ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Непобедимый», или Рыбацкая перспектива-2


Илья ВОЙНОВ. Фото: Алексей Липницкий и Пресс-служба ЦС «Звёздочка» | 31.01.2014 06:56:58

Центр судоремонта «Звездочка» передал рыболовецкому колхозу «Освобождение» в Мезенском районе Архангельской области  рыбопромысловый траулер «Койда 2». Это третий за полтора десятка лет траулер проекта 50010, построенный в Северодвинске. На «Звездочке» находится корпус еще одного, четвертого судна, но когда начнется его достройка, начнется ли вообще и будет ли оно именно рыбопромысловым, неизвестно. Каким же образом некогда многообещающая программа строительства рыбопромысловых судов превратилась в сущий «долгострой»?

История с траулерами началась в Северодвинске в середине 90-х, когда «Звездочка» при поддержке администрации Архангельской области и с использованием норвежской финансовой помощи начала их строительство по специально разработанному проекту. В 1999 году было построено первое судно серии «Ягры», а в 2002 сдано второе – траулер «Архангельск».

В тот период строительство небольших гражданских судов было и одним из способов выживания предприятия. Немалые перспективы обновление рыбопромыслового флота имело и для экономики региона в целом, поэтому программа гражданского судостроения продвигалась тогдашним главой администрации Архангельской области Анатолием ЕФРЕМОВЫМ.

Для возрождения и развития рыболовного флота была разработана целевая региональная программа и создана компания «Грумант-флот», в числе учредителей которой были областная администрация, предприятие «Звездочка», тралфлот и ряд других заметных фирм рыбной отрасли. Тогда же киевское конструкторское бюро «Шхуна» под заявленные северянами требования и разработало проект 50010, характеризующийся прежде всего низкими эксплуатационными затратами, а на «Звездочке» был сформирован специальный участок производства, рассчитанный на строительство трех-четырех траулеров. Финансовое участие в проекте приняла и Норвегия, предоставившая под гарантии администрации Архангельской области целевой кредит на строительство траулеров и оснащение их рыбоперерабатывающим оборудованием.

В 2002 году «Звездочка» заключила контракты на постройку еще двух траулеров с ОАО «Архангельская база тралового флота», но уже вскоре многообещающее начинание застопорилось – договоры были расторгнуты по инициативе заказчика из-за его финансовой несостоятельности и кадровых проблем, а во многом также из-за отмены государственных гарантий обеспечения новых промысловых судов квотами на вылов. К тому же возврат государства к привычному уровню «милитаризации», а также получение заказов от ВМС Индии снова обеспечило «Звездочку» работой по основному направлению. Именно с того момента и «зависли» на северодвинских стапелях два недостроенных судна.

Все эти годы центр судоремонта искал покупателей «наиболее готового траулера». Его вроде бы намеревался купить Архангельский тралфлот, как еще в 2007 году обещал тогдашний, а с недавних пор уже бывший руководитель Росрыболовства Андрей КРАЙНИЙ во время визита в Северодвинск. Неоднократные обращения «Звездочки» о содействии в реализации траулера и предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере промышленного рыболовства были направлены в различные федеральные ведомства. В поисках потенциального покупателя «Звездочка» участвовала во всевозможных отраслевых выставках, варианты продажи судна прорабатывались с десятками рыбопромысловых компаний…

Но в конечном счете эффект дала успешная эксплуатация двух первых траулеров рыбопромысловой компанией «Ягры».  Оценить судно воочию смогли другие местные рыбопромышленники. У мезенского колхоза «Освобождение» схожая с ООО «Ягры» модель бизнеса, и там располагали информацией о имеющемся на «Звездочке» недостроенном траулере. Для нового заказчика название судна изменилось на «Койда 2» - оно стало своего рода преемником морозильного траулера «Койда», который многие годы кормил мезенских рыбаков.

Итак, за 15 лет (с 1999 года) на «Звездочке» было построено три траулера, что явно не соответствует изначально декларируемому масштабу программы… Четвертый же существует лишь в виде корпуса – по сути, «большой железной лодки», на борту которой заводские шутники, как рассказывают, однажды вывели белой краской слово «Непобедимый»… Официальное же название судна - «Солнечногорск»...

Так какие же перспективы вырисовываются у гражданского судостроения для рыбного промысла? 

Прежде всего, как поясняют специалисты, нужно исходить из того, что сегодня практически весь рыболовный флот в России унаследован от тех крупных предприятий, что были приватизированы в 1990-е. То есть пока продолжается эксплуатация старого советского ресурса – без надлежащей модернизации. Если и есть суда, приобретенные в последние 20 лет, то в подавляющем большинстве это подержанные траулеры из Норвегии и других Скандинавских стран (в Европейской части России),  а также из Японии  (на Дальнем Востоке).

По сравнению с индустриальным рыболовством в эпоху СССР сменилась и парадигма организации промысла: ныне в России нет уже крупных флотилий с крупнотоннажными плавбазами - рыбообрабатывающими фабриками. Существует множество собственников, по большей части с одним судном каждый. При этом количество рыболовных судов достаточно велико, но многие уже устарели. Изменились и технологии лова, и планирование промысла – ловят то, на что есть квоты. Но, как ни парадоксально, они не осваиваются полностью, в том числе из-за отсутствия новых, подходящих для этого промысловых судов.

Как рассказал заместитель генерального директора по гражданскому судостроению ЦС «Звездочка» Александр БЫЧКОВСКИЙ, при разработке и строительстве траулеров проекта 50010 все эти обстоятельства учитывались. Суда не предназначены для работы с большими рыбообрабатывающими базами, а оснащены всем необходимым для первичной переработки улова и, по сути, изначально ориентированы на средний бизнес. Проект разрабатывался для конкретного региона – Баренцево море, Северная Атлантика - и определенных моделей лова. Хотя конкретная конфигурация у каждого судна все же своя, необходимые изменения и усовершенствования в проект вносил и готов вносить в будущем уже конструкторский отдел «Звездочки».

Со стапелей северодвинского завода траулеры сходят уже оборудованные системами автоматики и электроники, навигационным оборудованием, нет на них только рыбообрабатывающей фабрики - такое оборудование традиционно устанавливается в основном в Норвегии – признанном лидере в отрасли. При строительстве учитывается и то, где конкретно будет эксплуатироваться траулер…

По словам Александра Бычковского, накопленный за почти два десятилетия опыт обеспечивает специалистам «Звездочки» большее, чем вначале,  понимание особенностей этого производства, и сегодня траулеры из Северодвинска вполне конкурентоспособны в Баренц-регионе. Поэтому четвертый траулер предлагают не только российским компаниям, но и соседям по Северной Европе – для работы в Северной Атлантике. Если покупатели среди рыбаков так и не будут найдены, то не исключено, что «Солнечногорск» сойдет со стапелей «Звездочки» уже не судном, а кораблем «в интересах Минобороны», как принято это обозначать, чтобы не раскрывать военных секретов.

На самой же «Звездочке», по словам ее представителей, нет желания поставить крест на гражданском судостроении для рыбного промысла. Но акцент должен быть на серийном, а не штучном производстве. Однако это уже в большей степени зависит от федеральных и региональных программ развития рыболовного флота, о чем сегодня, к сожалению, говорить пока не приходится, так как продуманная госполитика в этой отрасли фактически не сформирована. Возможно, какие-то изменения могут произойти после недавней смены руководства Росрыболовства. Пока же российские рыбаки мыслят в рамках срока действия выделенных им квот.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5