ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 12:40

Корабелы Севмаша взяли курс на освоение шельфа


Анна СМИРНОВА | 18.12.2009 10:15:00

Первая в мире морская стационарная платформа «Приразломная» практически готова к сдаче: в 2010 году она приступит к бурению и добыче нефти на одноименном месторождении в Печорском море. Тем временем на Севмаше обсуждают новые проекты по строительству судов для нефтегазового сектора.

Мировой кризис не повлиял на финансирование, а следовательно, и на сроки сдачи платформы: заказчик «Приразломной» финансирует стройку по подписанному в 2008 году договору.

Платформу заложили в декабре 1995 года. По американским меркам, за прошедший с того времени период можно было бы построить полтора авианосца. Но задержка сроков объяснима. Главной ошибкой специалисты предприятия называют то, что для ускорения работ по «Приразломной» купили у норвежцев готовую платформу «Хаттон ТЛП». Самостоятельно планировалось построить кессон – нижнюю часть сооружения, а верхнюю срезать с «Хаттона». Однако у иностранной платформы, которая эксплуатировалась 15 лет, специалисты выявили множество дефектов. Значительная часть оборудования была забракована, и, по сути, на стапелях Севмаша остался только корпус сооружения.

По словам заместителя начальника отдела строительства платформ производства морской техники для нефтегазодобычи и гражданского судостроения ОАО «ПО «Севмаш» Николая КУЗНЕЦОВА, проект платформы переделывался семь раз. Чтобы приспособить сооружение для работы в суровых условиях Печорского моря, где температура опускается до минус 50 градусов, пришлось приложить массу усилий.

Для отечественных кораблестроителей это абсолютно новый опыт: платформа, по словам Николая Кузнецова, не имеет аналогов в России и в мире. Вес «Приразломной» - 118 тысяч тонн, размер нижнего основания – 126 на 126 м.

В 2010 году многотонное сооружение будет передано заказчику. Весной планируется приступить к испытаниям, к концу года «Приразломную» транспортируют в Североморск, а оттуда – в Печорское море, где она пробурит скважину на первом промышленно эксплуатируемом месторождении российского шельфа Арктики.


Севмаш готов бороться за новые заказы. В первую очередь, для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения: Севмаш называется одним из наиболее вероятных исполнителей заказа на постройку добычного судна. По масштабам его можно сравнить с «Приразломной»: масса судна составит порядка 110 тысяч тонн, на нем будут установлены системы по очистке газа, перекачки его на материк и другие. Стоимость проекта оценивается в десятки миллиардов рублей. Всего планируется построить три таких судна.


«Мы надеемся победить в конкурентной борьбе», - говорит по этому поводу генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Николай КАЛИСТРАТОВ. Северодвинскую верфь в этом поддерживают «Газпром», «Штокман девелопмент АГ» и иностранные партнеры Штокмановского проекта.

Другой важный сектор нефтегазового производства предприятия – строительство полупогружных платформ. Это направление Севмаш освоил в 2006-2008 гг.: одновременно со строительством МЛСП «Приразломная» здесь построили два опорных основания для  полупогружных платформ MOSS (по 15000 тонн каждая).

Сейчас завод получил предложение о постройке еще одной полупогружной платформы. Как сообщил «БК» заместитель гендиректора ОАО «ПО «Севмаш» Валерий БОРОДИН, заказчиком выступает компания из Норвегии, проектант – норвежская MOSS Maritime, с которой предприятие ведет переговоры.

Как пояснил Бородин, перед заказчиком стоит дилемма: использовать на месторождении платформу или добычное судно. Если выбор будет сделан в пользу платформы и Севмаш получит заказ, корабелы построят сооружение практически «под ключ». Сейчас предприятие оценивает стоимость заказа и до конца года представит предложения заказчику.

Валерий Бородин добавил, что из-за кризиса Севмаш лишился двух заказов на строительство полупогружных платформ, по одному из которых уже был подготовлен контракт. Месторождения в Мексике, для которых предполагалось построить платформы, законсервировали. «Но, думаю, ситуация будет выправляться и мы получим заказы», - уверен Валерий Бородин.
Добавим, что одна из главных причин, замедляющих развитие сектора строительства морской техники в стране, - отсутствие квалифицированных отечественных проектных бюро.

Севмаш намерен восполнить этот пробел: 17 декабря руководство завода и французской проектной компании по освоению шельфа «Дорис Инжиниринг» подписали документы о создании совместного предприятия. Каждому из участников СП достанется доля в 50%, сообщил Валерий Бородин. Ожидается, что основной круг заказчиков составят компании России и СНГ. «Работа СП начнется, как только подпишем учредительные документы и получим первый заказ», - заключил Валерий Бородин.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей