «Дорожный комплекс Архангельской области. Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог».

Подкрепить пониманием
«Проблема дорог – одна из самых больных для нашей области. Наверное, дороги меньше всего красят Поморье и его столицу. Их просто нет, люди шутят, что это только направления. Вместе с тем нужно отдать должное: руководство области и города, дорожники уделяли внимание дорогам, но недостаточно, чтобы одну из самых больших проблем России-матушки хоть как-нибудь к решению подвинуть», - сказал глава администрации Архангельской области Илья Михальчук.
Он обратил внимание на то, что депутаты областного Собрания, придавая первостепенное значение дорожной инфраструктуре, дополнительно выделили 420 млн рублей для ремонта дорог в Архангельске. И это только начало: мэрия и депутаты Архангельска тоже внесли поправки в городской бюджет и изыскали более 200 млн рублей на текущий ремонт.
«Мы пошли по принципу – начать с центра, на следующий год мы зарезервируем 400-500 млн рублей на ремонт дорог в муниципальных образованиях области. Мы будем стараться не только приводить дороги в порядок, увеличивать средства на их содержание, но и строить новые. Я уверен, что если мы грамотно используем средства, тщательно подойдем к содержанию дорог, к сохранению этой важнейшей государственной собственности и если пристальное внимание будет подкреплено пониманием и хозяйским отношением к деньгам и самому содержанию дорог, то ситуация улучшится», - сказал Михальчук.
Он подчеркнул, что областные дороги отданы на откуп субъектам Федерации. И это неподъемная ноша для области.
«Насколько можно увеличить средства на содержание областных дорог, пока сказать не могу, но это потребует кратного роста финансирования, и своими силами при уровне бюджетной обеспеченности региона это невозможно. Нужна обязательная помощь федерального центра, софинансирование из муниципальных бюджетов и внебюджетных источников», - заявил Илья Михальчук.
В Архангельской области более 20 тысяч километров дорог общего пользования, из них половина - муниципальные. Большинство из них строились в 1960-80-е годы, когда нормативы нагрузок не превышали 6 тонн на ось. Сейчас они увеличились в два-три раза. Из 10 тысяч км муниципальных дорог 74% - грунтовые. Чтобы сделать их хотя бы гравийными, необходимо 150 млрд рублей.Срочный ремонт необходим 952 км дорог, а в планах на 2008 год – ремонт только 89 км.
66% выделяемых средств тратится на содержание дорог, 26% - на ремонт и только 14% - на новое строительство.

Денег все равно мало

«Состояние дорог в Архангельске – острейшая проблема», - подчеркнул и.о. мэра города Виктор ПАВЛЕНКО. На протяжении 15 лет работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог и мостов в городе из-за нехватки средств выполнялись в минимальных объемах. До 2006 года на капитальный ремонт дорог и мостов в бюджет города ежегодно закладывалось 30-40 млн рублей в год, в то время как на ремонт только Краснофлотского моста необходимо более 600 млн рублей. Нормативный срок службы асфальтобетонного покрытия составляет 7-8 лет, затем необходимо проводить капитальный ремонт или реконструкцию дороги в целом. Однако ежегодно ремонтировалось не более 1-2 км дорожного полотна. Практически на всех улицах города асфальтобетонное покрытие отслужило 2-3 нормативных срока и давно потеряло свои прочностные свойства.

В 2006 году по сравнению с предыдущими годами произошло значительное увеличение объемов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту транспортных сооружений города. Впервые из областного бюджета были выделены субвенции городу в объеме 335,5 млн рублей на капитальный ремонт и реконструкцию дорог областного центра. В прошлом году Архангельску на ремонт и реконструкцию дорожной инфраструктуры было выделено всего 928,9 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 276,6 млн рублей, из областного - 520 млн рублей, городской бюджет направил 132,3 млн рублей.


В 2008 году на реконструкцию дорожной инфраструктуры, капитальный и текущий ремонты дорог предусмотрено 1,253 млрд рублей. За счет данных средств запланировано капитально отремонтировать 19,1 км дорожного полотна и сделать текущий ремонт 66,7 км.
Так, в этом году на реконструкцию Ленинградского проспекта из областного бюджета выделено 43 млн рублей,  плюс из городского бюджета - 57,2 млн рублей. Это позволит сделать только участок от ул. Никитова до Окружного шоссе. Для окончания работ - от Окружного шоссе до ул. Белогорской - необходимо дополнительное финансирование в объеме 124 млн рублей.
Капитальный ремонт Краснофлотского моста  профинансируют в объеме 110 млн рублей. На выделенные средства будут выполнены работы по ремонту покрытия на левобережных пролетных строениях и подходах.
На капремонт Северодвинского моста выделено 60 млн рублей. В целях завершения всех запланированных работ в полном объеме (ремонт левобережной эстакады и путепровода над набережной Северной Двины) в городском бюджете в 2008 году дополнительно предусмотрено 12,5 млн рублей.
На капитальный ремонт набережной Северной Двины от ул. Коммунальной до ул. Гагарина выделено 30 млн рублей, и на этом финансирование по программе развития Архангельска как областного центра прекращается. «Однако стоимость ремонтных работ только на участках по наб. Северной Двины от Северодвинского моста до ул. Урицкого и от ул. И. Кронштадтского до ул. К.Либкнехта, согласно проекту, составляет 71 млн рублей. Для выполнения работ необходимо дополнительное финансирование в объеме 29,2 млн рублей», - отметил Виктор Павленко.

Таким образом, для реализации в полном объеме мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и строительству дорог, финансирование которых завершается в 2008 году по областной социально-экономической целевой программе «Развитие Архангельска как областного центра», необходимо дополнительное финансирование в объеме 429,5 млн рублей.

Будем завидовать?

Если увеличение финансирования региональных дорог пока только обсуждается, то по федеральной автотрассе М-8 (Москва-Архангельск) вопрос с деньгами уже решен.  В этом году финансирование работ по капремонту М-8  составит 1,6 млрд рублей.  Увеличение затрат в 16 раз!!!
«Не получится ли так, что мы будем с завистью смотреть на федеральную дорогу М-8, а сами утопать в грязи. И при этом федеральный бюджет имеет профицит в 150 миллиардов рублей, а нам ведь еще людей надо кормить», - обратился с вопросом к генеральному директору Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР» Александру Афанасьеву Илья Михальчук. Речь зашла о предстоящем переходе на нормативный принцип финансирования содержания дорог.

По словам Афанасьева, Госдума приняла закон об автодорогах, но пока установлены нормативы финансовых затрат на содержание только федеральных дорог. Но всем понятно, что прежде чем увеличивать средства на содержание дорог, их нужно привести в порядок. Пока в России 70% дорог не соответствует нормативам, в Архангельской области эта цифра выше 90%. С другой стороны, по указу президента эффективность работы органов управления регионом оценивается в том числе на основании того, какова доля дорог, не отвечающих ГОСТам, и каков показатель смертности в результате ДТП.

Для перехода на нормативное финансирование содержания дорог необходимо более 90 млрд рублей в бюджетах субъектов Федерации и более 700 млрд – в муниципальных бюджетах. Это расчеты по минимальным расценкам. Понятно, что на местах этих денег нет.
Реально финансировать содержание дорог в полном объеме могут Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Ханты-Мансийск. В Архангельской области при переходе на нормативное содержание дорог потребуется 13 млрд рублей на ремонт и 4 млрд - на содержание, а это более 50% всех доходов региональной казны.

«Без пересмотра межбюджетных отношений переход на нормативное финансирование содержания дорог невозможен, - считает Александр Афанасьев. – Пока до 2015 года предполагается выделить субъектам субвенции в размере 440 млрд рублей, но в год это 73 млрд – меньше миллиарда рублей на область. Поэтому мы с вами должны документально подтвердить свои расходы, нам нужна в этом поддержка на местах».

А справимся ли?

Архангельская область должна разработать более масштабную долгосрочную программу по ремонту и строительству дорог. Об этом заявил генеральный директор  «Севзапдорстроя» Александр НЕЧАЕВ.
По его словам, реализация региональной программы должна стать подготовительным этапом для участия в федеральной, о необходимости которой говорят на высшем уровне. «Предполагаю, что большую роль в составлении программы должны сыграть главы районов, так как они лучше знают, где именно необходимо строить дороги и мосты», - сказал Нечаев.
При этом он отметил, что параллельно с разработкой программы необходимо решать еще одну, не менее важную проблему. По мнению Нечаева, есть вероятность, что архангельские дорожные предприятия просто не справятся с объемами работ.

«Дорожно-строительные предприятия сейчас ослаблены, а некоторые из них, не выдержав рыночной конкуренции, просто прекратили свое существование», - заявил он. Кроме того, наличие проверяющих инспекций тормозит процесс согласования работ, негативно сказываясь на темпах ремонта.
«В Архангельской области сложилась практика подписания договоров на проведение ремонтных работ только во втором квартале этого года. Это надо менять, - подчеркнул Нечаев - Уже май, а на 80% объектов не проведены торги. На 40% объектов нет проектной документации, и мы опять будем работать под честное слово заказчика. Авансы не выплачиваются, а кредиты съедают до 20% прибыли».

«Город сможет гарантировать, что такая огромная сумма –  1,3 миллиарда рублей – будет освоена?» - спросил губернатор Илья Михальчук у Виктора Павленко.
«Что касается выделенных бюджетом региона и муниципалитетом средств на дороги, думаю, мы их освоим полностью и эффективно», - заверил губернатора и.о. мэра Архангельска.

Фото Николая Гернета.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5