ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Судостроительная отрасль настроена на кооперацию


Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 18.09.2015 09:51:32

Заместитель гендиректора Корпорации развития Архангельской области (КРАО) Андрей ЩЕЛОКОВ и председатель некоммерческого партнерства «Красная кузница», заместитель директора Архангельского техникума водных магистралей Илья ТЮРИН  рассказали «БК» о перспективах развития судостроительного кластера в регионе.

КРАО выступает в судостроительном кластере в качестве управляющей компании, задачи которой – расширение производственных горизонтов крупных оборонных предприятий Северодвинска в сторону гражданского сектора экономики и организация аутсорсинга для малого и среднего бизнеса Архангельской области. Опыт опоры на «гражданскую ногу» у северодвинцев есть, а значит, есть и возможности развития в этом направлении в форме распределенной судоверфи. Как считают в КРАО, реализация этого проекта поможет и арктической специализации наших предприятий, например для дальнейшего производства универсальных ледостойких платформ.

«Мы надеемся, что малый и средний бизнес поможет подтолкнуть гигантский корабль под названием «судостроительный инновационный территориальный кластер», – отмечает Андрей ЩЕЛОКОВ. – Налаживание кооперации между ними – это сложный процесс. Если участники лесопромышленного кластера области, в силу чисто коммерческой направленности, давно научились взаимодействовать, то оборонная специфика судостроительных заводов «Звездочка» и «Севмаш» накладывает определенные рамки на их деятельность».

В 2015 году в кластере сделан упор на решение кадровых проблем – это ахиллесова пята для всех его участников. Созданы два обучающих центра: на базах Северодвинского техникума судостроения и ремонта и Архангельского техникума водных магистралей имени С.Н. Орешкина. К сожалению, в силу понятных причин несколько сократились объемы федеральной финансовой поддержки, поэтому вместо 78 млн рублей для судостроительного кластера региона заявка КРАО одобрена в сумме 33 млн.

Образовательные центры будут не только оказывать услуги участникам кластера, но и станут научно-экспертными площадками для малого и среднего бизнеса, как в сфере судостроения и судоремонта, так и в машиностроении и металлообработке.

Центры подготовят специалистов для работы на станках с числовым программным управлением, специалистов в области информационных технологий для работы на производстве, в конструкторских бюро, инжиниринговых компаниях и в научных организациях. Что касается новых производств, КРАО ведет переговоры с недавно подключившимся участником кластера – питерским ООО «НПК Морсвязьавтоматика», которое занимается созданием радиотехнического оборудования для судостроения и оборудования для металлообработки. Возможно, в Архангельске или в Северодвинске у этого предприятия появится своя площадка: Корпорация развития готова помочь питерцам.

Сложные вопросы взаимодействия «оборонки» и гражданских предприятий, по мнению Ильи Тюрина, вполне разрешимы. Северодвинские заводы готовы сотрудничать с малым бизнесом, но утверждают, что не все партнеры имеют для этого необходимые допуски и лицензии. Однако у некоторых гражданских судостроительных предприятий Архангельска есть лицензии на работу на режимных объектах в Северодвинске.

«Вся деятельность, в частности, НП «Красная кузница» строится на кооперации, в том числе с филиалом «Звездочки» в Архангельске – бывшим 176-м судоремонтным заводом. Другое дело, что это не всегда на виду, – рассказывает Илья Тюрин. – Два года назад к нам приезжали специалисты Леонтьевского центра (Санкт-Петербург), который занимается социально-экономическими исследованиями: они высоко оценили опыт взаимодействия участников некоммерческого парт-нерства в экономической, социальной и кадровой политике. Есть много возможностей для кооперации в проектах по металлообработке. За примерами далеко ходить не надо: мы делали фартуки для аргонно-дуговой сварки для «Севмаша». Именно такую продукцию, которая требует большой точности исполнения, малые предприятия могут производить, освобождая гигантов промышленности от лишних проблем. Последние всегда заточены под крупно-серийные проекты. Нестандартный продукт – прерогатива малого бизнеса, которому легче перестроиться на меняющиеся запросы заказчиков, причем с сокращением затрат».

Один из примеров – уже апробированный проект ГК «Оптимист» по производству в Архангельске самоходной пожарной баржи для ГУ МЧС Ленинградской области. Конечно, это не инновационный продукт, но в разрезе практического применения и выполнения определенных задач конструктивных аналогов этим судам в России нет. А реализовывался проект с помощью Соломбальского машиностроительного завода и техникума водных магистралей.

Еще один успешный опыт малого бизнеса в Архангельске – это производство оффшорных шламовых контейнеров для грузовых перевозок на судах в условиях Арктики. Они сертифицированы согласно стандарту DNV-GL и пользуются спросом. Более того, глядя на успешный архангельский опыт, другие российские предприятия пытаются протиснуться на этот рынок. НП «Красная кузница» готово не только производить, но и ремонтировать старые контейнеры.

Предприятия «Красной кузницы», ориентируясь на опыт друг друга, постепенно внедряют новые станки с числовым программным управлением. Еще одним катализатором этого процесса станет создание при поддержке КРАО обучающих центров.

«До последнего времени такие станки были в области в единичных экземплярах, – рассказывает Илья Тюрин. – Обслуживать их без материально-технической поддержки трудно, а оборудование дорогое, поэтому предприятия не рисковали в него вкладываться. С появлением обучающих центров эта проблема снимается, и мы стали задумываться о переоснащении производственных мощностей. Так формируется целенаправленный спрос на подготовку кадров. Проделана большая организационная работа. Например, у нас было много споров о приобретении программных продуктов: они разные, и, соответственно, предприятия используют те, которые более выгодны им на данном этапе развития. Как всем угодить? В рамках обу-чающих центров появилась возможность унифицировать подход к электронным технологиям».

Чтобы не зависеть в этом отношении от импорта, КРАО, по словам Андрея Щелокова, планирует создать под кластер инжиниринговый центр для разработки собственного софта.

«Выполнение таких задач в итоге позволит наладить в рамках кластера прочные производственные связи и увеличить производительность, – уверен Илья ТЮРИН. – Кто-то уже сравнивал кластер с виноградной лозой: ее «ветка» – это управляющая компания, в нашем случае КРАО, которая подпитывает «ягоды» – предприятия. От того, как работает управляющая компания, зависит жизнеспособность кластера. Если поддержка касается только определенной категории предприятий, то остальные «ягоды» начнут сохнуть и обрываться».

Андрей Щелоков заверяет, что КРАО готова лоббировать интересы малого бизнеса региона в переговорах с крупными игроками судостроительной отрасли.

«Нам нужна только четкая обратная связь от предприятий: какой помощи они ждут», – добавляет заместитель гендиректора корпорации развития Архангельской области.

Еще одним направлением работы кластера могут стать научные изыскания, направленные на развитие отрасли. У учебных заведений, участвующих в нем, пока нет соответствующих ресурсов.

«Однако в Архангельске есть талантливые ученые и образовательные учреждения, которые ими располагают, – считает Илья Тюрин. – И речь, между прочим, не только о САФУ. У нас уже есть задумки с подключением к работе одной из городских гимназий. Хотим, взяв за основу зарубежный аналог, спроектировать и наладить производство сварочных манипуляторов. Конечно, это трудно назвать полноценной научной разработкой, но главное – сделать первый шаг в пределах имеющихся возможностей».





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5