ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Лесному комплексу не хватает логистики


Татьяна ПОТАПОВА | 13.07.2008 09:00:00

Главный фактор, который тормозит развитие лесной отрасли в регионе, - отсутствие дорог, уверены участники лесной коллегии, прошедшей на днях в Архангельске. Сырьевые базы вдоль транспортных веток освоены практически полностью, и для дальнейшего поддержания даже сегодняшних объемов лесозаготовок необходимо строительство новых лесных дорог, чтобы двигаться в глубь лесных массивов.

Сейчас строительство лесовозных дорог в области ведется только за счет собственных средств предприятий. Однако этого явно недостаточно для нормальной работы лесного комплекса. Бизнесмены предлагают властям активнее включиться в процесс, попытаться найти совместные варианты решения проблемы и - главное - помочь материально.
Стоит отметить, что вопрос о необходимости строительства в регионе лесовозных дорог поднимается не первый год. Вот только решения наболевшей проблемы власть и бизнес никак не найдут: стороны не могут определить, за чей все же счет вести строительство.
Чиновники резонно замечают, что не могут расходовать бюджетные деньги для развития коммерческих предприятий, поэтому предлагают строить дороги общего пользования, которые каким-то образом могут использоваться и как дороги для вывозки древесины. Однако лесопромышленников качество этих дорог не устраивает...

Программа не для всех...

В Архангельской области действует социально-экономическая целевая программа «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования на 2007-2010 годы». На содержание участков дорог выделяются средства из областного (более 400 млн рублей)  и из федерального (более 700 млн рублей) бюджетов. Деньги по целевой программе уже осваиваются. Однако, как отмечают лесники, на себе улучшений они пока не ощутили. Так, по словам директора ОАО «Соломбальский ЦБК» Николая ЛЬВОВА, в программу не включены предложения по ремонту участков дорог в Пинежском районе протяженностью 127 км, капитальный ремонт дорог в Шенкурском районе протяженностью 68 км, а также дорог в Плесецком и Виноградовском районах. Хотя ремонт этих дорог жизненно необходим для всех лесозаготовительных предприятий области.
В ответ дорожники заявляют, что давно просят лесопромышленников сообщать о предстоящих аукционах. Зная, какие дороги общего пользования будут задействованы предприятиями для перевозки леса, можно планировать выделение дополнительных средств на их ремонт, поясняют они.

Лесники сами портят дороги?

Сегодня, по словам директора «Архангельсавтодора» Алексея ВЕРЕЩАГИНА, дороги общего пользования, которые изначально предназначались под решение социальных задач, используются лесопромышленниками по своему усмотрению. «Нас заранее никто не предупреждает, что участок дороги будет задействован под перевозку древесины, - отмечает руководитель предприятия. - Об этом мы узнаем, когда дорога приходит в негодность».
А в негодность дороги приходят, по словам дорожников, очень быстро. «Большинство лесозаготовительных предприятий переходят на тяжеловесные автопоезда. И это в принципе понятно. Условия рынка таковы, что автопоезд должен везти минимум 60 кубов леса, чтобы перевозка была экономически выгодной. Но наши дороги такой нагрузки не выдерживают, они рассчитаны на максимальную нагрузку 6 тонн на ось», - поясняет Алексей Верещагин.
В результате  дорожному полотну наносится больший ущерб и на его восстановление требуются большие средства. Денег, как всегда, катастрофически не хватает. На сегодня Архангельская область тратит 900 млн рублей на ремонт и 700 млн рублей на содержание дорог. При таком уровне финансирования, признаются дорожники, они вынуждены выбирать мероприятия, которые обеспечивают элементарную «проезжаемость» по дорогам.

Дайте транспортные схемы

Для решения проблемы, по мнению Алексея Верещагина, в области необходимо повысить уровень нормативного содержания дорог. «Сейчас выпущено постановление Правительства РФ, которое вселяет надежду, что в 2014 году на содержание и ремонт дорог Архангельской области будет выделено 14 млрд рублей», - сообщил дорожник.
Самим же лесопромышленникам чиновники предложили предоставить транспортные схемы освоения  своих арендованных баз. «Мы должны четко понимать, каким образом бизнес собирается осваивать участки, - пояснил директор департамента ЛПК администрации Архангельской области Юрий ТРУБИН. - Тогда сможем провести сеть дорог общего пользования так, чтобы они максимально отвечали интересам лесопромышленников».
Пока же необходимые дороги лесной бизнес строит за свой счет. «Холдинг «Соломбала-лес» разработал свою программу строительства лесных дорог по всем семи лесозаготовительным предприятиям, работающим в шести районах области, - рассказывает Николай Львов. - Общая протяженность лесных дорог у этих предприятий составляет около тысячи километров. Ежегодно на содержание этих дорог мы тратим 65 млн рублей».

Верните лесосплав

Впрочем, по мнению заведующего кафедрой водного транспорта леса и гидравлики АГТУ Александра МИТРОФАНОВА, региону вообще не имеет смысла строить автомобильные дороги. «Наши основные лесные массивы находятся от переработчиков на расстоянии более 200, 400 и даже тысячи километров, - поясняет ученый. - Строить автомобильные дороги на такие расстояния попросту бессмысленно, экономически не рентабельно. Транспортные расходы в этом случае недопустимо большие, при том, что в идеале в стоимости сырья они не должны превышать 10-12%».
В советское время, вспоминает Александр Митрофанов, среднее расстояние вывозки автомобильным транспортом равнялось 40 км, во-зить лес дальше 80 км автомобильным транспортом запрещалось по экономическим соображениям. Большая часть древесины - 14 млн. кубометров леса в год - тогда сплавлялась по рекам. «В области практически все предприятия были запроектированы на принятие леса из воды и работали на дешевом сырье, - говорит Александр Митрофанов. - Благодаря низким транспортным расходам регион не знал проблем с реализацией продукции на мировых рынках. Если бы мы сейчас продолжали работать так же, то область не знала бы никаких финансовых и социальных проблем».
В настоящее время перевозка лесных грузов в плотах в Архангельской области составляет около одного млн кубометров в год. Перевозка леса на судах - около 500 тысяч кубометров в год. И это при потенциале до 4 млн кубометров в год.
Между тем данный вид перевозки продолжает оставаться наиболее дешёвым. Так, для транспортировки 200 тысяч кубометров леса от Верхней Тоймы до Архангельска достаточно одного буксира мощностью 300 л. с. Для перевозки такого же объёма древесины по автомобильной дороге потребовалось бы 600—700 КамАЗов.
«Переход на водный транспорт может сделать реальным решение проблемы, - уверен Александр Митрофанов. - Это поможет разгрузить дороги области и удешевить перевозку леса».
Конечно, потребуются деньги для проведения дноуг-лубительных работ, придется разработать проекты буксировки по малым рекам, обучить специалистов, но эти затраты, уверен ученый, достаточно быстро окупятся.
К тому же такой вид перевозки позволяет осваивать труднодоступные лесные массивы.


Экспертное мнение

Заведующий кафедрой водного транспорта леса и гидравлики АГТУ Александр МИТРОФАНОВ:
- Дальнейшая судьба лесопромышленной отрасли региона может развиваться по нескольким сценариям в зависимости от действий, которые будут предприняты.
Первый и самый неудачный вариант действий — не делать ничего. В этом случае архангельская лесозаготовительная отрасль развалится и основные лесные массивы, которые находятся на территории области, перейдут к соседям. Что будет с самой областью, тоже большой вопрос.
Второй вариант: можно перенести перерабатывающие предприятия в районы заготовки древесины и таким образом снизить транспортные расходы. В этом есть определенный смысл. Так, по моей информации, уже сегодня только в Плесецке построено несколько лесопилок, ведется строительство и в других районах. Но в данном варианте есть ряд существенных недостатков. Во-первых, потребуются огромные затраты на строительство новых заводов при наличии действующих. Во-вторых, появится проблема с  недостатком рабочей силы в новых регионах строительства - работники, занятые в сельском хозяйстве, перейдут на новые предприятия, стройки.
К тому же добиться принципиального снижения транспортных расходов все равно не удастся. В дальнейшем продукцию этих предприятий придется везти обратно в Архангельск.
Поэтому я считаю, что в Архангельской области необходимо восстановить водные транспортные артерии и внедрить новые экологически чистые технологии лесосплава на базе «плоских сплоточных единиц» для больших расстояний транспортировки и при малых глубинах на реках. В таких сплоточных единицах древесина вольницей самосплавом или на тяге маломерными судами может выводиться по самым малым рекам, где раньше был молевой сплав.
В результате в разы снизятся транспортные расходы, увеличатся объемы заготовки древесины, будут решены социальные проблемы занятости населения и в городах, и в районах, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5